Драматизация как способ развития творческих способностей учащихся
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему

Степанцева Ирина Федоровна

В этой статье .....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Драматизация как способ развития творческих способностей учащихся

 с использованием личностно-ориентированного подхода

Каждый человек от природы рождается с огромным творческим потенциалом. И особенно это ярко проявляется в детском возрасте. Только дети видят наш будничный мир ярким и красочным, но, к сожалению, социум не всегда поддерживает этот дар и он постепенно угасает.

В каждой группе встречаются  ученики, имеющие проблемы в общении со взрослыми и сверстниками,  тревожные дети, ученики – лидеры. Реализация проекта драматизации – это уникальная возможность социализации учащихся различных возрастных групп, с разным уровнем английского языка, с разным темпераментом и характером в совместной творческой работе, и  тем самым  способствовать выработке навыков языкового общения учащихся и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Драматизация,  как особый вид эстетического воспитания развивает способность воспринимать пластический образ событий, пластическое восприятие жизни вообще и себя в этой   жизни,  восприятие жизни в действии  и через действие.  Драматизация, как вид художественного творчества, художественной  активности, способствует созданию человека активного переживанию и яркого выражения своего  «я» в жизни и работе. Драматизация является лучшей школой эстетического воспитания, т.к. она органически объединяет живопись, пластику, музыку, слово и драматическое искусство. Драматизация творчески  упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, , , внимание, художественные способности, ритмичность, пластичность  и, благодаря этому  расширяет творческую личность ученика.

Особенность драматизации заключается в томя. Что одновременно с отработкой языкового материала, ведется работа над его сценическим воплощением, Необходимо   научить учащихся правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с четкой дикцией и интонацией. Как правило, основная идея спектакля связывает отдельные его части, которые могут быть изменены в зависимости от аудитории, возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, а также изученного  материала, Здесь могут проявлять себя абсолютно все, даже самые застенчивые и малоактивные учащиеся вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную  лепту в общее дело.  В распределении ролей учитываются как языковые, так и актерские возможности. Одни получают роли на английском языке, другие поют, танцуют, третьи работают  над гримом, костюмами и театральными программками. Прием драматизации позволяет овладеть основами всех видов речевой  деятельности,  т.к. создает базу  для обучения аудированию и говорению. В ходе репетиций все артисты не только запоминают слова своей роли, но и практически  всю пьесу от начала и до конца, что помогает  пополнить и активизировать лексический запас каждого участника постановки. Кроме того, по ходу работы над постановкой идет работа над грамматикой, произношением и интонацией.

Прием драматизации в своей работе я использую уже давно. Постановка сценок и спектаклей является любимым  видом проектной деятельности моих учащихся.  Начинали мы работать над проектом «Мир  сказок».  На уроке мы превращались в сказочных героев, ходили друг к другу в гости оказывались в различных ситуациях, придумывали диалоги и монологи. Разыгрывали сценки. Цель проекта состояла в том, чтобы через игру расширить представление учащихся об окружающем мире. Познакомить с фольклором, национальными английскими традициями, сформировать  интерес  к изучаемому языку, развить творческие способности. Что касается языковых умений, то в ходе реализации проекта закреплялась ранее изученная лексика и осваивалась новая. Конечным результатом этого проекта стала постановка спектакля по сказке О.Уайлда « Счастливый принц».

Первый этап был подготовительный.  Мы говорили о театре, о постановках, которые они видели. Затем мы прочитали сказку, обсуждали характер и поступки героев, декорации, костюмы. Однако. Некоторые учащиеся отказались участвовать, честно признавшись, что они бояться не справиться. Я не настаивала. Но постепенно во время репетиций, когда неуверенные в своих силах учащиеся видели что и как делают другие участники, а работали мы легко, дружно и весело, постепенно поверили в свои силы, влились в общее дело и прекрасно справились с поставленными перед ними задачами.

Кроме  песен, которые участники спектакля исполняли и хором и соло, я включила в постановку отрывки из произведений Моцарта, Верди. Сен-Санса, Бетховена и Чайковского. Не скрою, вначале было сомнение. Не слишком ли сложную музыку я предлагаю участника м спектакля, поймут ли они ее.

 Поэтому, прежде чем дать  ученикам прослушать тот или иной музыкальный фрагмент, я попросила их слушать внимательно и затем высказаться, как они думают, что композитор хотел сказать своей музыкой, что они услышали в каждом из музыкальных фрагментов и какие чувства каждый музыкальный отрывок  всколыхнул в их душе. К моей радости, учащиеся очень точно уловили где печаль , а где радость; где смерть, а где торжество добра. И все единодушно высказались, что музыка очень красивая.

Затем последовали «Том Соейр», «Мери Поппинс», «Питер Пэн» и другие постановки.

Как – то, в последний учебный день перед каникулами, я предложила учащимся  посмотреть мюзикл «Моя прекрасная Леди»  с очаровательной Одри Хэпберн  в роли  Элизы. Фильм был встречен с восторгом и ,вдруг, одна ученица  воскликнула: « А давайте это поставим!». Идея всем очень понравилась. Посколько, желающих  участвовать в постановке было так много, что нам при шлось разделить  весь спектакль на  5 частей, с тем, чтобы все желающие смогли в нем участвовать, в каждой части был новый состав  артистов.

И, если  до этого  мы показывали наши работы на внутришкольных  мероприятиях, выступали перед родителями, то с «Моей прекрасной Леди» мы дебютировали на районном конкурсе «Творческая мозаика» и сразу заняли 1 место.

Одной из самых наших любимых постановок стал мюзикл «Звуки музыки». И в этот раз мы блестяще выступили на « Творческой мозаике», став вновь победителями. После этого нас пригласили показать нашу работу  в Финляндии на международном  театральном фестивале « Черное и белое». Это был триумф!.

Конечно же,учащиеся испытывают огромную радость и удовлетворение, получают большую пользу от своей работы.

Однако, постановка спектаклей = это достаточно тяжелый и напряженный труд.как для учителя, так и для учащихся. На постановку каждого спектакля уходит до трех месяцев. Всю творческую работу можно разделить  на следующие этапы:

  • Знакомство  с произведением, которое предстоит поставить, разговор об авторе, эпохе.
  • Знакомство с самим произведением, разбор лексического и грамматического материала .
  • Распределение ролей и разучивание текста.
  • Выход на сцену ( кто где стоит, как и от куда выходят, мизансцены, передвижение
  • Отработка  каждой сцены отдельно, роли наполняются эмоциями,мимикой, жестами.
  • Репетиции от начала до конца со всеми хореографическими и вокальными элементами.
  • Выступление

Эта работа приводит к следующим результатам:

  • Разрешается непонимание между учителем и учеником, создается атмосфера доверия.
  • Учащиеся становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе, учатся работать в команде, терпимее относится к друг другу.
  • Формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания.
  • Ситуация успеха побуждает 0443еника к дальнейшей деятельности.
  • Игра будит творческую фантазию.
  • Драматизация  помогает развить у  ученика языковую компетенцию, даже,если языковая подготовка находится не на самом высоком уровне.Участвуя в спектакле,
  • Учащиеся слушают слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование -  один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Поэтому, любая дополнительная возможность в практике аудирования полезна ученика м.
  • Учащиеся начинают использовать английский яык во внеучебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся

Выявить эффективность влияния проектного метода на развитие творческих способностей учащихся....

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

как могут помочь проектные технологии в условиях перехода на ФГОС...

Проектирование как способ развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Из опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время"...