ИКТ в обучении иностранному языку
методическая разработка по английскому языку на тему

Васильева Людмила Ивановна

Сводная информация по применению компьютерных технологий в преподавании иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку

В современном обществе создалась ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в мире. И мы, учителя, должны активно внедрять компьютеры в процесс обучения. Ученик должен овладеть навыками применения информационных технологий для расширения языковых и страноведческих знаний, для получения неограниченного доступа к электронным справочникам, словарям, энциклопедиям и другим источникам знаний. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить нужную информацию, активно включаясь в поисковую деятельность, применяя Интернет-ресурсы.  Использование информационных технологий в учебном процессе является существенным фактором современного урока,  который   способствует повышению активности учащихся через повышение мотивации,  индивидуализации процесса обучения, формированию культуры общения посредством иностранного языка. Вот почему использование современных информационных технологий является приоритетным направлением на современном этапе обучения иностранным языкам.

В нашей школе имеется реальная возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Кабинет английского языка оснащен современными компьютерами, наушниками с микрофонами, имеется локальная сеть, доступ к ресурсам сети Интернет. Компьютеры существенно расширяют возможности учителей по активизации познавательной деятельности учащихся, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям наших учащихся. Помогают сделать уроки более яркими, насыщенными, способствуют проявлению интереса  учащихся к предмету.

В среднем и старшем звене я использую интерактивные мультимедийные приложения к учебным пособиям издательств “Cambridge University Press”, “Oxford University Press” различных уровней, компьютерные версии словарей. Материалы данных программ подбираю с учетом изучаемой темы и использую как во время урока, так и во внеурочное время. С помощью данных компьютерных приложений решается ряд дидактических задач: отработка произношения, пополнение словарного запаса учащихся, формирование и развитие лексических и грамматических навыков, в игровой форме осваивается сложный материал. Данные программы могут быть использованы как в качестве обучающих, так и контролирующих программ, как при обучении грамматике и лексике, так и  при обучении аудированию и говорению. При помощи компьютерных версий словарей школьники имеют возможность прослушать правильное произношение слов, узнать, как это слово может употребляться в предложении, увидеть зрительный образ слова при помощи картинки или видео. Красочность, комбинация текстов и звуков, наличие игровых моментов, анимация, разнообразие видов деятельности вызывают живейший интерес у школьников. Компьютерные обучающие программы и  игры существенно обогащают учебный процесс и позволяют реализовывать новые подходы к обучению. При этом сам процесс становится куда более продуктивным и менее утомительным. К тому же, значительно облегчается работа учителя на уроке.

Совместно с учащимися старших классов разработаны программа 'Test your grammar' для проверки лексико-грамматических умений и навыков.

Результаты свидетельствуют о том, что при помощи данной программы можно быстро без особых усилий и временных затрат восстановить в памяти ранее изученное, вследствие чего увеличивается время устной практики для каждого учащегося.

Опыт создания и использования компьютерных программ убеждает в целесообразности их использования для организации дифференциального обучения: компьютер оказывает значительную помощь в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися. Для подготовки к олимпиаде по английскому языку большое значение играет использование учащимися компьютерных программ и ресурсов сети Интернет. Сильным школьникам с помощью ЭВМ предлагаю более трудный материал или даю дополнительный теоретический материал, рассчитанный на расширение их кругозора. Огромную роль приобретает самостоятельная работа, т.к. у ученика есть возможность заниматься дома дополнительно в удобное для него время.

Результатом использования компьютерных обучающих программ  является:

  • реализация личностно-ориентированого подхода в обучении иностранному языку с учетом
  • возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и  уровня  обученности учащихся;
  • повышение качества обучения английскому языку и мотивации к  предмету;
  • организация самостоятельной работы учащихся.

Общеизвестно, что основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, а коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурной коммуникации. Интернет помогает созданию подлинной языковой среды, способной вызвать естественную потребность в общении на иностранном языке и отсюда – потребность в изучении иностранных языков.     Для меня Интернет – это  источник дополнительных материалов. Материал, взятый из ресурсов сети Интернет – это аутентичный материал, созданный носителями языка, поэтому он пользуется несомненным преимуществом. Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы как в урочное, так и во внеурочное время. Вебсайты, которые представляют несомненный интерес для учителя и учащихся, материалы которых я использую,  следующие: сайт http://www.oup.com/elt/onlinepractice/, издательства ‘Oxford University Press’,  содержит огромное количество информации для учителей английского языка. Это информация об учебных пособиях, информативные статьи и форумы, подробная информация о международных экзаменах и личные советы экзаменаторов, методические материалы и материалы для профессионального роста преподавателей, практические советы и рекомендации, а также  интерактивные задания для учащихся по грамматике и лексике, чтению и аудированию, и, конечно же,  игры, способствующие более быстрому усвоению нового материала. Сайт http://www.onestopenglish.com, издательства ‘Macmillan’,  также содержит информацию об учебных пособиях, информативные статьи и методические материалы. На этом сайте  можно найти готовые разработки уроков практически по любой теме. Каждая тема разработана для школьников с разным уровнем подготовки – от начального до высокого. Выполнение заданий происходит в режиме on-line.   На сайтах http://www.londontown.com/, http://www.timeout.com/ содержится информация о Лондоне, столице страны изучаемого языка, которую можно использовать при проведении уроков – экскурсий. На таких уроках можно познакомить учащихся с реалиями страны изучаемого языка, «посетить» музеи и картинные галереи, «купить» билеты в театр или кино, «заказать» номер в гостинице, узнать часы работы и стоимость посещения, «распланировать» каникулы в Лондоне, и т.д. и т.п.  И  все это можно сделать, используя реальные сведения, что, несомненно, повышает интерес к выполняемому заданию, и, в конечном счете, к предмету, т.к. уроки с использованием ресурсов сети Интернет вызывают огромный интерес у школьников. Сайт http://uk.encarta.msn.com/encyclopedia  это электронная энциклопедия, в которой можно найти практически любую интересующую информацию для подготовки проекта, для расширения знаний учащихся и учителя.  Для ознакомления с форматом заданий ЕГЭ и тренировки используем сайт Федерального института педагогических измерений. Значимость сети Интернет также  в том, что всегда можно воспользоваться самой свежей информацией или подобрать необходимый материал по той или иной проблеме. Практика доказывает, что при правильном и разумном использовании возможностей глобальной сети, Интернет  может стать полезным и необходимым средством обучения английскому языку,  способствующим повышению качества знаний учащихся. Опыт совместной творческой работы показывает, что использование компьютерных технологий в процессе обучения способствует активному формированию информационной культуры учащихся и педагогов.

В практику своей работы я активно внедряю самые разнообразные формы учебных занятий с  использованием ИКТ: проектно-исследовательскую деятельность учащихся, уроки с компьютерной поддержкой, презентациями и т.д. С помощью компьютерных презентаций можно создавать очень эффектные слайды и эффективно использовать их в учебном процессе. Я широко использую презентации для введения и закрепления грамматических структур и лексических единиц, а также во внеклассной работе. Яркость и красочность презентаций позволяют вводить новый материал более наглядно, анимационные и звуковые эффекты способствуют более быстрому усвоению и запоминанию программного материала. Проведенные уроки и внеклассные мероприятия служат тому примером. При составлении компьютерных презентаций неоценимую помощь мне оказывает коллекция для интерактивной доски ‘Smart  Board’, которая имеется в нашей школе.

Компьютер также является незаменимым помощником учащихся и учителя в проектной деятельности, так как в последние годы компьютерные презентации широко применяются учащимися при работе над проектами. Созданные ими компьютерные презентации впоследствии используются при проведении уроков, элективных курсов, во внеклассной работе и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...