Секреты английской фонетики
методическая разработка по английскому языку на тему

Программа курса для начальной школы в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_angliyskoy_fonetiki.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Программа курса для начальной школы

в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг

«Секреты английской фонетики»

        Составила: Юхновец Маргарита Сергеевна, учитель английского языка

г. Нижневартовск


Пояснительная записка

Владение языком стало рассматриваться, как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство социализации. Значительное изменение социального заказа привело к перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку.
Сегодня одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности.

Основное назначение предмета “Иностранный язык” состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное общение с носителями языка.

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

Постановка правильного произношения у младших школьников является одной из основных задач раннего обучения иностранному языку
Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была
актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения.

Предметом работы послужил процесс формирования произносительных навыков учащихся на начальном этапе изучения иностранного языка.

Объектом данной работы является обучение чтению вслух как средству формирования произносительных навыков.

        В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. На начальном этапе закладываются основы владения чтением. Учащиеся должны научиться читать  вслух небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал; соблюдать правильное ударение в словах и фразах, правильно интонировать предложения в тексте; находить в тексте необходимую информацию.

        Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые фонетическими особенностями английского языка. В связи с этим, была разработана программа, направленная на восполнение пробелов в знаниях учащихся начальной ступени обучения. Программа носит название «Секреты английской фонетики». Курс данной программы был разработан на основе учебно-методического пособия: Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе, автора Шульман А. М.

        Цель курса – формирование и развитие базовых навыков чтения, образного мышления и познавательной мотивации у обучающихся на начальном этапе изучения английского языка через интенсивную практику,

Задачи курса:

  1. научить учащихся пользоваться знаками транскрипции;
  2. усвоить основные правила чтения;
  3. научить самостоятельно пользоваться двуязычным  словарем;
  4. научить читать вслух и понимать небольшие тексты;
  5. пробудить интерес к дальнейшему изучению английского языка.

Практическая значимость курса состоит в том, что предлагается конкретный материал по обучению произносительной  стороне речи, по формированию умений и навыков в виде разработанного комплекса упражнений, который в дальнейшем может быть использован для обучения на начальном этапе в общеобразовательной школе.

Программа рассчитана на 16 часов (2 раза в неделю)        .


Содержание обучения чтению.

  1. Лингвистический компонент.

Учащиеся усваивают буквы английского алфавита, они должны уметь назвать её и звук, который она передает. Минимальной единицей обучения чтению на английском языке является слово, которое и позволяет учащимся овладеть техникой чтения – озвучиванием графического образа слова – по правилам чтения. Чтение словосочетаний обучает детей не только озвучиванию слова, но и расстановке ударений на словах согласно нормативным правилам английского языка.

  1. Психологический компонент.

Необходимо выявить те навыки  и умения, которые составляют суть самого чтения. Овладение чтением начинается с восприятия печатного слова, его озвучивания и понимания, иными словами, с овладения графемно-фонемными соответствиями в английском языке. Этому же служит чтение словосочетаний, предложений и текста. Последние предполагают и обучение интонации. На начальном этапе, когда закладываются основы чтения, оно проходит в форме громкого чтения или чтения вслух. Обучение ведется на основе звукового письма. Учащиеся читают усвоенные устно слова в транскрипции. Понимание подкрепляется картинками и звукозаписью. Роль чтения на начальном этапе чрезвычайна велика. Оно позволяет обучаемому и обучающему видеть и контролировать процесс становления чтения на изучаемом языке.

  1. Методологический компонент.

Обучение чтению на английском языке начинается со слов, организованных по правилам чтения гласных и буквосочетаний, представленных в большинстве своем ключевым словом. Это ключевое слово служит ученику опорой для чтения других слов по данному правилу. Поэтому учащихся необходимо научить пользоваться ключевыми словами для правильного прочтения всех остальных слов самостоятельно.  Учащихся следует также научить пользоваться знаками транскрипции, сначала частичной для овладения разночтением гласных и некоторых согласных буквосочетаний. Овладение умениями самостоятельно пользоваться ключевыми словами и правилами чтения, транскрипцией при чтение незнакомых слов, догадываться о значении незнакомых слов открывает большие возможности учащемуся для успешной самостоятельной работы и в классе, и дома.

На начальном этапе обычно используются упражнения двух типов.

  1. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости. Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку. Слова могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Здесь также можно попросить определить звуки родного и иностранного языков. Такое упражнение развивает речевой слух и готовит почву для другого типа упражнений.
  2. Упражнение на воспроизведение. На начальном этапе ученики часто повторяют слова, словосочетания и речевые структуры за учителем или диктором. На уроке это может быть как хоровое проговаривание, так и индивидуальное. И то и другое очень важно. При хоровом проговаривании учитель дирижирует, задает определенный ритм, определяет паузы, обозначает ударения. В хоре любые из допущенных нарушений можно заметить, но они не столь явны. Ученик может стесняться выполнять упражнение перед всем классом один, а вместе с товарищами это и интересно, и не так пугает.

Большое внимание при обучении устной речи должно уделяться правильному произношению. Дети хорошо имитируют, но нельзя доверять только имитации. Нужно давать элементарные понятия об артикуляции звуков, об ударных и неударных слогах, о мелодии утвердительных и вопросительных предложений. Конечно, объяснение не исключает постоянной тренировки, на каждом занятии проводятся фонетические упражнения, тренирующие произношение звуков, слов, фраз. Чтобы научить произносить предложения с правильной интонацией, учитель разбивает предложения на смысловые группы.

Следует предусмотреть два вида фонетических упражнений. Они планируются заранее и направлены на отработку произнесения тех звуков, которые представляют трудность для учащихся.

Кроме того, в процессе обучения проводятся коллективные упражнения на произнесение звуков, в которых 6ольшинство учащихся допускают ошибки. Эти упражнения заранее не планируются, учитель включает их по мере того, как в них появляется необходимость. Индивидуальная работа над произношением проводится в связи с ошибками какой-то части учащихся или даже отдельных учащихся. Для их исправления можно использовать упражнения на чтение слов, фраз.

Звуковой строй и интонацию иностранного языка дети младшего возраста лучше всего усваивают имитативным путем. Повторение за учителем коротеньких стихов, считалочек, пословиц, поговорок является эффективным методом обучения фонетике.

Игры на иностранном языке увлекают младших школьников, вносят элементы занимательности. На начальной стадии обучения короткие стихотворения, содержащие речевые образцы и нужный лексико-грамматический фонетический материал особенно необходимы, так как ими можно пользоваться как игровым материалом.

Фонетические игры

1. Учитель произносит один из пройденных гласных звуков и бросает мяч кому-либо из учеников, который ловит мяч, говорит слово, содержащее данный звук, и бросает мяч учителю. Тот бросает мяч втором ученику, третьему и т. д. Если ученик ошибся, он выбывает из игры.

Когда запас слов на данный звук исчерпан, учитель называет другой звук и игра продолжается.

2.Ученики получают карточки с буквами. Учитель называет, например, букву "а", учащиеся поднимают карточку с этой буквой. Если кто-либо в команде ошибся, команда получает минус. Выигрывает команда, которая получит меньше минусов.

3.Дается рисунок, изучив который, надо назвать определенное количество предметов, изображенных на нем, начинающихся с заданной буквы. Например, ребята задумывают буквы "р" и условливаются найти 10 слов, начинающихся с этой буквы.

Внимательно рассмотрев предметы на картинке, они называют слова. Победителем становится тот, кто правильно назовет по-английски 10 предметов.

4.На доске написаны несколько фонетических значков, вызванный ученик пишет под соответствующим значком столько слов, содержащих данный звук, сколько он помнит. Его команда получает плюс за каждое правильно написанное слово.

5.Учитель пишет на доске 10-15 слов и просит в течение 2-3 минут расположить их в алфавитном порядке. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

6.Учитель пишет на доске слова с переводом и предлагает учащимся внимательно посмотреть и запомнить их. Он предупрежддет, что через несколько секунд сотрет слова и вызовет из каждого ряда по ученику. Каждый из них должен будет произнести все слова с переводом. Победит тот ряд, представитель которого запомнит все слова с переводом и без ошибок.

7.На доске пишется ряд слов, например: A map, a book, an apple. Один из учащихся выходит из комнаты. Ведущий вместе с другими учениками выбирает одно из написанных слов. Вышедший из комнаты возвращается и спрашивает, стараясь отгадать: Is it a map и т. д., до тех пор, пока не отгадает. Если слово угадано, уходит из комнаты тот, на кого пала отгадка.

Кроме того, на уроках английского языка учитель может использовать различные упражнения в качестве фонетической зарядки.

Упражнения на артикуляционную гимнастику 

1.Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны не напряжены.

2.Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутрейнюю поверхность правой и левой щеки.

3.Сделайте оба упражнения на четыре счета, язык упирается в альвиолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки .

4. Откройте рот, максимально опустите челюсть. Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.

5. Максимально отведите углы губ назад.

6. Максимально выдвиньте губы вперед.

7. Быстро смените положение губ.

8. Сделайте разминку, зажимая губы зубами.

9. Выдвиньте губы вперед, усильте и ослабьте лабилизацию.

10. Приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы.

Упражнения на развитие речевого (фонематического и

интонационного) слуха

1. Прослушайте в магнитной записи слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.

2. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

3. Определите количество слогов в услышанных словах.

4. Определите на слух принадлежность слов к родному или иностранному языку ( подбираются слова со сходным звуковым составом)

5. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.

6. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

7. Определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения.

Формирование произносительных навыков 

1. Прослушайте пары слов на русском и английском языках и повторите за учителем только слова на английском языке.

2. Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение: гласных (согласных ) в начальной (конечной) позиции.

3. Повторите за учителем отдельный звук (звукосочетание, слог, слово, синтагму, фразу)

4. Произнесите услышанное слово по слогам.

5. Примите участие в предлагаемой фонетической игре.

6. Повторите за диктором в паузе отдельный звук (сочетание звуков, слова).

7. Послушайте и повторите за диктором в паузах 2-3 раза слова с изучаемым звуком.

8. Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.

9. Прочитайте текст по синтагмам вслед за диктором .

10. Выучите наизусть скороговорку, (рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.

Требования к уровню подготовки обучающихся по прохождении курса:

В результате данного курса ученик должен:

1) знать/понимать:

- алфавит, буквы, буквосочетания (ck, ey, th, ee), звуки изучаемого языка;

- правила чтения: гласных букв (Aa, Ee, Ii, Oo, Uu) в открытом и закрытом типе слога; буквосочетаний ( ey, you, ck, th, ee);

- особенности интонации основных типов предложений;

2) уметь:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников,

- участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

- составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- списывать текст на английском языке, вставлять в него слова в соответствии с решаемой задачей;

3) использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- преодоление психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;

- ознакомление с детским зарубежным фольклором;

- более глубокое осознание некоторых особенностей родного языка.

Формы контроля

В данном курсе применяется текущий контроль в виде устных опросов, составлении диалогов и ответов на вопросы учителя.

Итоговый контроль предполагает выполнение небольших тестовых заданий, чтении текстов и понимание их основного содержания, выполнение небольших проектов на заданную тематику.

Тематическое распределение материала курса «Секреты английской фонетики».

Тема

Содержание

К-во часов

1

Введение. Жители волшебной страны.

Общие сведения о звуковом строе английского языка.

1

2

Английский алфавит.

Повторение букв английского алфавита.

1

3

Трудности английской фонетики.

Особенности произношения.

1

4

Секреты английских звуков.

Фонетический строй.

1

5

Город согласных звуков

Звонкие и глухие согласные. Особенности произношения.

2

6

Город гласных звуков.

Произношение гласных звуков. Монофтонги. Дифтонги.

2

7

Правила чтения гласных букв.

Чтение гласной в ударном и безударном слогах. Буквосочетания гласных: от буквы к звуку.

3

8

Правила чтения согласных букв.

Буквосочетания согласных: от буквы к звуку.

2

9

Английская интонация.

Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения.

1

10

Особенности словообразования.

Наиболее употребительные приставки и суффиксы.

1

11

Праздник в стране «Фонетика».

Праздник Алфавита.

1

Всего

16


Список литературы

  1. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007г.
  2. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2010г.
  3. Абрамова Н.А. Читаем по-английски: правила, упражнения, исключения. – Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
  4. Шульман А.М. Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе: учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2008г.
  5. Малышева Н.К. Секреты английских звуков: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 2 классе "Секреты английских гласных"

Презентация предназначена для использования на уроках английского языка во 2 классе при изучении правил чтения гласных букв и буквосочетаний  a+r;  a+l l Цель урока: Научить правильно читат...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты английского языка"

Рекомендована для подготовки обучающихся к ОГЭ...

БУКЛЕТ СЕКРЕТЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1

БУКЛЕТ СЕКРЕТЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Секреты английского.Подготовка к ОГЭ» Внеурочная деятельность по английскому языку

Данный курс предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка и для тех, кто выбрал английский язык в качестве предмета для сдачи ОГЭ....

Обучение английской фонетике в школе.

Перед тем, как описывать особенности английской фонетики, необходимо дать её определение. Говоря простым языком, фонетика – это звуковой состав языка: звуки, звукосочетания, ударение, ...

В чём секрет английской недели

Материалы исследовательской работы...