Статья: «Игровые приемы обучения лексической стороне речи иностранного языка»
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Борисова Альбина Павловна

Успешное развитие речевых умений невозможно без прочных знаний, умений и навыков в области лексики, ибо лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Обучение лексической стороне речи является средством обучения всем ВРД, т.к. в основе как устной речи, так и письменной лежит слово.

   Лексическая система языка - наиболее открытая и сложная для овладения. Большее количество ошибок,  допускаемых учащимися в устной и письменной речи, падает именно на словоупотребление.

   Таким образом, целью данной статьи является теоретическое обоснование возможностей применения игровых приемов обучения лексике АЯ, представив различные формы и приемы обучения иноязычной лексике, а также, разработав игровые формы и приемы для каждого этапа обучения лексике на среднем этапе обучения средней общеобразовательной школы    (5-8 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Игровые приемы обучения

лексической стороне речи иностранного языка»

Автор:

Борисова Альбина Павловна,

учитель английского языка

МБОУ СШ №10 г.Павлово

Нижегородской области

г.Павлово

2015 год

Аннотация

   Успешное развитие речевых умений невозможно без прочных знаний, умений и навыков в области лексики, ибо лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Обучение лексической стороне речи является средством обучения всем ВРД, т.к. в основе как устной речи, так и письменной лежит слово.

   Лексическая система языка - наиболее открытая и сложная для овладения. Большее количество ошибок,  допускаемых учащимися в устной и письменной речи, падает именно на словоупотребление.

   Таким образом, целью данной статьи является теоретическое обоснование возможностей применения игровых приемов обучения лексике АЯ, представив различные формы и приемы обучения иноязычной лексике, а также, разработав игровые формы и приемы для каждого этапа обучения лексике на среднем этапе обучения средней общеобразовательной школы    (5-8 класс).

    Разработка и внедрение игр в процесс обучения способствует более эффективному запоминанию и, следовательно, значительному расширению и пополнению лексического запаса учащихся по различным сферам общения.

Основная часть

   Включение детей в языковую сферу, изучение предмета и овладение знаниями по АЯ происходит неодинаково. У одних детей знания на уровне стандарта и выше, в то время как у других при равных условиях обучения показатель ниже. Поэтому у учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока.

   Выявлено, что школьник V-VIII классов еще испытывает большую потребность в игровой деятельности. Поэтому каждому творческому учителю необходимо вводить в учебный процесс разнообразные познавательные игры.

   Игровые приемы используются в обучении всем аспектам языка, важным из которых является лексический аспект. Чем быстрее ребенок овладеет минимальным запасом слов, тем скорее он может перейти к истинной коммуникации. Недостаточные знания грамматики и несовершенное произношение обычно не являются препятствием для общения.

   Поэтому целесообразным становится рассмотреть особенности и сущность различных обучающих игр, направленных на овладение лексикой иноязычной речи.

   Одной из наиболее привлекательных особенностей игр со словами является то, что они очень просты и не требуют сложных приспособлений.

   Для отработки лексического материала темы «Еда. Продукты», изучаемой в шестом классе, можно использовать игру «Alphabet Dinner». Первый играющий говорит: «Today I had for dinner some...» и называет что -либо съедобное, начинающееся с буквы «А» (apples). Второй ученик говорит: «Today I had for dinner some apples and bananas», повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «В». И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него учащимися, и назвать свое слово, выбывает из игры.

   Для усвоения лексики по теме «Качественные прилагательные» используется игра «My Neighbour's Cat». В игре «My Neighbour's Cat» в первом варианте играющие подбирают прилагательные в алфавитном порядке. Один из учащихся говорит: «My neighbour's cat is an amazing cat», выбрав прилагательное, начинающееся на букву «А». Следующий ученик должен придумать другое определение, начинающееся на букву «А»               (например: «My neighbour's  cat is an awful cat») и т.д. В следующем раунде ребята придумывают прилагательное, начинающиеся на букву «В», затем на букву «С» и т.д. Если играющих много, можно использовать вариант, когда каждый следующий ученик повторяет все, сказанное до него,  и называет свое слово.

   На этапах  закрепления и повторения можно использовать игру «Let's make up a story». Один из учащихся называет первое слово, второй добавляет следующее, третий - еще одно и т.д., пока не получится небольшой рассказ. Например: 1)one, 2)day, 3)Jack, 4)met, 5)a hippopotamus, 6)walking,   7)down, 8)the road... .

   Цель игры «Stairway» - построение лестницы из слов, в которых постепенно увеличивается количество букв. Один из играющих выбирает букву алфавита, и все ребята записывают (в течение заранее определенного времени) слова, начинающиеся с этой буквы: слово из двух букв, слово из трех букв и т.д. В лестнице не должно быть пробелов (т.е. нельзя назвать слово из пяти букв, если ему предшествовало слово из трех букв). Победителем становится тот, кто последним назовет слово. Приведем пример: I, in, ink, into, image, inside, illness, illusion, important, impossible, improvement, indifference, intelligently, implementation.

        Одной из наиболее широко распространенных игр являются «Анаграммы» или «Jumbled Words». Учитель дает ребятам карточки с буквами с тем, чтобы они составили из них слова. Обычно слова выбираются по какой - либо определенной теме, например: «Животные», «Цветы», «Школьные предметы». Учащимся сообщается название темы. Победителем становится ученик, который первым правильно составил все слова из имеющихся у него букв, или тот играющий, который назвал наибольшее количество слов в течение заранее определенного времени. Например: ooglyib, rat, ythosri, ghlinse, aeoygghpr, scuim, shtma, retatileru ( ключ: Biology, Art, History, English, Geography, Music, Maths, Literature).

   Цель другой игры - анаграммы «Trandsadditions» - составление слов при помощи добавления одной - двух букв к слову и перестановки букв в слове. Вот несколько примеров: nose + c = scone; vest + o = stove; chat + w = watch; lead +i = ideal; fine + k = knife; pale + t = plate; rags + s = grass; wolf + e + r = flower.

   В другой игре «Word Search» необходимо найти слова, спрятанные в клетках. Сетки следует подготовить заранее. Координатная сетка содержит на первый взгляд беспорядочный набор букв. Играющим предлагается найти в сетке по горизонтали, вертикали, диагонали и т.д. спрятанные слова. (Уровень сложности может определить учитель.) Предпочтительнее использовать слова, относящиеся либо к одной теме, либо изучаемые в рамках одной учебной единицы (lesson или unit). Когда учащийся найдет слово, он должен отгадать следующее.

   На среднем этапе обучения для закрепления лексики, контроля ее усвоения можно использовать такой игровой прием: в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

   Вот пример такого прямоугольника:

pen

pencil

copy - book

(bag)

   

   Он используется для фронтальной работы. Учитель помещает прямоугольник на доску и предлагает ребятам: «А теперь давайте поиграем. Назовите слово, которое можно поместить в четвертую клетку». На первых порах школьникам, возможно, помогут наводящие вопросы.

   В дальнейшем бывает достаточно установки учителя, которая меняется в зависимости от лексического содержания прямоугольника. При этом формы деятельности могут быть различными: индивидуальная (прямоугольники используются для самоконтроля), парная (контроль усвоения лексики осуществляется в режиме Р12), групповая (в группах работают ученики с различным уровнем успеваемости, сильный учащийся выполняет роль консультанта) и фронтальная.

   Еще один пример:

good

bad

white

(black)

fine

nice

small

(little)

   Учитель обращается к учащимся: «Угадайте слово, написанное в четвертой клетке. Сравните слова, написанные в первой и второй клетках. Скажите, как такие пары слов называются в русском языке?» Школьники отвечают.

   Учитель: «Правильно, синонимы, антонимы. А теперь подберите синоним (антоним) к английским словам  «white, small».

   Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Например, ребята угадали слово winter в прямоугольнике:

coat

cold

snow

(winter)

        T.: Tell us something about winter.              

        P1: Winter is a season.                                

        P2: Winter is a season when it is cold.        

        P3: It is snow everywhere.                          

        P4: We like to skate and ski in winter. И т.д.

   Данный прием можно применять на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Иногда учитель может предлагать несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока.

   На этапе закрепления изученного лексического материала используется игра «Guess, who is it». На рисунке изображены мужчины и женщины разной внешности и разных возрастов, указаны их имена.

   Учитель говорит: «It is a tall fat person with a big hat and a small mouth. Who is it? »

   Ученики делают предположения, используя речевой образец «It is...».

   Идея данной игры состоит в том, что предложенному варианту описания не соответствует ни один из людей на рисунке. Дети предлагают разные варианты. Обсуждение неверных ответов как нельзя лучше способствует освоению лексики. Данная игра способствует усвоению лексики по темам «Внешность», «Одежда» в монологической форме речи.

   Подобную форму игры можно использовать и при усвоении лексики по теме «Одежда», изучаемой в пятом классе. Игра проводится с целью формирования ЛН диалогической речи, и основана на явлении, называемом «information gap».Задание выполняется в парах, где каждый партнер владеет только частью нужной информации, и путем обмена сведениями партнеры восполняют информационный пробел, достигая успеха совместными усилиями.

    Работа в парах по раздаточному материалу – карточки. Учащиеся по очереди задают друг другу вопрос: «Who’s Katy / Ben?». Второй же участник беседы описывает одежду названного человека: «She’s / He’s wearing…», после чего первый из них пытается отгадать, на каком рисунке изображен этот человек и т.д.

   На основе использования карточек, содержащих частичную информацию, можно провести игру по отработке лексики по теме «Предлоги места».

   В любой игре должны быть задействованы все учащиеся группы, что требует серьезного подхода к ее организации и проведению со стороны учителя. Правильно организованная игра обеспечивает эффективность усвоения того языкового явления, на котором она основана.

        Рассмотрим особенности игры под названием «Такси». Данная игра используется для проверки пройденного материала. Ученики по очереди пишут на доске или на большом листе бумаги, например, слова, которые они знают  по по теме «Хобби. Свободное время»; хорошо, чтобы их было не менее десяти - двенадцати, причем они должны быть хаотично разбросаны по полю. В каком - то месте рисунка изображается гараж, откуда таксист начнет движение. Слова - это адреса. Пассажир говорит, куда ему надо ехать (называет слово), а таксист едет по заданному адресу - проводит линию от гаража до названного слова, затем от этого слова - к следующему адресу и т.д. Трудность задания, так называемый «игровой эффект», состоит в том, что на пути нельзя пересекать собственный путь (предыдущую линию). Побывав по всем адресам, таксист должен еще вернуться в гараж. Игра допускает разные варианты: 1) командная игра, когда все учащиеся группы делятся на две команды; 2) индивидуальная игра, когда ученики по очереди называют слова. Данную игру можно видоизменять, например, пассажиры - иностранцы, которые сообщают очередной адрес не на том языке, на котором написаны слова [3, с.80].

        Для знакомства с новой лексикой и тренировкой ее употребления  можно использовать игровой кубик. Например, при изучении темы «Clothes» на каждой грани кубика учитель пишет слова по теме «Одежда». Ученики подкидывают кубик, называют тот предмет одежды, изображение которого оказалось на верхней грани кубика. Затем учащиеся учатся строить предложения. Для этого учитель использует уже два кубика. На втором кубике написаны слова по другой теме. Ученики подбрасывают оба кубика и составляют предложения, объединяющие оба изображения.

        Для проверки усвоения лексики учащимися можно использовать также кроссворды.

        Перейдем к рассмотрению игры «Words - Bingo»,направленной на тренировку правильных сочетаний слов. Учитель делит класс на небольшие группы до шести человек. Готовит два набора карточек. На одних карточках пишет существительные, на других -прилагательные. Карточки раздают ученикам вперемешку. Игра проводится в три этапа. На первом этапе ученикам нужно подобрать к существительному прилагательное, ответив на вопрос:

        What is...?

        story - interesting,

        room - dark,

        monster - creepy.

        На втором этапе игры ученики составляют сами предложения по образцу:

        Р1: What is the story?

        Р2: The story is interesting.

        

   Рассмотрим теперь особенности подвижной игры «Вежливые отгадки». Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Постарайся угадать,

        Кто тебя сейчас похвалит,

        Комплимент тебе подарит?

        С последним словом дети останавливаются, учитель дотрагивается до одного из них. Ученик немедленно произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто это сказал. Следует стимулировать учащихся на употребление различных формул, так же как и на многократное повторение одних и тех же выражений: You are nice. You are kind. You are clever. What a good girl / boy! How beautiful! What a nice dress! You read well. You run fast. Etc.

        Дидактические игры характеризуются как игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. Это игры на подбор аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, а также игры по заполнению плана квартиры, диктант «в картинках».

        Одним из эффективных способов  создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на ИЯ называют урок-ролевую игру. Обучающие возможности урока-ролевой игры велики и заключаются в следующем:

  1.  Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, т.к. предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.
  2. Урок-ролевая игра, а также ролевая игра как фрагмент урока, обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
  3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.
  4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала - эмоции, связанные с определенными фразами и ситуацией, создают благоприятные условия для запоминания.
  5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.  
  6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Е.А. Маслыко,  П.К. Бабинская - авторы «Настольной книги преподавателя иностранного языка» - отмечают, что ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения ИЯ и повышает качество овладения им [11, с.251].

   

   Ролевая игра - это импровизированный спектакль, в котором участвуют все учащиеся. Игровую роль каждый ребенок выполняет без какого-либо внешнего воздействия. Она становится для играющего внутренней необходимостью, а правила игры - внутренними правилами для самого себя: наблюдаются стремление и желание играющего к максимальному проявлению личных качеств и возможностей для выполнения требований роли.

   Игры могут использоваться при введении и  закреплении лексики, моделей ИЯ, для формирования умений и навыков устной речи. Именно игровая деятельность создает условия для естественного общения детей.

   Игры можно использовать в начале или в конце урока с тем, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение или в любое другое время по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а кроме того служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению ИЯ начинает ослабевать.  

        

Список литературы

1.        Алексеева И.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.- 2002.- № 6.-С.29 - 32.

2.        Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // Иностранные языки в школе.-2004.-№ 7.-С.17 -24.

3.        Василевич А.П. Учим детей английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2009. -№ 4. - С.75 - 80.

4.        Верисокин Ю.И.Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса // Иностранные языки в школе.- 2009. - № 1.- С.51 -55.

5.        Витлин Ж.Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3.- С.7 -12.

6.        Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.- М.: Академия, 2004. - 336 с.

7.        Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. -2008. -№ 4. -С. 52 -57.

8.        Каратова Н.Сопоставление  как прием обучения лексике английского языка // Учитель. - 2004. - № 3. - С.78 -81.

9.        Коптелова И.Е. Игры со словами // Иностранные языки в школе. -2003. -№ 1. - С. 54 -56.

10.        Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. -1995. -№ 5. -С.20 -24.

11.         Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. -5 -е изд.; стереотип. - Мн.: Высшая школа, 1999. - 522 с.

12.        Петричук И.И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. -2008. -№ 2. - С. 37 -42.

13. Степичев П.А. Игровые технологии моделирования английских предложений // Иностранные языки в школе. -2013. -№ 9. -С.81 -84.

14.        Столяр М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики // Иностранные языки в школе. -1982. -№ 4. -С.52 -54.

15.        Сысоев В.П. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. -2007. - № 4. -С.9 -18.

16.        Цетлин В.С. Работа над словом // Иностранные языки в школе. -2002. -№ 3. -С. 33 -36.

17.        Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихся V -VI классов интереса к изучению английского языка // Иностранные языки в школе. -2006. -№ 6. -С.28 -33.

18.        Groundwork  for a Better  Vocabulary: Instructor 's Edition / R.K. Smith, C. Mohr. - Marlton : Townsend Press, 1991.- 152 p.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы обучения письменной речи на начальном этапе.

Докла на тему "Игровые приемы обучения письменной речи на начальном этапе" содержит некоторые приемы обучения письменной речи по английскому языку....

Обучение грамматической стороне речи английского языка на начальном этапе обучения

Изучение грамматических явлений в английском  языке  представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остр...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Статья "Методические приемы и средства обучения иностранному языку в школе"

В этой статье рассматриваются такие понятия как "метод" и "прием",их использования в процессе обучения....

Статья "Игровые приемы на уроках музыки в специальных (коррекционных) классах VIII вида"

Программа для коррекционных классов по музыке, в отличие от общеобразовательной программы, имеет свои особенности....

Статья игровые приемы на уроках английского языка

гровые приемы являются одними из самых эффективных приемов в обучении. Большинство известных педагогов обоснованно акцентируют  внимание на результативности использования игр в процессе обучения....