Главные вкладки

    Формирование устойчивой мотивации у старших школьников к изучению английского языка посредством практико-ориентированных заданий
    план-конспект урока по английскому языку (11 класс) на тему

    Технология практико-ориентированных заданий была применена на уроке в 11 классе средней школы, изучающем английский язык на базовом уровне. Урок из серии «Culture corner -Обмен культурами» в разделе «Travel-Путушествие». Этот урок обеспечивает информацию о некоторых аспектах культуры (в данном случае посещение Великобритании), одно из заданий «Comparing cultures-Сравнение культур», где дети поощряются за дополнительный поиск информации и обсуждают её в группах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_ustoychivoy_motivatsii_u_st33.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование устойчивой мотивации у старших школьников

    к изучению английского языка посредством

    практико-ориентированных заданий

    I. Введение 

    1.Актуальность:

    Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желание прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка. Что касается  старшеклассников, то это не готовность к новым требованиям. Корни этой проблемы скрываются в более ранней школьной подготовке, когда все занятия английским языком могли восприниматься как игра, а отношение формировалось как к неосновному предмету, задание по которому можно готовить по желанию (или не готовить). Следующая проблема состоит в том, что зачастую дети относятся к изучению иностранного языка несерьезно, мотивируя это тем, что «мне это не надо». Более того, с введением ЕГЭ, большинство учащихся учит добросовестно только те предметы, по которым им предстоит сдавать экзамены. А вот остальным предметам они отводят второстепенную роль. И этим предметом нередко  является  английский язык. По итогам такого симбиоза получается, что в достаточной мере иностранный язык среднестатистический школьник не знает и не имеет мотивации к тому, чтобы развиваться в направлении изучения языка. Поэтому вопрос совершенствования мотивации старшеклассников к изучению английского языка является чрезвычайно важным. От степени владения иностранным языком зависит дальнейшая карьера учащегося. Сформированность коммуникативной и языковой компетенции позволит учащимся стать в жизни более успешными. 

    Фундаментальное ядро содержания общего образования рассматривает обучение иностранному языку как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка

    Сегодня вопрос изучения английского языка приобретает новое значение - знать язык становится необходимо ввиду активной международной интеграции, развития международных отношений. Вместе с тем, не всегда школьники, даже старшеклассники, понимают важность изучения английского языка и готовы серьезно относиться к его изучению. Более того, у учащихся старших классов ситуация усложняется и ввиду того, что дети сильно загружены, заняты подготовкой к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. В свете этого, задачи педагога расширяются - помимо собственно обучения, появляются новые, связанные с созданием мотивации к изучению. Заинтересованные в изучении иностранного языка школьники, как известно, более активны в учебе, демонстрируют качественную подготовку, а потому вопрос совершенствования мотивации старшеклассников к изучению английского языка является чрезвычайно актуальным. Нельзя не принимать во внимание тот факт, что в Самарской области планируется проводить обязательный экзамен по английскому языку.

    2. Цель: 

    формировать у школьников коммуникативную компетенцию

    Задачи: 

    -приобщать обучающихся к культуре страны изучаемого языка,

    -развивать взаимопонимание, толерантное  отношение к проявлению иной культуры,

     -помогать учащимся лучше осознать особенности культуры своей страны

    -повысить уровень мотивации к изучению английского языка

    3. Ожидаемые результаты:

    Данную тему ««Формирование устойчивой мотивации у старших школьников к изучению английского языка посредством практико-ориентированных заданий» раскрываю на примере урока в 10 классе «Getting around Britain-

    Путешествуем по Британии».

    предметные:

    –применять во всех видах речевой деятельно-

    сти новые лексические единицы по теме «Getting around Britain-

    Путешествуем по Британии»;

    – научиться вести разговор о видах транспорта и о достопримечательностях Британии;

    -сравнивать культуру России и Великобритании

    развивающие:

    – развивать умения и навыки во всех видах

    речевой деятельности;

    – развивать познавательные интересы за

    рамками урока;

    – развивать умение вести дискуссию;

     воспитательные:

    – воспитывать интерес к познанию окружаю-

    щего мира;

    – воспитывать уважение и толерантность к

    разным культурам

    II. Основная часть 

    1. Положительной мотивации можно добиться за счет использования теории практико – ориентированных заданий, основная цель которых, подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности.  Предлагаемые на традиционных школьных уроках задачи, как известно, имеют четко сформулированное условие и известные методы решения, от ученика же требуется просто взять из учебника определенные формулы и применить их на практике. В реальной же жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких границ, "засорены" посторонней информацией, и человеку, никогда раньше не сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно. 

    2. Одним из основных требований Стандартов является умение учащимися применять полученные знания в жизни. Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи.  В школьных учебниках таких заданий разработано не достаточно, в пособиях они встречаются  редко. Возникает необходимость составления подобных задач и определения их места на уроках

    Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность, мотивацию и качество обучения.

    Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.

    Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения  новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

    Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в обучении, деятельностный подход.

    В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.

    Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся. Практико-ориентированные задания способствуют развитию внутренней мотивации учения, создают условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.

    Считаю, что проблему снижения мотивации можно решить такими заданиями, так как они способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. 

    2.1. Содержательно-технологический блок    

    Урок в 11 классе по УМК «New Opportunities» по теме

    «Getting around Britain-

    Путешествуем по Британии».

    Технология практико-ориентированных заданий была применена на уроке в 11 классе средней школы, изучающем английский язык на базовом уровне. Урок из серии «Culture corner -Обмен культурами» в разделе «Travel-Путушествие». Этот урок обеспечивает информацию о некоторых аспектах культуры (в данном случае посещение Великобритании), одно из заданий «Comparing cultures-Сравнение культур», где дети поощряются за дополнительный поиск информации и обсуждают её в группах.

     К моменту проведения урока по описанной технологии необходимые слова и выражения (лексика по теме Путешествия) уже были введены и отработаны.

    Данный урок строился по классической схеме, хотя возможно и другое построение урока.

    Дата

    28.01.2015г

    Английский язык

    Шейкина Т.Ю.

    11

    Комбинированный - Урок развитие речевых умений

    6 в разделе «Getting around Britain-Путешествуем по Британии»

    «Travel-Путешествие»

    Совершенствовать навыки ведения дискуссии

    Метапредметные: Развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности

    Предметные: применять ЛЕ по теме, приобщить к культуре изучаемого языка

    Предмет

    Учитель

    Класс

    Тип урока

    № урока

    Изучаемая тема

    Цель

    Достигнутый результат

    Задачи

    -приобщать обучающихся к культуре страны изучаемого языка,

    -развивать взаимопонимание, толерантное  отношение к проявлению иной культуры,

     -помогать учащимся лучше осознать особенности культуры своей страны

    -повысить уровень мотивации к изучению английского языка

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    Прогнозируемый результат

    1 этап   Осознание структуры изучаемого явления

    Слушают учителя, задают вопросы

    (2 мин)     Учитель объясняет учащимся как и в какой форме будет проходить урок. Урок «Getting around Britain» будет проходить с применением практико- ориентированных заданий

    Кол-во часов: 1 урок.

    Виды работ: актуализация знаний-учащиеся вспомнят ранее пройденную лексику, применимой к данному уроку; участвовать в обсуждении о видах транспорта, прослушают радио программу о фактах о Великобритании и сравнят культуры Великобритании и России по некоторым аспектам.Планируемый результат: применять ЛЕ по теме, приобщить к культуре изучаемого языка

    Виды контроля: дискуссия на тему

    Уровни достижения целей: базовый

    Критерии оценки: наиболее полно отразить 4 аспекта в сравнении культур с дополнительной информацией из интернета

    Метапредметные: Формирование регулятивных УУД - планирование, прогнозирование, контроль, принятие учебной задачи;

    понимание предлагаемого плана действий, действие по плану.

    Личностные УУД - положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

    Предметные – формулировка темы урока

    Обсуждение в группах различий и сходства между видами транспорта в России и Великобритании, перевод новых фраз, работа со словарем, отработка чтения

    (5-6 мин) Учитель организует работу детей по группам, направляет учащихся в обсужении различий и сходства между видами транспорта

    Следит, чтобы ознакомились со всеми незнакомыми понятиями, которые встречаются в тексте.

    Метапредметные – совершенствование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности,целеполагание, поиск и выделение информации.

    Предметный результат - умение ориентироваться в тексте, ознакомиться с новыми лексическими единицами  

    2 этап  Осознание генезиса способов деятельности

    Предвосхищают правильные ответы о радио программе, воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты, отвечают на вопросы, планируют свою речь

    (10 мин) Учитель задает вопросы перед прослушиванием радио программы Организует прослушивание, задает вопросы после прослушивания, чтобы выяснить, насколько понятен он детям. Организует чтение на нахождение правильной информации.

    Для хорошо успевающих детей  задает вопросы на  нахождение более детальной информации.

    Метапредметные Формирование познавательных УУД–поиск, выделение информации, и личностных УУД-познавательный интерес к учебному предмету

    Предметные результаты-понимание на слух прослушиваемой информации

    3 Этап Самореализация. Практикум

    Самостоятельно работают над выполнением задания, занимаются поиском запрашиваемой информации в интернете, обсуждают задание,  делают заметки по 4 аспектам. Отвечают  на вопросы, используя дополнительную информацию из  Интернете

    (10 мин) Организует групповую работу, используя практико-ориентированное задание. Предлагает найти дополнительную информацию на сайте www.information-britain.co.uk

    В данном случае задача – найти больше информации о посещаемых местах Великобритании:

    1)самых известных достопримечательностях,

    2)местах отдыха,

    3)магазинах

    4)клубах.

    Отслеживает деятельность детей, помогая  и направляя

    Метапредметные – Метод развивает коммуникативные навыки, учит четко выражать свои мысли – дети участвуют  в обсуждении,  выполняя принятые

    правила речевого поведения

    (не перебивать, выслушивать

    собеседника, оценивать друг друга, сотрудничать друг с другом. Формирование познавательных УУД–поиск

    Предметные –узнают дополнительную информацию о культуре Великобритании. Овладевают знаниями в процессе учебной ситуации.

    4 Этап Рефлексия

    Рефлексия уровня своих достижений. Презентуют ответы на вопросы. Корректируют ошибки, анализируют причины полученных результатов

    (15 мин) Организует обобщение изученного материала и контроль полученных знаний. Организует двухфазную оценку знаний. Создает условия для последовательной реализации применения всех знаний на уровне воспроизведения. Оценивает насколько полно ученик отразил 4 аспекта в сравнении культур, используя при этом дополнительную информацию, полученную на сайте

    Метапредметные – Формирование регулятивных УУД-целостное осмысление и обобщение полученной информации, личностные - умение соотносить независимую экспертную оценку с собственной.

    Предметные – совершенствование умений монологической речи.

    Комментарии

    На первом этапе   - осознание структуры изучаемого материала - учитель пробуждает у детей интерес, рассказывая весь план работы урока и их действия, побуждает уч-ся к действию, учит целеполаганию. У ученика происходит осмысление, а зачем мне это нужно? Ребенок учиться планировать свои дальнейшие действия на уроке.

    На 1 подэтапе учитель заинтересовывает детей, предлагая ответить на вопрос в чем же различия и сходства видов транспорта Великобритании и России, дети учатся анализировать, здесь происходит развитие умений выделения и поиска информации. Развивается информационная, коммуникативная компетенция.

    На втором  этапе  - осознание развития способов деятельности- происходит развитие навыков диалогической речи и слухопроизносительных. Формируется познавательный интерес к учебе.

    На третьем этапе дети охвачены поиском, что способствуют развитию любознательности, творческой активности, где сами они непосредственные участники, это побуждает их к действию, к взаимодействию друг с другом, к сотрудничеству.

    Рефлексия – у учащихся формируются  личностные ууд, сравнение своей оценки и экспертной оценки, что в дальнейшем помогает развить адекватную самооценку. Происходит осмысление и обобщение всего материала.

    2.2. Контрольно-оценочный блок  

    Учитель организует двухфазную оценку знаний. Как ученик работал в группе и как выступал, отвечая на вопросы, учитель оценивает насколько полно ученик отразил 4 аспекта в сравнении культур, используя при этом дополнительную информацию, полученную на сайте.

    3. Ресурсный блок (условия)  

    Урок будет результативным при условии, что все учащиеся владеют ЛЕ по теме, а также умеют пользоваться средствами ИКТ. Класс должен быть оснащен магнитофоном, компьютерами и доступом в Интернет.

    III. Заключение 

    Выводы:

    Проведенный урок показал, что обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

    Подобные занятия нацелены на получение информации из разнообразных  источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения.

    Результатом работы с использованием данной технологии считаю:высокий интерес обучающихся к урокам английского языка и призовые места учащихся на олимпиадах.

    IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

    1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://fgosvo.ru/

    2.  Фундаментальное ядро fundamentalnoe.yadro.pdf

    3. Портал «Наша Сеть» nsportal.ru

    4. www.information-britain.co.uk


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение мотивации младших школьников к изучению английского языка

    Статья на тему  "Повышение мотивации младших школьников к изучению английского языка....

    «Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

    Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

    Повышение мотивации у обучающихся в изучении английского языка

    В данной статье представлен материал ,как мотивировать детей на изучение английского языка...

    Формирование положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка с помощью СОТ.

       Для  оптимизации учебного процесса, формирования стойкой положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка, активизации умственной деятельности  ...

    Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению при изучении английского языка

    laquo;Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Древняя мудрость...