Главные вкладки

    «Проектная работа как один из способов познания мира и развития творческих способностей»
    статья по английскому языку на тему

    Дука Дарья Юрьевна

    Вашему вниманию предлагается статья, послужившая основой моего выступления в конкурсе "Педагогические надежды". Речь в ней идет о важности проектной работы для развития творческих способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon проектная работа61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурс педагогических достижений

    Московского района Санкт-Петербурга

    номинация «Педагогические надежды»

    Педагогический проект

    «Моя инициатива в образовании»

    Дука Дарьи Юрьевны

    учителя английского языка

    ГБОУ школы № 371 Московского района Санкт Петербурга

    «Проектная работа как один из способов познания мира и развития творческих способностей»

    Санкт – Петербург

    2013-2014 учебный год

    Моя инициатива в образовании.

    Проектная работа как один из способов познания мира и развития творческих способностей.

    Моя инициатива в образовании.

    «Все дети рождаются художниками. Проблема в том, чтобы остаться ими, повзрослев».

    Пабло Пикассо

    Нельзя отрицать тот факт, что помимо развития культуры творческим людям мы в значительной мере обязаны и общим прогрессом человечества в различных сферах. Именно они, люди, которые не боятся раздвигать рамки привычного и мыслить нестандартно, находят новые пути решения проблем в самых сложных ситуациях, совершают открытия и заставляют нас идти вперёд.

    С другой стороны, быстрое развитие и прогресс невозможны без освоения и понимания уже имеющихся знаний о мире.

    Эти две стороны волнуют меня как учителя, и именно с ними связана моя инициатива: «Проектная работа как один из способов познания мира и развития творческих способностей». Идеи, связанные с этой инициативой, будут воплощаться посредством работы над проектом «Азбука культуры» на уроках английского языка в 5-м классе.

    Сроки. Проект рассчитан на один учебный год.

    Цели и задачи проекта.

    Цель: дать учащимся возможность использовать английский язык не ради языка, а как способ узнавать новое о мире, попутно развивая творческие способности.

    Задачи, необходимые для достижения цели:

    • Обучение навыкам сбора и презентации информации на английском языке
    • Обучение использованию творческого подхода к выполнению заданий
    • Обучение работе в команде

    Актуальность проекта связана, во-первых, с требованиями новых образовательных стандартов. ФГОС второго поколения ставят перед нами следующие задачи:

    • создание образовательной среды, где мы воспитываем разностороннюю личность
    • преодоление дробности в восприятии мира (Азбука культуры – проект, связанный с культурой разных стран – помогает связать изучение английского с внешним миром)
    • "индивидуальный проект" в учебном плане (тренировка работы над большим проектом происходит уже в 5-м классе)

    Во-вторых, проект нового профессионального стандарта педагога говорит о необходимости учить и научить всех и каждого, а проектная командная работа – один из способов включить каждого ученика в процесс.

    В-третьих, проект актуален в связи с необходимостью развивать творческое мышление у детей и поощрять использование языка для новых целей. 

    Инновационность заключается в том, что работа над проектом “C is for Culture” ведется в течение всего учебного года в неразрывной связи с календарно-тематическим планированием. «Азбука культуры», создаваемая учащимися, будет иметь разделы, связанные со всеми темами, которые должны быть пройдены в 5 классе. На эти же темы ведётся переписка с американскими сверстниками.

    Реалистичность подтверждена выполнением первых этапов проекта по темам символики стран, типичных для этой местности животных и домашнего обихода.

    Универсальность: работу над таким проектом можно вести и в других параллелях, усложняя уровень используемой лексики и степень самостоятельности в поиске информации, переходя на уровень исследования.

    Необходимые ресурсы: информационные ресурсы сети интернет, энциклопедии.

    Этапы работы над проектом соответствуют разделам и темам, изучаемым в 5 классе.

    Риски связаны с новизной подобных заданий для учащихся. Они сталкиваются с трудностями в поиске и презентации информации, организацией работы в команде. Для предупреждения этих рисков на первых этапах учитель во многом помогает организовать работу, предоставляет четкий образец выполнения заданий. Также следует упомянуть необходимость аккуратного оценивания творческих работ, чтобы избежать снижения мотивации.

    Предпосылки для начала работы над проектом.

    Есть одна замечательная история про девочку на уроке рисования. Шестилетняя девочка сидела на задней парте на уроке рисования, и что-то рисовала. Вообще девочка не уделяла уроку внимания, но тогда она работала очень увлечённо. Учительнице это понравилось, она подошла к девочке и спросила: «Что ты рисуешь?» Девочка ответила: «Я рисую Бога». Учительница сказала: «Но никто не знает, как выглядит Бог», а девочка ответила: «Сейчас узнают».

    Дети умеют рисковать: если они не уверены в чем-то, они всё равно пробуют, не боятся ошибиться, это их способ познания мира. Разумеется, нельзя утверждать, что творить и ошибаться — одно и то же, однако нам известно, что тот, кто не готов ошибаться, не способен творить. Нужно уметь ошибаться; но когда дети вырастают, большинство теряет эту способность, им становится страшно совершать ошибки. Формальное образование в силу необходимости следования общим стандартам прибегает к критериям оценки, сообщающим ребёнку – вот это правильно, а вот это нет. В результате дети так часто слышат «нет» в ответ на свои предположения, что начинают бояться выдавать нечто оригинальное. Таким образом мы только отучаем их от желания и способности к творчеству.

    Эта проблема, как и проблема отсутствия целостной картины мира, имеет место не только в российской школе, но и в Европе и Америке. В связи с вышесказанным  хочется процитировать Кена Робинсона¹ и согласиться с его мнением о том, что «творческие способности должны цениться и развиваться наравне с грамотностью и умением считать».

    ¹Сэр Кен Робинсон (англ. Sir Ken Robinson; родился 4 марта 1950 года) является автором книг, спикером и международным советником по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Он был директором Школы художественных проектов (англ. The Arts in Schools Project; 1985-89), профессором кафедры художественного образования в Уорикском университете (1989-2001) и был посвящен в рыцари в 2003 году за заслуги в образовании.

    А ведь творчество необходимо и при изучении языка. Выражение своих мыслей на языке – родном или иностранном – не может всегда происходить по заданному алгоритму, элемент творчества в речи – один из важнейших. Уроки языка должны создавать ситуацию, где учащиеся будут чувствовать себя свободно, не бояться выражать свои мысли и мнение.

    За стремлением достичь успехов по «экзаменационным» предметам мы зачастую забываем, что таланты человека очень разнообразны, но их очень легко погубить, пестуя и развивая только определенные способности. Я уверена, что в осознании разнообразности талантов кроется залог успеха в работе, в частности, с разноуровневыми группами. У всех, даже у более слабых учеников, есть свои сильные стороны и умения. Очевидно, что необходимо поощрять учащихся в том, что они делают хорошо – это придаст им уверенности и сил научиться делать лучше то, с чем сейчас есть трудности. Не говоря уже о том, что это создает позитивную атмосферу для обучения. Это диктует нам и проект нового профессионального стандарта педагога и ФГОС второго поколения - мы должны уметь научить каждого.

    Эти же документы совершенно справедливо говорят о необходимости формирования целостной картины восприятия мира, в том числе посредством установления межпредметных связей.

    Поэтому моя инициатива в образовании это, во-первых, создание комфортной и дружелюбной атмосферы на уроках, где не страшно ошибиться, где хочется пробовать новое. Во-вторых, это построение обучения таким образом, чтобы участники группы могли по максимуму проявлять себя, делиться опытом, помогать друг другу и давать волю своим талантам. В-третьих, это изучение языка как средство изучения окружающего мира.

    Технологии создания позитивной и творческой атмосферы на уроках английского языка.

    Приведу лишь несколько примеров, технологий, используемых на моих уроках.

    В том, что касается творческих заданий, очень важно создать условия, когда дети будут себя чувствовать себя свободно и раскрепощено.  Здесь очень помогает личный пример: если я хочу, чтобы они сделали презентацию на тему «Моё лето», я сначала делаю это сама. Во-первых, работает персонализация задания, позволяющая создать атмосферу доверия между учителем и учащимися, во-вторых, они четко видят, что от них требуется в итоге, что значительно упрощает задачу.

    При постановке и контроле выполнения задания очень важны принципы фасилитации, такие как, например, умение учителя правильно инструктировать, задавать вопросы и проверять понимание.  

    Свобода выбора и эксперимента. Чтобы создать что-то новое нужно не бояться ошибиться, нужно осознавать, что можно экспериментировать. Дети очень хорошо включаются в ситуации, когда понимают, что сейчас можно всё. Например, в случае с упражнением “Dialogue Board”. На доске сами дети рисуют несколько первых пришедших в голову объектов. Затем пары выбирают себе два объекта и составляют от их лица диалог. Когда они понимают, что диалог будет между вулканом и ракетой, дети используют язык лишь как инструмент и дают волю фантазии.

    Среди способов создания комфортной атмосферы для всех учащихся в равной степени хочется отметить, например, технологию коллективного обучения при проверке домашнего задания.  С моими классами этот учебный год мы провозгласили «годом помощи друг другу». В связи с этим большинство письменных домашних заданий ученики сначала сверяют и обсуждают друг с другом, затем, при помощи проектора я показываю на доске правильные ответы, а дети проверяют себя и задают вопросы. В этом случае более слабые ученики получают возможность получить «консультацию» товарища и избегают необходимости выдавать ответы, в которых они не уверены, на весь класс.

    Для выявления и развития разнообразных талантов очень подходит командная проектная работа. Здесь также соблюдаются принципы взаимопомощи и передачи инициативы в обучении в руки учащихся. Исходя из моего опыта, при изучении иностранного языка для детей наиболее мотивирующими являются задания, где они узнают новое о мире. Предметно-языковое интегрированное обучение - CLIL (Context and Language Integrated Learning), как известно, уже не первый год является одним из базовых методологических принципов преподавания языка в Европейском Союзе¹. Изучение языка не ради языка, а в качестве инструмента для познания мира давно зарекомендовало себя и в России.

    В связи с вышесказанным, для воплощения своих инициатив я выбрала для себя проектную работу как один эффективных инструментов, а тему, связанную с культурами разных стран как мотивирующий элемент.

    C is for Culture.

    Название проекта, которым мы начали заниматься с группой пятиклассников, звучит как “C is for Culture”. Группа, состоящая из 11 человек, поделена на три команды. Каждая команда в течение года изучает культуру выбранной ими страны, постепенно создавая свою «Азбуку Культуры». К концу года у каждой команды появится книга, где на каждую букву алфавита будет описано явление, связанное с этой культурой. Работа над этим проектом интегрирована в программу и согласуется с календарно-тематическим планированием. Например, сейчас по плану мы изучаем дом, мебель, бытовую технику. Команда, выбравшая Китай, будет заполнять страничку с буквой H (House) информацией, рисунками о традиционных домах в Китае. Также, в рамках знакомства с культурами разных стран, мы вступили в переписку с группой американских сверстников. Письма, которые требуется написать в течение курса, мы адресуем им (например, письмо с рассказом о своем доме). В конце изучения этой темы мы размышляем о том, как будут выглядеть дома в будущем, и создаём свой «Дом мечты» На этом этапе поощряются любые творческие идеи и способы их воплощения. Мне представляется очевидным тот факт, что при таком подходе, изучение темы «Мой дом», как и изучение других тем курса, превратится из набора лексики и грамматики в увлекательное путешествие по миру. Знакомство с культурами и общение с реальными ровесниками других стран - всё это позволяет детям увидеть реальный мир за страницами учебника.

    _______________________________

    ¹Journal of the European Union Council Resolution of 21 November 2008 on a European strategy for multilingualism


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

    В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

    Проектная деятельность на уроках технологии как одно из направлений развития творческих способностей.

    Любая деятельность человека как профессионального, так и выбора  жизненного поприща представляет собой череду исполняемых проектов разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий....

    Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

    Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

    Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

    Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

    Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

    Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...