Методика проведения контрольных работ по чтению и письменной речи 15.10.2015 г.
статья по английскому языку по теме

Данная работа содержит теоретический материал по теме "Методика проведения контрольных работ по чтению и письменной речи", а также критерии оценивания этих видов речевой деятельности в соответствии с требованиями   ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_kontrolnyh.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения контрольных работ по чтению и письменной речи.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Цель  оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Система оценивания строится на основе следующих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Содержание  работ для оценивания достигаемых образовательных результатов, формы и виды оценки представлены в таблице.

№/п

Вид  

Время
проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало
сентября

Определение актуального уровня знаний, необходимых для продолжения обучения,
определение «зоны ближайшего развития» и предметных знаний,

организация коррекционной работы в зоне актуальных знаний

Фиксируется в классном журнале и  дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего  развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагностическая работа

На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете.

Кол-во работ зависит от кол-ва  учебных задач.

Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются  отдельно по каждой отдельной  операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

3.

Самостоятельная  работа

В течение  года

Возможная коррекция результатов предыдущей темы обучения,

параллельная отработка и углубление текущей изучаемой учебной темы.

Задания по основным предметным содержательным линиям двух  уровней:
базовый

расширенный

Обучающийся сам оценивает все выполненные  задания, проводит  рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной  работы; указывает достижения  и трудности
в данной  работе.

Учитель  проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных  заданий и качество их выполнения.

Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятель

ной  работы

После выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)

Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем  проверочной  работы для своего выполнения.

Работа  на двух уровнях:
базовый
расширенный

Учитель  проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку.

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения

Задания  разного уровня:

как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования

(формальный, рефлексивный, ресурсный)

Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы.

6

Предъявление достижений ученика за год

Май

Демонстрация уч-ся всего, на что он способен.

Методика проведения контроля навыков чтения.

Учащиеся заранее должны знать критерии оценивания.

Критерии оценивания навыков чтения

Решение коммуникативной задачи

Характеристика ответа

Оценка

Коммуникативная задача полностью решена;

ученик полностью понял и осмыслил содержание текста в объеме, предусмотренном заданием (чтение с общим, выборочным или полным пониманием содержания).

Демонстрирует хорошие навыки и умения определять тему/основную мысль текста;

выделяет главные факты, исключая второстепенные;

может догадаться о значении незнакомых слов;

верно устанавливает причинно-следственную взаимосвязь между событиями/фактами текста.

5 (отл.)

Коммуникативная задача решена;

ученик полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста в объеме, предусмотренном заданием

Демонстрирует навыки и умения определять тему/основную мысль текста;

в большинстве случаев верно выделяет главные факты, исключая второстепенные;

демонстрирует наличие проблемы при анализе отдельных мест текста, при оценке текста и высказывании собственного мнения.

4 (хор.)

Коммуникативная задача решена частично;

ученик частично понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста

Демонстрирует несформированность навыков и умения определять тему/основную мысль текста;

не может полно и точно понимать содержание текста;

в большинстве случаев не может выбрать необходимую / интересующую информацию

3 (удов.)

Коммуникативная задача не решена,

ученик  не понял прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием

Демонстрирует многочисленные ошибки в понимании прочитанного текста, которые не позволяют выполнить коммуникативную задачу

2 (неуд.)

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

1. Просмотровое чтение – предполагает получения общего представления о читаемом материале.

2. Ознакомительное чтение – познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации

3. Изучающее чтение – максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление

4. Поисковое чтение –быстрое нахождение в тексте определенных данных. 

При контроле чтения определяется уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении текстов с общим охватом содержания (ознакомительное чтение) и детальным охватом содержания (изучающее чтение). В процессе тестирования проверяются: 1) умение понять основную информацию в тексте, идею автора (чтение с общим охватом содержания); 2) умение полно и точно понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, а также адекватно интерпретировать ход авторских рассуждений, выводы и оценки автора (изучающее чтение); 3) владение языковыми и речевым материалом, необходимым для понимания текста. 

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно при работе с любым текстом (печатным/ звуковым) можно выделить три основных этапа работы:

             I дотекстовый;

             II текстовый;

             III послетекстовый.

В чтении от первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

  • В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного,  то есть задания последнего этапа работы над текстом и в чтении, и в аудировании нацелены на контроль навыков этих видов речевой деятельности.

 При составлении контрольного задания необходимо определить, в первую очередь, для себя, какой вид чтения будет являться объектом контроля: будет ли это задание на общее понимание текстовой информации,  запрашиваемой/нужной информации, полное понимание услышанного/прочитанного. Необходимо помнить, что нельзя проверять одновременно несколько видов чтения на материале одного текста.

Сегодня мы рассмотрим контроль  навыков понимания …. чтения.

Контроль понимания при чтении

Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений:

  • прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям;
  • ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;
  • выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;
  • делить текст на смысловые части и озаглавливать их;
  • делать выписки основной информации.

Изучающее чтение контролируется с помощью следующих упражнений:

  • составить развернутый план (резюме, выводы, комментарии);
  • назвать утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть;
  • поставить вопросы ко всему тексту;
  • выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста.        

Поисковое чтение контролируется с помощью следующих упражнений:

  • перечислить основные данные/факты;
  •  поставить вопросы к наиболее существенной информации;
  • составить оценку/рецензию на весь текст/фрагмент;
  • сравнить два текста на аналогичную тему;
  • интерпретировать коммуникативную задачу автора;
  • составить аннотацию/реферат;
  • сделать выборочный перевод.

Методика проведения контроля навыков письма.                                                                                                             Учащиеся заранее должны знать критерии оценивания.

  1. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

тестовые работы, словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

           

         1. 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:

2.1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).

2.2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);

2.3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

2.4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

2.5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).

Критерии оценки творческих письменных работ

(письма,  сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)

Баллы

Критерии оценки

«5»

1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью.

2. организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения.

4. грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.

5. Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.

«4»

1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью.

2. организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки.

4. грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи.

5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.

«3»

1. Содержание: Коммуникативная задача решена,

2. организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден.

3. лексика: местами неадекватное употребление лексики.

4. грамматика: имеются грубые грамматические ошибки.

5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

«2»

1. Содержание: Коммуникативная задача не решена.

2. организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы.

3. лексика: большое количество лексических ошибок.

4. грамматика: большое количество грамматических ошибок.

5. Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.

При  тестировании навыков письма  проверяется уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксаций в письменной форме полученной информации, для передачи собственной информации. В процессе тестирования проверяются: - в области репродукции - умения передавать содержание прочитанного (прослушанного текста); - в области продукции - умение построить письменный монологический текст на предложенную тему.

К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текста, н-р:

- написание резюме/эссе;

- написание личного письма/ответа на письмо;

- заполнение бланков/анкет;

- написание писем, статей в газеты, журналы;

- написание рецензии на книгу, фильм;

- написание различных рассказов о каких-либо событиях;

- написание репортажа о каких-либо событиях…

Контроль обученности учащихся в письменной речи осуществляется с использованием следующих заданий:

1) завершение предложений;

2) пользуясь таблицей или картинкой написание нескольких предложений;

3) написание нескольких предложений, расширяя их за счет слов, данных в скобках;

4) вставление слов, пропущенных в тексте (слова даны перед текстом, их количество превышает количество пропусков);

5) согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями и собственные пояснения;

6) выписывание из текста фактов, содержащих основную информацию и собственная оценка данным фактам;

7) описание картинки (при проверке данного задания следует обращать внимание не только на описание изображенных предметов, но и на описание их качеств, их месторасположение на картинке и т. д.);

8) изложение текста, прочитанного учителем;

9) сочинение;

10) написание письма;

11) написания заметки в стенгазету;

12) написание сообщения по теме;

13) написание рассказа по предлагаемой ситуации;

14) написание характеристики, аргументируя высказываемые положения;

15) составление аннотации к прочитанному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Технологическая карта по теме Контроль чтения. Обучение письменной речи на уроке английского языка

Цель: развить умения работать с текстом, научить учащихся написанию личного письмаРезультаты:Личностные: формировать интерес к культуре  страны изучаемого языка.Предметные: закрепить навыки...

Типовые задания по иностранному языку в рамках проведения контрольных работ по письменной речи в формате ОГЭ.

Презентация знакомит с типовыми заданиями для подготовки учащихся г экзамену в формате ОГЭ. Письменная речь проверяется в форме написания личного письма....

Административная контрольная работа по чтению и развитию речи для 8 класса

Итоговая контрольная работа по чтению и развитию речи для обучающихся 8 класса адаптивной школы...

Административная контрольная работа по чтению и развитию речи для 6 класса

Итоговая контрольная работа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса адаптивной школы...

Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста

Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....