Концепция "Я в образовании"
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Конивцова Светлана Николаевна

эссе на заданную тему с кратким обощением методического инструментария (рассматриваются некоторые приемы технологии критического мышления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx939.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г. ГУРЬЕВСКА        

238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Ленина, д. 42,

тел. и факс: 741-250, e-mail: mousosh1ggurevska@rambler.ru

Педагогическая концепция

«Я В ОБРАЗОВАНИИ»

Конивцовой Светланы Николаевны

учителя английского языка

высшей категории

2016 г.

Введение

1 слайд, 2слайд. В науке понятие Педагогическая концепция определяется как «определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений».[1]

Все четко, понятно и очень интересно, не правда ли? Нет, ну, какому-нибудь механику Петрову или слесарю Иванову с неполным средним образованием может показаться туманной эта дефиниция. Но мы-то с вами люди образованные, давно привыкшие к академической речи. Нас не запутать и не испугать никакими словесными изысками.

И все-таки когда я села перед горячо любимым, многострадальным и верным моим другом ноутбуком для того, чтобы написать тот «перл» научного стиля, который Вам, многоуважаемое жюри, придется терпеливо оценивать, (О! как сказала!) мне очень захотелось разобраться в самом понятии концепции, тем более педагогической, в том, что может являться актуальностью данной работы, и во многих других понятиях, с которыми мне довелось столкнуться в процессе подготовки данной статьи.

Предлагаю и вам окунуться в этот своеобразный «мозговой штурм» - очень хороший прием, помогающий нашему серому веществу не стареть и не деградировать, по крайней мере, раньше времени.

Итак, «определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений» - это то, как я понимаю все последние явления, происходящие в родном российском  образовании. «Основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта»: и здесь появляется предмет педагогической науки – воспитание, «как особая функция человеческого общества». 3слайд

4 слайд. И здесь я сразу же для себя выделяю цель – подготовка нового поколения (т.е. моих учеников) к общественной жизни, целенаправленное воздействие на личность для формирования качеств этой самой личности, ее взглядов и убеждений, решение каких-либо конкретных задач, к примеру, воспитание познавательной активности. И я понимаю, что, так или иначе, руководствуюсь данной целью на каждом уроке. Слайд 5. Ведь научить детей мыслить, думать, работать с различным материалом, уметь искать информацию в любых источниках (будь то учебная литература; аудитивный материал – просмотр видео, прослушивание аутентичных текстов различного характера: диалоги, монологические высказывания, песни; просто слово учителя; обширные средства Интернета, и здесь важно научить детей не заблудиться в дебрях этого информационного поля); научить детей не бояться публичных выступлений (например, давая им возможность принять участие в различных конкурсах, да просто рассказывать перед собственным классом стихотворения); дать им инструментарий, необходимый в обычной жизни или в будущей профессии, когда приходится сталкиваться с представителем другой страны, другой культуры, другого языка – все это как раз способствует подготовке учеников к встрече с реалиями жизни. От того, как я научу своего ученика пользоваться источниками информации, будет зависеть его успешность во всех областях знания, и в дальнейшем обучении. От того, какие знания и умения языка он вынесет из школы, будет зависеть его личностная и профессиональная успешность. Обладая даже элементарными знаниями с уровнем владения иностранными языками А2 по Общеевропейской системе компетенций владения языками, ученик сможет решить большое количество вопросов, возникающих в поездках за границу.

Ну, а теперь от более общего к более частному и конкретному. При подготовке к написанию своей концепции я старалась следовать «Примерным требованиям» к ее написанию, обозначенным в «Приказе по конкурсам проф. мастерства». В выше означенных Требованиях есть пункт, который гласит, что во введении концепции должно содержаться «представление диагностического инструментария, который позволит оценить полученный результат». От него, как мне кажется, и стоит оттолкнуться, чтобы попытаться как можно яснее осветить все необходимые аспекты.

6 слайд. Итак, пункт «Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования с учетом региональных приоритетов)». Как указывается в статьях, размещенных на сайтах Правительства и Министерства образования Калининградской области:

1. В условиях модернизации системы образования главной задачей в государственной политике в сфере образования является обеспечение современного качества и доступности образования.

2. Одним из ключевых направлений в развитии системы образования региона является повышение уровня владения иностранными языками.

7 слайд. А в связи с этим среди прочих направлений деятельности в решении названных задач появляется необходимость использования современных образовательных технологий, а также «развитие новых форм повышения квалификации педагогических работников, практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей Калининградской области, направленной на совершенствование преподавания предметов …. лингвистического направления и взаимную методическую поддержку». Это как раз относится к пункту понимания мною современных педагогических явлений. Если же об использовании новых образовательных технологий я буду говорить позже, то о повышении квалификации хотелось бы вкратце сказать сейчас. 8 слайд. Кроме обязательного повышения квалификации, проходимого мною через Калининградский институт развития образования, я стараюсь получать необходимые знания через курсы, проводимые другими организациями, как то Центр диагностики и консультирования детей и подростков, ООО «Кембриджский ресурсный центр»; через посещение и участие на семинарах, вебинарах, конференциях; через участие в различных конкурсах и олимпиадах; через участие в деятельности социальных сетей педагогов области и страны; через посещение уроков своих коллег. Кроме того, в рамках участия в проекте развития лингвистического образования региона я приняла активное участие в создании плана лингвистического развития нашего образовательного учреждения на 2014-2016 учебные годы (надо сказать, создавали мы его вдвоем с коллегой), а в дальнейшем принимала участие в подготовке и проведении семинара по развитию лингвистического образования, проходившего в нашей школе год назад. Все это естественным образом влияет на мой собственный рост профессионального мастерства и на распространение новых тенденций среди коллег.

9 слайд. Если же вернуться к первому пункту – модернизации системы образования в целом, то реализация современных образовательных стандартов идет в нашей школе полным ходом, и я не стою в стороне от этого процесса. Свидетельством тому являются: реализация рабочих программ 2-5 классов, составленных по требованиям новых стандартов; прохождение год назад краткосрочного повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС в школе; планомерное использование деятельностного подхода[2], цифровых образовательных ресурсов. И здесь стоит отметить, что методика преподавания иностранных языков уже давно шагнула вперед, и дает широкие возможности использования этого эффективного подхода на уроках не только в начальном звене, но и в средней и старшей школе. Приведу примеры. 10 слайд. Мы с моей коллегой уже 8 лет активно используем интерактивную доску (нужно сказать, что в нашей школе мы были первыми, кто стал работать с ней на своих уроках и во внеурочной деятельности), накопился обширный материал, сложилась система упражнений при работе с доской. Уже несколько лет мы используем в старшем звене технологию «дебаты», во всех звеньях нами и до внедрения новых стандартов использовались технологии критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, только раньше мы это делали на ощупь, а теперь пользуемся широко распространяемым педагогами всей страны инструментарием, помимо собственных разработок. Ну а уж об игровых технологиях говорить не приходится. Ими учителя иностранного языка пользовались всегда, я это помню даже по своей школе. Просто сейчас все эти технологии систематизированы, пользоваться ими стало намного проще – всегда что-то интересное и новое, или хорошо забытое старое можно «подсмотреть» у коллег, а потом адаптировать к своему предмету, своим урокам.

Как сказала министр образования Светлана Сергеевна Трусенева на августовском докладе 2013 г., «…сегодня выстраивание взаимодействия с родителями, в том числе оказание консультационной, разъяснительной, психолого-педагогическое поддержки - это одна из обязательных функций учреждения». Что же я могу сказать о своем сотрудничестве с родителями? Конечно же, я стараюсь принимать участие на собраниях в классах, где преподаю свой предмет, мой телефон есть в справочнике у многих родителей, я приглашаю их на свои уроки, старюсь консультировать родителей и сама консультироваться с ними по различным вопросам. Но мне не хватает тех родительских дней, которые когда-то было принято устраивать в моей родной школе. В такой день любой родитель мог прийти к любому учителю  в специально отведенное для этого время, не боясь, что побеспокоит учителя на уроке. Но, честно говоря, не отсутствие такого дня мешает родителям активнее вовлекаться в процесс сотрудничества со школой, а вечная их занятость, усталость, а порой и непонимание необходимости. Очень жаль! Надеюсь, все же ситуация изменится, и родители снова пойдут в школы.

Вернемся все же к диагностическому инструментарию, позволяющему оценить данную концепцию. Легче всего мне это сделать путем расстановки отметок «выполнено» под всеми необходимыми пунктами. Итак:

11 слайд. 1. Актуальность темы, описание которой было дано мною прежде, состоит в том, что в своей деятельности, как уже было сказано выше, я, действительно, стремлюсь соответствовать современным тенденциям развития образования с учетом приоритетов нашего региона.

2. Анализ педагогической ситуации в моей школе с точки зрения заявленной темы позвольте для экономии времени сейчас не проводить, но представить результаты такого анализа. Наша школа, как, кстати, показала недавняя проверка, тщательно проводимая Рособрнадзором, старается отвечать всем требованиям, предъявляемым государством и нашим обществом к современному образованию, наши педагоги планомерно переходят на новые стандарты, и очень многое в этом процессе удается. Наша школа старается обеспечить процесс образования с материальной стороны, путем закупки и внедрения самого современного оборудования. Наши преподаватели своевременно проходят переаттестацию, постоянно повышают свою квалификацию. Наша школа ведет разностороннюю работу по взаимодействию с родителями и другими сторонами, вовлекаемыми в процесс образования (органами опеки, медицинскими работниками, отделом по работе с несовершеннолетними).

3. Определение степени новизны собственной концепции. 12 слайд. Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери - человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.  Поэтому ведущей идеей своего опыта я считаю активизацию деятельности учащихся на уроках и во внеурочной среде. 13 слайд.  В связи с этим считаю, что новизной моей концепции является анализ и систематизация освоенных мною приемов активизации деятельности, в первую очередь, способствующих повышению мотивации к изучению моего предмета и к процессу образования в целом.

4. Суммируя все выше сказанное, могу сказать, что целью моей концепции является – создание в процессе педагогической деятельности условий, способствующих преодолению языкового барьера у учащихся; развитию творческой, критически мыслящей личности, умеющей эффективно работать со всеми источниками информации, способной к самообучению, мотивированной на овладение английским языком и применение его на практике в реальной жизни.

Описание практического опыта

Средства, используемые для достижения заявленной цели – методики, приемы, технологии активизации деятельности, т.е. тот инструментарий, который я беру  на вооружение в своей работе.

14 слайд. 1. Технология критического мышления[3]. Основа «технологии критического мышления» - базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

Фаза вызова. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation). Вторая задача, которая решается на фазе вызова, - активизация познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Положительные моменты стадии вызова: 1) учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем; 2) высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) происходит сочетание индивидуальной и групповой работы.

15 слайд. Приемы, используемые мною на стадии вызова: «кластер», загадка, отсроченная догадка, «мозговой штурм» (предложен «мозговой штурм», Алексом Осборном в его работе «Прикладное воображение» еще в 1950 г.), фантастическая добавка, «Да»- «Нет»-ка; театрализация, интеллектуальная разминка (опрос).

16 слайд. 1.1. Мозговой штурм: Answer the question: What is there in England at 11 a./m and 5 p.m.? (Что происходит в Англии в 11 утра и 5 вечера?) This table has no legs, but has many subjects. (A time-table). Как мы видим, «мозговой штурм» может перекликаться с приемом «загадка». Вообще brainstorming может использоваться на разных этапах урока и состоять из нескольких этапов. К примеру, на первом этапе «мозгового штурма» идет создание банка идей, возможных решений проблемы урока. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения (прием кластера здесь как раз к месту). Критика и комментирование пока не допускаются. На втором этапе идет коллективное обсуждение идей и предложений. Здесь главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Результатом «учебного мозгового штурма» является правильный выбор направления решения проблемы урока, темы исследовательской работы и т.д. Так мы работаем с учениками при подготовке к выполнению проекта.

1.2. Прием «Интеллектуальная разминка» используется для настроя на определенный вид деятельности – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее (computer, IT, e-mail, browser, site, programmer) и т.п.

Обобщить – что это (man, woman, girl, boy, grandma – people)

Что пропущено – логическая цепочка (get up, wash hands, clean teeth, …, gave breakfast, go to school)

Какое слово скрывается (afos - sofa) и так далее. 17 слайд. Предлагаю попробовать некоторые примеры.

1.3. Прием «фантастическая добавка» предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Например, работая в 5 классе по теме «Путешествие в Великобританию», можно объявить темой очередного урока поездку в пятую страну Объединенного Королевства – Лонголенд. Или предложить в начале последнего урока по одной из тем по страноведению суммировать изученные факты и рассказать их глазами иностранца или инопланетянина. Этот прием может быть использован также не только в начале урока. Кстати сказать, современные учебники дают хорошие возможности использования данного приема. 18, 19 слайд. Так, в 3 классе учебника Биболетовой при прохождении темы «Бюро находок» при формировании навыков описания внешности даются следующие задания:

  

20 слайд. 1.4. Прием «кластер» - «cluster» - «гроздь» или «наглядный мозговой штурм». Также может быть использован и на других этапах урока для оживления работы. И снова предлагаю немного оживить наш метод совет. 21 слайд

22 слайд. 1.5. Прием «Отсроченная отгадка» можно использовать в самом начале урока - дать загадку (или малоизвестные странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом, либо в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Are they pets?  Cats, dogs, parrots, hamsters, caterpillars, frogs and kangaroos? Задание может быть подано в виде загадки, кроссворда, просто вопроса.

23 слайд. 1.6. «Да-Нет-ка». Учитель загадывает нечто (число, предмет, животное и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да, и нет". Более сильные ученики могут заменять учителя. Этот прием также можно использовать на любом этапе урока. Этот прием также представлен в упражнениях различных учебников.

1.7. Театрализация.

Вторая фаза - осмысления содержания (realization of mening) или смысловая стадия. На фазе осмысления содержания учащиеся: 1) осуществляют контакт с новой информацией; 2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; 3) акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; 4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; 5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; 6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Фаза рефлексии (reflection). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Зигзаг,  инсерт, круги по воде, чтение с остановками – это все приемы теории критического мышления, эффективно применяемые на фазе осмысления и рефлексии.

24 слайд. 1.8. Следующий прием критического мышления – «зигзаг» можно использовать в упрощенной форме, кстати, в некоторых учебниках для этого уже есть готовые задания. Так, при работе в 5 классе по теме «Рождество в Великобритании», даются два текста одного и того же содержания, только с недостающей информацией. Учащиеся двух разных групп должны задавать друг другу вопросы, чтобы восполнить недостающую информацию.

25 слайд. 1.9. Прием «Инсерт»

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов. 1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«галочкой» помечается то, что им уже известно;

знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

--

+

?

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

При чтении текста учащиеся помечают такими значками слова, фразы, предложения и абзацы. Откуда учащийся знает, что выбрать? Их выбор  связан с их представлениями о мире, с их жизненным опытом, событиями, важными для них, их ценностями, фактами. Это - как увлекательная игра, которая  помогает детям систематизировать уже имеющиеся знания и соединить их с новыми. Текст должен быть неизвестным, с  событийным сюжетом и  неожиданной развязкой.

Перед применением данного приема необходимо вспомнить, что дети знают о предлагаемой проблеме, теме. Можно записать уже имеющиеся у них знания на доске, используя прием «кластер». Чем больше будет исходных сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме,  усилится мотивация.

Читая текст, учащиеся не просто формально воспринимают информацию, они пропускают  ее через призму субъективно-личностного взгляда с последующим формированием суждений. Они решают, правдива история или нет; оценивают отдельных героев и  событий; предполагают, как бы они поступили в подобной ситуации и т.д.

Используя пометки на полях, учащиеся составляют маркировочную таблицу. Объем материала для таблиц обговаривается заранее. (Это задание делается дома). Записывая ту или иную фразу или предложение в таблицу, учащийся должен подумать, что он может сказать в их защиту, какие  доказательства может привести? почему он именно ее отметил? как она связана с ним самим, с его личностью и жизненным опытом?

На стадии рефлексии происходит обсуждение прочитанного, базирующееся  на материале составленных таблиц. Надо отметить, что у каждого учащегося свое понимание мира, поэтому не будет одинаковых таблиц. Один выписал фразу в первую колонку. Она ему кажется известной. Другой - так не думал, и выписал ее во вторую колонку. Третьему учащемуся  фраза показалась очень интересной, и он выписал ее в третью колонку. А четвертый не понял ее и записал в последнюю колонку. Таким образом, на одну и ту  же фразу (предложение) мнения в группе будут разные. Учитель координирует процесс обмена информацией, организует обсуждение каждой графы таблицы.

Для подведения итогов работы, для того, чтобы собрать весь прочитанный, написанный и обсужденный материал, обобщить его и систематизировать, надо дать письменное домашнее задание в конце урока, например, предложить детям написать  небольшое эссе. Это не тот вид эссе, который учащиеся пишут на экзамене. В данном случае эссе - это набросок своих мыслей, услышанных фраз, отдельных слов.

Описанный выше прием применялся при чтении текста “Фараон и хорал” в 9 классе (УМК Кузовлева и др.). Приведем краткий конспект урока.

На стадии вызова учащимся задается  вопрос: Do you think music has a great role in our life? Все учащиеся отвечают утвердительно. Следующий вопрос, заданный учащимся: Imagine you are a homeless, it's late autumn, cold. What will you do to have a shelter? Следовали абсолютно разные ответы: «Я найду работу», «Пойду к старым друзьям», «Обращусь в социальные службы». По следующему вопросу учителя – “Do you think that it would be better to be arrested and committed to a prison?”  - почти все ответили отказом. Только один учащийся сказал, что не уверен в ответе. После этого учащимся было предложено  прочитать текст о том, как судьба и рок очень зло пошутили над бездомным бродягой, используя прием INSERT (стадия осмысления). Учащиеся прочитали текст в классе, делая пометки на полях. Далее им было предложено составление  маркировочной таблицы и формулирование фраз-доказательств, после чего происходило обсуждение по каждой колонке маркировочной таблицы. (Стадия рефлексии).

Так как основной целью урока было стимулировать учащихся говорить спонтанно (без подготовки), пытаться мыслить на иностранном языке, то этот прием оказался очень эффективным. Учащиеся должны были говорить не только на темы своих предложений, но и высказывать свое мнение в отношении мыслей, высказанных другими учащимися. Для многих учащихся такая задача представляла серьезную трудность, для некоторых  было проблемой.  В конце урока были подведены итоги, каждый из участников дискуссии в двух словах высказал свое мнение по данному вопросу. На дом было дано письменное  задание - выразить свое мнение по прочитанному тексту и обсуждению.

26 слайд. 1.10. Прием «Круги по воде». Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.

27 слайд. 2. Чтение с остановками и Вопросы Блума - организация чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Текст для чтения заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

2. Продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

3. Даю инструкцию и организовываю процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух» - развитие аудирования).

Данный прием содержит все стадии технологии критического мышлени.

Вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

Осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

Рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

Воспроизведение

Простые

Who? What? Where? When? How? (Что?Где?Когда?Как?)

Понимание

 Уточняющие

Did I understand it correctly? (Правильно ли я понял?)

Применение

 Практические

How can it use? (Как это можно применить?)

Анализ

 Интерпретационные

Why? (Почему?)

Синтез

 Творческие

What it would be if…? (Что будет, если..?)

Оценка

 Оценочные

What’s your attitude towards? (Как вы относитесь..?)

В ходе практической работы у российского педагога И. О. Загашева появилась своя модификация этой систематики:

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. 28 слайд. Так, в 6 классе по УМК Биболетовой при работе над фрагментом из книги Льюиса Хроники Нарнии можно задать вопрос: Who came from London to the country house of Professor Digory? When did they come there?

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что ...?»: Lucy saw in Narnia a big bear, didn’t she?

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности: «Почему Эдмунд последовал за Люси в шкаф через несколько дней?»

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Как вы думаете, что было бы, если бы Эдмунд не последовал за Люси?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Как можно оценить поведение Эдмунда при общение с Королевой?»

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте Эдмунда?».

И снова повторюсь, много еще можно говорить о различных технологиях, приемах и методиках, скажу только напоследок о двух приемах, которые можно использовать абсолютно в любом звене – в начальной школе, средней школе или в старших классах.

Как известно, развитие языкового слуха, т.е. аудитивных навыков – самый сложный для учащихся процесс - им легче писать, говорить, уж, тем более, читать на иностранном языке, нежели воспринимать его на слух, поэтому я по возможности много времени отвожу этому аспекту. Как ученикам, так и мне нравится работать с песнями, брать их за основу аутентичного текста. Особенно, когда, например, в старшем звене, у нас появляется возможность работать с современными песнями, которые популярны среди молодежи. И тут появляется много вариантов работы с текстом: вставить пропущенные слова, расставить предложения в нужном порядке, домыслить часть текста, трансформировать слова так, чтобы они органично входили в текст (работа по словообразованию). 29 слайд. Возьмем, к примеру, популярную несколько лет назад среди молодежи группу The Bue Sisters Any time you need a friend.  30 слайд.

И последнее - игровой момент на уроках необходим при прохождении разных тем, на разных этапах урока, и, конечно, без игровых приёмов и технологий никак не обойтись в начальном звене. 31 слайд. Одна из простых игр, но хорошо воодушевляющих детей на уроках, помогающая отрабатывать лексику – игра «Бинго». Попробуйте сыграть и вы: computer, flag, lamp parade, Russia. 32 слайд. Stay - love, orange, volcano, ecology = LOVE.

Заключение

33 слайд. Заглянув в начало данной работы, могу сказать, что с поставленной целью мне справиться удалось – результатом явился анализ и систематизация некоторых освоенных мною приемов активизации деятельности, которые в основном сгруппировались вокруг Технологии критического мышления, активно мною используемой на уроках и приносящей хорошие плоды нашей с учащимися совместной деятельности. Конечно, я не провела эту работу со всеми приемами, которыми оперирую в своей работе, но, как известно, нельзя объять необъятное, и регламент выступления требует соблюдения временных рамок, а, следовательно, у меня просто нет возможности в данной конкретной работе описать весь свой опыт. Отсюда напрашивается вывод – в моих планах – продолжить работу по данной тематике, проанализировать и привести в систему остальные используемые техники, к примеру, технология проведения дебатов, приемы, используемые при подготовке к дебатам, возможные формы и виды деятельности, так или иначе связанные с ними.

Завершить хотелось бы так: учитель – это вечно не успокоенная душа, это человек в постоянном процессе поиска и развития, учитель – это профессия трудная, но творческая, а потому всегда интересная. Поэтому пожелаю всем учителям постоянного прогресса их самих и их учеников и творческого удовлетворения.

Библиография:

  1. Волконская С. А., Погребнякова Е. Ю. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 745-746.
  2. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  3. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  4. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
  5. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  8. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.

[1] Педагогический словарь: определение понятия Педагогическая концепция на сайте www.pedpro.ru - Педагогика 2010

[2] Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

[3] Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ключевых компетентностей по биологии в соответствии с концепцией модернизации образования".

Статья содержит основные направления и рекомендации по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии. В свете современных преобразований и модернизации образования в основной и средней шк...

мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"

Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями...

Концепция экологического образования школы "Эврика-Развитие"

материал семинара "Опыт реализации экологического образования и воспитания школьников"...

Обсуждаем проект Концепции математического образования в РФ

Презентация к выступлению по теме "Проблемы преподавания информатики и Концепция математического образования в РФ"....

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте концепции математического образования.

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте    концепции математического образования....