Обучение говорению на английском языке на начальном этапе
методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

Новичкова Галина Борисовна

учитель английского языка МБОУ « Гимназия№ 6»

г. Новочебоксарск

 

Обучение говорению на начальном этапе можно рассматривать и как цель, и как средство обучения.

Как средство обучения говорение используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков.

Обучение произношению.

Обучение произношению включает в себя овладение слуховыми, артикуляционными и произносительными навыками.

Лучше начать формирование произносительных навыков на тех словах и речевых образцах, с которыми дети начинают знакомство. Например, если я ввожу фразу: “My name is…”, я начну с ознакомления детей со звуками [m,n,ei,z].

При обучении произношению звуков [m,b,s,z,g] помогает принцип опоры на родной язык, так как воспроизведение этих звуков не требует специального обучения. Дети овладевают ими путем переноса.

Звуки [t,n,d,l,e,S,p,k] несколько отличаются от аналогичных звуков в родном языке, поэтому детям рекомендуется показать, чем они отличаются и как нужно их произносить, чтобы они звучали по-английски.

Для ознакомления и тренировки вводимых звуков можно использовать такие игровые ситуации:

Конфетка.

Это упражнение для сладкоежек. Рот закрыт. Теперь уколите язычком щечку изнутри, чтобы было похоже, что за щекой у вас конфетка. А теперь «перекатите конфетку» за другую щеку. Очень хорошо! Молодцы.

Хоботок.

Сведите губы в трубочку-хоботок, как будто вы маленькие слоники. Подвигайте ими из стороны в сторону, вверх-вниз. Замечательные слоники!

Зубная щетка.

Вы, конечно, умеете чистить зубы зубной щеткой. А давайте попробуем сделать это языком, не раскрывая рта. Проведите кончиком языка сначала по верхним зубам, а затем по нижним.

 

 

Свет мой, зеркальце.

Посмотрите в зеркальце. Давайте улыбнемся своему отражению, не разжимая губ – мы себе очень нравимся. А теперь представьте, что вам не дали мороженного! Вы очень обижены. Надуйте губы. Вы настоящие артисты!

Зеваем.

Вы устали. Давайте позеваем! Поставьте руку на локоть. Согните кисть под подбородком так, чтобы подбородок не касался руки. Опустите нижнюю челюсть вниз, как будто хотите зевнуть. При этом подбородок должен коснуться руки. Язычок упирается в нижние зубки.

Дятел.

В лесу за Волгой весело выстукивает дятел [тук-тук-тук]. А в английском лесу слышна песенка английского дятла [тик-тик-тик]. Давайте научимся произносить песенку английского дятла. Произнесите русский звук [т], как в слове « таня»: [т-т-т]. Кончик языка касается сзади верхних зубов. А теперь нащупайте за верхними зубами бугорки, продвиньте язык чуть-чуть назад и произнесите английский звук [t].

Затем детям предлагается хлопнуть в ладоши или показать сигнальную карточку, когда в цепочке слов, или слов, произносимых учителями, они услышат английский звук [t]: [tik-tik-tik], [тук-тук-тук]……………………..

Учим английского мальчика.

К нам в гости приехал мальчик из Англии. Давайте научим его произносить русские слова со звуком [т]: туфли, тапочки, тетрадь, тень, тополь, тепло, тайга.

Дело в том, что наш гость будет произносить звук [т] по-английски: [t]. Давайте попробуем произнести эти слова так, как бы произнес их мальчик [t] уфли, [t]апочки, [t]етрадь,[t]ень,[t]ополь,[t]епло,[t]айга.

Игра настолько нравится детям, что после урока они продолжают играть в нее и на перемене.

Самолеты.

Давайте заведем моторчик самолета. Поставьте кончик языка за верхними зубами – так же, как для звука [t]. Произнесите [d-d-d]. Вот наш моторчик и завелся. А теперь произнесите слоги: [dx-dL-di]. Самолет взлетел. Молодцы!

При обучении произношению звуков [w,h,D,T,x,W,N,r], которых нет в русском языке, необходимо объяснить их артикуляцию. Вот некоторые игровые приемы:

 

 

 

Доктор.

Давай поиграем в доктора! Откройте рот пошире и покажите горлышко доктору. А теперь уприте язык в нижние зубы и выгните горкой. Произнесите английский звук [x] а теперь слоги [px-tx-dx-fx]

Сердитая собака.

Чтобы показать, как рычит сердитая собака, поднимите кончик языка к небу, но не касайтесь его, и произнесите звук [р] ( русский). Произнесите английский звук [r]. Давайте порычим, как английские собачки.

Пароход.

Сведите губы вместе, как будто вы сейчас загудите, как пароход. А теперь разведите их резко в стороны : [w]. Произнесите этот звук отдельно [w-w-w] и в слогах[ wx-wP-wi]

Ревушка.

Давайте успокоим ревушку.

Коснитесь язычком бугорков за верхними зубами и произнесите

[C-C-C]. Правда похоже на то, как успокаивают реву. А теперь попробуем в слогах [ CJ-CJ-CL-CL ]

Песенка.

Язычку захотелось петь. Подпевай! [ла-ла-ла] – это по-русски. А чтобы спеть по-английски, поставь язычок на бугорки за верхними зубами. Произнеси [ l-l-l], [lA-lA-lA], [lO-lO-lO],[lu-lu-lu]. Получилась английская песенка.

Дети будут с большим удовольствием выполнять фонетические упражнения, если к ним в гости придет Мистер Язычок – Mr.Tongue, игрушка или рисованное изображение персонажа.

Одной из важных задач на раннем этапе обучения является формирование фонематического слуха. Достижению этой цели способствуют упражнения на:

  1. Дифференциацию звуков

(долгих и кратких гласных, межзубных, свистящих) слов, содержащих эти

Звуки.

Пчелки и жучки.

На лесной поляне над цветами летают веселые пчелки и жучки. Вот на один цветок села пчелка, она жужжит [D-D-D], а рядом поет свою песенку жучок [z-z-z-z-z]

Хлопните в ладоши (или покажите сигнальную карточку), если услышите песенку пчелы (жучка). А теперь вы пожужжите, как пчела, а теперь – как жучок.

 

 

  1. Обучение детей фонематическому анализу слов.

Можно предложить детям цепочку слов.

Послушайте цепочку слов, составленную из названий животных. Их задача указать определенным жестом или сигнальной карточкой слова, в которых имеется, например, звук [x]: dog, cat, fox, rabbit, rat, tiger.

Очень важно с первых уроков уделять внимание не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам, интонации. Необходимо внимательно следить за произношением учащихся, особенно если это звуки, которые отсутствуют в русском языке.[T],[D],[w],[r],[r] и т.д.

Фонетическая зарядка должна начинать каждый урок. Материалом для нее могут быть уже проработанные звуки, слова, словосочетания. Хорошим подспорьем в работе над фонетической стороной языка скороговорки, рифмовки, песенки. Они могут использоваться для тренировки:

1) одного звука:

[w]

[i:]

[Fq]

[ O ]

 

 

 

[t]

 

 

Where is a white sweater?

Three green trees.

A bear is on the chair

My little doll

Is very small

I love my pretty

Little doll

“tick-tock”, -

Says a clock

“Tick-tick –

Be quick”

 

(Приложение №)

2) употребления лексики, например:

a) произношения числительных

One! One! One!

I love the sun.

Two! Two! Two!

I love my Mummy too!

Three! Three! Three!

 

My Mommy loves me.

Four! Four! Four!

I love her more and more.

 

 

б) названий продуктов

I like coffee,

I like tea,

I like apples,

I like tree.

 

в) названий игрушек

I have a car,

I have a drum,

I have a nice big ball,

I have a kite,

I have a doll –

How I like them all!

 

г) частей тела.

Ten little fingers,

Ten little toes,

Ten little ears,

And one little nose.

 

Можно подобрать рифмовки на тренировку лексики по любой учебной теме. Использование такого материала оживляет процесс обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

             Обучение говорению  на английском языке на начальном этапе.

                                                                       Новичкова Галина Борисовна

                                                                   учитель английского языка МБОУ « Гимназия№ 6»

         г. Новочебоксарск

Обучение говорению на начальном этапе можно рассматривать и как цель, и как средство обучения.

Как средство обучения говорение используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков.

Обучение произношению.

Обучение произношению включает в себя овладение слуховыми, артикуляционными и произносительными навыками.

Лучше начать формирование произносительных навыков на тех словах и речевых образцах, с которыми дети начинают знакомство. Например, если я ввожу фразу: “My name is…”, я начну с ознакомления детей со звуками [m,n,ei,z].

При обучении произношению звуков [m,b,s,z,g] помогает принцип опоры на родной язык, так как воспроизведение этих звуков не требует специального обучения. Дети овладевают ими путем переноса.

Звуки [t,n,d,l,e,S,p,k] несколько отличаются от аналогичных звуков в родном языке, поэтому детям рекомендуется показать, чем они отличаются и как нужно их произносить, чтобы они звучали по-английски.

Для ознакомления и тренировки вводимых звуков можно использовать такие игровые ситуации:

Конфетка.

Это упражнение для сладкоежек. Рот закрыт. Теперь уколите язычком щечку изнутри, чтобы было похоже, что за щекой у вас конфетка. А теперь «перекатите конфетку» за другую щеку. Очень хорошо! Молодцы.

Хоботок.

Сведите губы в трубочку-хоботок, как будто вы маленькие слоники. Подвигайте ими из стороны в сторону, вверх-вниз. Замечательные слоники!

Зубная щетка.

Вы, конечно, умеете чистить зубы зубной щеткой. А давайте попробуем сделать это языком, не раскрывая рта. Проведите кончиком языка сначала по верхним зубам, а затем по нижним.

Свет мой, зеркальце.

Посмотрите в зеркальце. Давайте улыбнемся своему отражению, не разжимая губ – мы себе очень нравимся. А теперь представьте, что вам не дали мороженного! Вы очень обижены. Надуйте губы. Вы настоящие артисты!

Зеваем.

Вы устали. Давайте позеваем! Поставьте руку на локоть. Согните кисть под подбородком так, чтобы подбородок не касался руки. Опустите нижнюю челюсть вниз, как будто хотите зевнуть. При этом подбородок должен коснуться руки. Язычок упирается в нижние зубки.

Дятел.

В лесу за Волгой весело выстукивает дятел [тук-тук-тук]. А в английском лесу слышна песенка английского дятла [тик-тик-тик]. Давайте научимся произносить песенку английского дятла. Произнесите русский звук [т], как в слове « таня»: [т-т-т]. Кончик языка касается сзади верхних зубов. А теперь нащупайте за верхними зубами бугорки, продвиньте язык чуть-чуть назад и произнесите английский звук [t].

Затем детям предлагается хлопнуть в ладоши или показать сигнальную карточку, когда в цепочке слов, или слов, произносимых учителями, они услышат английский звук [t]: [tik-tik-tik], [тук-тук-тук]……………………..

Учим английского мальчика.

К нам в гости приехал мальчик из Англии. Давайте научим его произносить русские слова со звуком [т]: туфли, тапочки, тетрадь, тень, тополь, тепло, тайга.

Дело в том, что наш гость будет произносить звук  [т] по-английски: [t]. Давайте попробуем произнести эти слова так, как бы произнес их мальчик [t] уфли, [t]апочки, [t]етрадь,[t]ень,[t]ополь,[t]епло,[t]айга.

Игра  настолько нравится детям, что после урока они продолжают играть в нее и на перемене.

Самолеты.

Давайте заведем моторчик самолета. Поставьте кончик языка за верхними зубами – так же, как для звука [t]. Произнесите [d-d-d]. Вот наш моторчик и завелся. А теперь произнесите слоги: [dx-dL-di]. Самолет взлетел. Молодцы!

При обучении произношению звуков [w,h,D,T,x,W,N,r], которых нет в русском языке, необходимо объяснить их артикуляцию. Вот некоторые игровые приемы:

Доктор.

Давай поиграем в доктора! Откройте рот пошире и покажите горлышко доктору. А теперь уприте язык в нижние зубы и выгните горкой. Произнесите английский звук [x]  а теперь слоги [px-tx-dx-fx]

Сердитая собака.

Чтобы показать, как рычит сердитая собака, поднимите кончик языка к небу, но не касайтесь его, и произнесите  звук [р] ( русский). Произнесите английский звук [r]. Давайте порычим, как английские собачки.

Пароход.

Сведите губы вместе, как будто вы сейчас загудите, как пароход. А теперь разведите их резко в стороны : [w]. Произнесите этот звук отдельно [w-w-w]  и в слогах[ wx-wP-wi]

Ревушка.

Давайте успокоим ревушку.

Коснитесь язычком бугорков за верхними зубами и произнесите

[C-C-C]. Правда похоже на то, как успокаивают реву. А теперь попробуем в слогах [ CJ-CJ-CL-CL ]

Песенка.

Язычку захотелось петь. Подпевай! [ла-ла-ла] – это по-русски. А чтобы спеть по-английски, поставь язычок на бугорки за верхними зубами. Произнеси [ l-l-l], [lA-lA-lA], [lO-lO-lO],[lu-lu-lu]. Получилась английская песенка.

Дети будут с большим удовольствием выполнять фонетические упражнения, если к ним в гости придет Мистер Язычок – Mr.Tongue, игрушка или рисованное изображение персонажа.

Одной из важных задач на раннем этапе обучения является формирование фонематического слуха. Достижению этой цели способствуют упражнения на:

  1. Дифференциацию звуков

(долгих и кратких гласных, межзубных, свистящих) слов, содержащих эти

Звуки.

Пчелки и жучки.

На лесной поляне  над цветами летают веселые пчелки и жучки. Вот на один цветок села пчелка, она жужжит [D-D-D], а рядом поет свою песенку жучок [z-z-z-z-z]

 Хлопните в ладоши (или покажите сигнальную карточку), если услышите песенку пчелы (жучка). А теперь вы пожужжите, как пчела, а теперь – как жучок.

  1. Обучение детей фонематическому анализу слов.

Можно предложить детям цепочку слов.

Послушайте цепочку слов, составленную из названий животных. Их задача указать определенным жестом или сигнальной карточкой слова, в которых имеется, например, звук [x]: dog, cat, fox, rabbit, rat, tiger.

        Очень важно с первых уроков  уделять внимание не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам, интонации. Необходимо внимательно следить за произношением учащихся, особенно если это звуки, которые отсутствуют в русском языке.[T],[D],[w],[r],[r] и т.д.

Фонетическая зарядка должна начинать каждый урок. Материалом для нее могут быть уже проработанные звуки, слова, словосочетания. Хорошим подспорьем в работе над фонетической стороной языка скороговорки, рифмовки, песенки. Они могут использоваться для тренировки:

1) одного звука:

[w]

[i:]

[Fq]

[ O ]

[t]  

Where is a white sweater?

Three green trees.

A bear is on the chair

My little doll

Is very small

I love my pretty

Little doll

“tick-tock”, -

Says a clock

“Tick-tick –

Be quick”

 (Приложение №)

        2) употребления лексики, например:

        a) произношения числительных

One! One! One!

I love the sun.

Two! Two! Two!

I love my Mummy too!

Three! Three! Three!

My Mommy loves me.

Four! Four! Four!

I love her more and more.

б) названий продуктов

I like coffee,

I like tea,

I like apples,

I like tree.

в) названий игрушек

I have a car,

I have a drum,

I have a nice big ball,

I have a kite,

I have a doll –

How I like them all!

г) частей тела.

Ten little fingers,

Ten little toes,

Ten little ears,

And one little nose.

Можно подобрать рифмовки на тренировку лексики по любой учебной теме. Использование такого материала оживляет процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматической стороне речи английского языка на начальном этапе обучения

Изучение грамматических явлений в английском  языке  представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остр...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Статья "Обучение графике в английском языке на начальном этапе обучения"

Данная статья содержит методический материал по обучению письму  на начальном этапе обучения школьников английскому языку...

«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее по...

Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования.         Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....