Современные подходы в обучении английскому языку.
статья по английскому языку на тему

Каримова Лилия Рафагатовна

Выступление на V Зональных Педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_v_obuchenii_angliyskomu_yazyku.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

            Современные подходы в обучении английскому языку

                                            Л.Р. Каримова,

                учитель английского языка МБОУ «Гимназия№2»

   Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

                                                                           

                                                  2016 год

Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку такие  требования, как  высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Тема моего выступления «Современные подходы в обучении английскому языку».

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Инновационные изменения, произошедшие за последнее время в образовании: модернизация, введение государственных стандартов второго поколения, Единый государственный экзамен заставили нас, а также меня задуматься над тем, что задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

 во-первых, это профессионал, который

•        демонстрирует универсальные и предметные способы действий

•        консультирует и корректирует их действия

•        находит способы включения в работу каждого ученика

•        создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Мало просто дать урок по учебнику, передать знания, нужно учить обучающихся учиться, составлять и применять алгоритмы действий для достижения результата, развивать их творчество, креативность, логическое мышление, внимание, память, учить применять ИКТ для поиска, отбора, организации и демонстрации информации.

  В условиях ФГОС требуется не просто дать знания и умения ими пользоваться, но еще формировать УУД.  Педагогу нужно четко представлять результаты своей деятельности и деятельности учащихся.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Главная задача современного обучения английскому языку не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в области познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.

 Поэтому главной  целью моей работы является повышение эффективности английскому языку. В связи с поставленной целью я стараюсь реализовать на своих уроках  следующие задачи: 

-обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;

-научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочниками.

- подготовить учащихся к  ЕГЭ по  английскому языку.

-помочь учащимся развивать возможности из осознанного и ответственного учения, объяснение стратегии и методов учения, процессов оценки собственной деятельности.

В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными?

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что применение инновационных технологий способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

В своей работе,  я использую современные педагогические технологии такие

как:

- Сценарно – контекстная

 -информационные технологии и интернет ресурсы

-технология интерактивного обучения

-проектная технология

-обучение в сотрудничестве

-игровая технология

-языковой портфель

Они помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении,  обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.

Сценарно – контекстная технология.

Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации, то есть  то, что называется принципом аутентичности общения, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Она основана на принципах делового общения. Примерами могут служить следующие темы.

-Meeting Guests

 -Invitations

-At the Supermarket и другие.

Информационные технологии и интернет ресурсы.        

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: - электронную почту (e-mail); -  видеоконференции; - возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; - доступ к информационным ресурсам: - справочные каталоги (Yahoo!,InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy) - разговор в сети (Chat). Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского. Диапазон использования компьютера в учебном процессе очень велик.  Применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации среды. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ. Использование компьютера дает возможность  делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность, повышает уровень общения и культуры.  На своих уроках я использую различные сайты, мультимедийные средства, показываю видеоуроки. Тексты для аудирования размещенные на сайтах позволяют создать на уроке необходимые условия для тренировки  аудирования текстов. Открытый банк заданий готовит учащихся к ЕГЭ. Флеш-игры, мультфильмы помогают создавать на уроке  игровую атмосферу. Для восполнения пробелов в знаниях учащиеся на сайтах делают различные типы упражнений, а также пользуются  цифровыми образовательными ресурсами. Мои ученики принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.

  Однако на пути к информатизации общества стоит ряд проблем,  решение которых является актуальным вопросом в системе образования. Основным  проблемами интеграции Интернета в образовательный процесс, включая как проблемы технической обеспеченности, являются следующие:
Отсутствие времени, необходимого на разработку некоторых проектных заданий. Существующие  основные виды проектных заданий, которые требуют больших временных затрат на их качественную подготовку. Иногда бывает так, что ученики не могут найти необходимые сайты, поэтому для учителя очень важно, перед тем как дать ученикам то или иное задание , произвести поиск необходимой информации в Интернете, указать ученикам адреса сайтов.
Интерактивная технология обучения.

Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение  аудирование  с выполнением задания. В группах 3-4-5 человек. Задания должны быть элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая)

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать? б) Как будем делать?  в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?

Метод проектов.

Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.  Я использую элементы проектной работы на своих уроках. Проектная методика при обучении английскому языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника. Например в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им небходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Я стараюсь вовлечь учащихся, создавать проекты в рамках урока, что позволяет формированию коммуникативных регулятивных и познавательных УУД. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта.В младших классах проектная работа-это рисунки, сочинения. Уже в начальной школе ребята работают со словарями, справочной литературой, составляют сообщения,  учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. За время работы мной собраны комплекты презентаций на основе программы PowerPoint. Например в 5 классе, дети представили  проекты по теме «Мой дом», «Праздники»; в 6 классе по теме «Англия»; в 7 классе «Проблемы подростков».

Технология сотрудничества.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый  учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных  то,  что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся,  чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

Игровая технология.

 Работая в младших и средних классах и исходя из особенностей психологического развития, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, наиболее близка мне  игровая  технология. В  группах широко могут применяться различные виды игровой технологии- кроссворды, ролевые игры. Этому предшествует тематическая подготовка учащихся, повторение лексики, разговорных формул, фразеологических оборотов. На своих уроках применяю фонетические, грамматические, лексические, орфографические игры, где развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшает психологический климат на уроке. Учитывая время трудоспособности, утомляемость, регулярно провожу физкультминутки. Детям очень нравятся танцевальные и музыкальные физкультминутки.

Языковой портфель.      

Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами. Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт (результат учебной деятельности по овладению иностранным языком). Языковые портфели моих учащихся  включают их письменные работы, и их достижения в овладении английском языком.

Результативность применения вышеперечисленных приемов и методов обучения зависит от их систематического использования. Ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний.   За время работы я достигла некоторых успехов. Ежегодно мои ученики участвуют в общероссийском  конкурсе «Умница» по английскому языку, организованном  Институтом Развития Школьного Образования, в различных викторинах, олимпиадах. Ежегодно мои ученики участвуют в республиканских юношеских чтениях имени Кояш Тимбиковой. Исследовательские и творческие работы учащихся опубликовались в различных сборниках. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей.  В наших силах сделать так, чтобы наши ученики не утратили желания и способности к самопознанию и самовыражению. И пусть нам достанет мудрости, терпимости, профессионализма и любви в этом.

        

                               Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...

Современные подходы к обучению английскому языку

В статье рассматриваются и сравниваются  методы обучения английскому языку: аудио-лингвальный, структурный и коммуникативный....

Современные подходы к обучению английскому языку

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....