Современные подходы к обучению английскому языку
статья по английскому языку

Льонченко Татьяна Тимофеевна

В статье рассматриваются и сравниваются  методы обучения английскому языку: аудио-лингвальный, структурный и коммуникативный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Льонченко Татьяна Тимофеевна,

педагог дополнительного образования (английский язык)
СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»

Современные подходы к обучению английскому языку

        Повсеместная глобализация и постоянное международное сотрудничество многих стран во многих сферах привели к появлению открытого языкового пространства. Английский язык стал своеобразным lingva franca в бизнесе, науке и технике. Вследствие чего резко возросла необходимость быстрого и эффективного изучения английского языка.

Какие тенденции существовали в обучении английскому языку в конце XX и начале XXI века?

Не претендуя на полноту раскрытия темы, рассмотрим и сравним лишь некоторые методы обучения английскому языку: аудио-лингвальный, структурный и коммуникативный, а также проведем небольшое сравнение этих методов.

Аудио-лингвальный метод появился в 1970-е годы. Вместе с ним появились лингафонные курсы и лингафонные кабинеты, в которых
по предложенному образцу производились механические замены в структуре предложения. Занятия были однообразными, обратная связь практически отсутствовала. Сторонники аудио-лингвального метода считали, что нужно заучивать грамматические и фразеологические структуры языка путём многократного повторения их в готовых учебных диалогах, и тогда в нужный момент можно будет употреблять их автоматически. Однако опыт многих показывает, что в реальной ситуации человек, как правило, не может своевременно и к месту употребить когда-то заученную им фразу или оборот. Учащихся обучали в основном языковым формам, но при этом не обучали
коммуникативному использованию этих форм. Отсутствие формирования навыка обратной связи, приводило к сбоям, а зачастую и невозможности общения на иностранном языке. Конечно же, все это вызывало недоумение как у самих учащихся, потративших столько времени и усилий на изучение языка, так и у преподавателей, постепенно разочаровывающихся в этом методе как единственно правильном.

Структурный подход к обучению иностранному языку основан
на положениях структурной лингвистики и бихевиористского направления
в психологии. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает овладение целым рядом грамматических структур-образцов (structures), которые располагаются в определенной последовательности в зависимости от трудности их усвоения. В качестве примера можно привести следующие структуры: I have a family. Could you open the door. Структуры вводятся последовательно, и их количество покрывает весь изучаемый грамматический материал.

Критики структурного подхода справедливо указывают на то,
что некоторые учащиеся, достаточно хорошо знающие грамматические правила и умеющие составлять отдельные грамматически правильные фразы, не умеют при этом использовать свои знания в процессе живого общения, так же, как и при использовании упомянутого ранее аудио-лингвального метода. На самом деле, указывают специалисты по методике, эти факты являются доказательством неэффективности какого-либо одного метода обучения английскому языку.

Структурный подход очень эффективен на начальных стадиях обучения, так как помогает быстро и результативно освоить основные речевые структуры изучаемого языка. Но при достижении определенного уровня он становится барьером на пути дальнейшего прогресса учащихся, которые не могут перешагнуть порог между лингвистической компетентностью и практической реализацией речевых навыков. Поэтому представляется важным в тот момент, когда этот подход теряет свою эффективность, отойти от него и продолжить изучение языка с акцентом
на использовании языка в процессе речи, уделяя больше внимания формированию навыков говорения, то есть использовать коммуникативный подход.

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку впервые возник в 70-ых годах как результат работы экспертов Совета Европы. С того времени данный подход получил широкое распространение во всем мире
и стал одним из главных методов обучения иностранным языкам.

Необходимо своевременно предложить учащимся коммуникативно-направленные упражнения вместо отдельных упражнений на отработку грамматических навыков. Отсутствие широкого контекста заставляет учащихся рассматривать эти отдельные фразы только лишь как иллюстрации того или иного грамматического явления, лишая такие задания всякой коммуникативной ценности.

Необходимым условием успеха в достижении коммуникативных целей является существование более широкого контекста. Никто не будет отрицать важность грамматики и лексики в изучении языка, но важно соединить эти упражнения с чтением текста, прослушиванием диалога или просмотра фрагмента телепрограммы.

Современные лингвисты считают, что одной из возможностей
для развития коммуникативной компетенции может быть выполнение учащимися различных видов заданий, сгруппированных под одним заголовком и привязанных к одной теме (не грамматической). По мнению Виддоусона (H. Widdowson), такие задания требуют активного интеллектуального вклада со стороны учащихся и воспринимаются ими как часть текста и часть темы. А это составляет существенное отличие
от грамматических упражнений, состоящих из разрозненных фраз
и не связанных одной общей разговорной темой.

Вот лишь некоторые виды деятельности, которые можно использовать на занятиях с целью оказания помощи учащимся в достижении более высокого уровня общения. Эти широкие коммуникативные виды деятельности можно сгруппировать следующим образом:

- Решение каких-либо проблем путем социального взаимодействия
с другими людьми, например, разговор, связанный со стремлением получить товары и услуги, или получение необходимой информации путем устной беседы или переписки, обсуждение и поиск компромисса в решении спорных вопросов (Кларк называет их «конвергентными задачами).

- Установление и поддержание беседы, обсуждение тем, представляющих интерес, путем обмена информацией, идеями, чувствами
и переживаниями (Кларк называет их дивергентными задачами).

- Поиск конкретной информации для некоторых определенных целей, обработка информации, а также использование ее для достижения определенных целей (например, поиск информации об экономике какой-либо страны, ее отраслях, ВВП, крупнейших компаниях и краткое устное сообщение по теме).

- Прослушивание или чтение информации, ее обработка, а также использование этой информации (например, чтение или просмотр новостей
и последующее обсуждение их с партнером, чтение статьи и резюмирование, прослушивание лекции, составление конспекта лекции или ее фрагмента).

- Представление информации в устной или письменной форме
на основе личного опыта (например, выступление с докладом, написание отчета, составление инструкции о том, как сделать что-то, заполнение анкеты).

- Прослушивание радиопередачи на английском языке, чтение статьи или просмотр фильма на английском языке и выражение своего мнения
по этому поводу (в форме устного обсуждения или написания эссе).

Коммуникативные задания позволяют отрабатывать те умения
и навыки, которые учащиеся затем смогут применить в реальной жизни.
В современных учебниках в каждом разделе есть задания, имеющие коммуникативную направленность и позволяющие вовлечь учащихся
в устное взаимодействие. И, конечно же, преподавателю ни в коем случае не стоит пренебрегать такими заданиями, ограничиваясь лишь чтением
и переводом текстов или выполнением грамматических заданий.

При этом необходимо указать также на то, что не должно быть
и спешки в использовании коммуникативных упражнений. Необходимо сначала убедиться в том, что учащийся умеет читать и понимать изучаемый материал. Этот этап называется построением компетентности (Mary Finocchiaro). Коммуникативной компетенции обязательно должна предшествовать выработка языковой компетенции (N.Chomsky).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподаватель не должен отвергать все то хорошее, что есть в аудио-лингвальном,
в структурном, коммуникативном или каком-либо ином методе в пользу лишь одного из них. Преподавателю следует гибко подходить к выбору метода, и зачастую сами учащиеся, их нужды, проблемы в изучении языка могут помочь преподавателю сделать правильный выбор метода для работы
с той или иной группой на том или ином этапе обучения английскому языку.

Литература

1. Clark, J. Curriculum Renewal in School Foreign Language Learning, Oxford University Press, Oxford, 1987.

2. Finocchiaro M. The Functional-Notional Approach: from Theory to Practice

Oxford University Press, Oxford, 1983.

3. Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom, Cambridge University Press, Cambridge, 1995.

4. Pattison P. Developing Communication Skills Cambridge University Press, Cambridge, 1987.

5. Rivers W. (Ed.) Interactive Language Teaching, Cambridge University Press, Cambridge, 1987.

6. Widdowson H. Teaching Language as Communication, Oxford University Press, Oxford, 1978.

7. Дзюбенко О.С. Современные тенденции в обучении иностранному языку

www.e-magazine.meli.ru/Vipusk_16/205_v16_Dziubenko.doc‎


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Современные подходы в обучении английскому языку.

Выступление на V Зональных Педагогических чтениях....

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...

Современные подходы к обучению английскому языку

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....