ГОУ школа №371 СТАТЬЯ "Особенности гибкости решений творческих мыслительных задач в рамках реализации ФГОС
статья по английскому языку на тему

Ревенко Наталья Викторовна

Статья содержит систематизированную и обобщенную информацию, собранную в ходе проведения наблюдений  учащихся школ в рамках исследования особенностей восприятия и успешности выполнения заданий разного вида с учетом их деления по принципу ПРАВШИ-ЛЕВШИ (по ведущей руке), а также по гендерным признакам. Полученные результаты можно эффективно использовать на практике при составлении заданий, в частности для уроков английского языка,  для групп учащихся различного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секреты гибкости решений творческих мыслительных задач правшами и левшами 9-12 лет

Ревенко Н.В.

ГБОУ школа №371 Московского района г. Санкт-Петербург

В современном мире решение многих задач, стоящих перед обществом, требует нестандартных креативных подходов. Человека всегда волновали и волнуют вопросы: «Почему один легко и просто справляется с данным видом деятельности, а другой нет? Что такое способности? В чем различия между способностями мужчин и женщин? Почему есть правши и левши и с чем это связано? У кого из них более выражены способности? Какая сторона способностей лучше развита? Как учитывать эти различия при работе с учащимися? Эти проблемы изучались и изучаются многими учеными-психологами, в том числе такими классиками, как В.А. Крутецким, С.Л. Рубинштейном,  А.В. Петровским и  другими.

Пытаясь ответить на некоторые вопросы, касающиеся способностей, нами была поставлена цель исследования – выявить, существуют ли различия между правшами мальчиками и девочками и левшами мальчиками и девочками в решении вариативных мыслительных задач. Мы пытались выяснить, зависит ли уровень гибкости мышления при решении творческих мыслительных задач младшими школьниками 9-12 лет от их половой принадлежности и от характеристик правшества – левшества (принимая во внимание такой критерий, как «рукость»).  В ходе исследования были  использованы методики Туник Е.Е.  и самостоятельно разработанные методики в виде заданий, изучающих гибкость мышления, объединенных в три группы, в зависимости от используемых средств решения творческих задач: вербальные задачи (задача подается и решается в словесной форме), визуальные задачи (информация подается зрительно, решается словесно), образно-графические задачи (задача подается зрительно, решается графически).

По окончании исследования, мы смогли сделать следующие выводы:

  • При выполнении вербальных тестов, уровень гибкости мышления правшей мальчиков выше, чем у мальчиков левшей, а уровень гибкости мышления девочек-правшей ниже, чем у девочек левшей. При этом в обоих случаях девочки несколько опережают мальчиков по уровню гибкости мышления, что больше выражено у левшей.  
  • При выполнении визуальных тестов более высокий уровень показывают левши мальчики и девочки, из которых группа мальчиков имеет самый высокий уровень гибкости мышления по сравнению с остальными группами. Левши девочки находятся на более высоком уровне, чем девочки правши. В группе правшей более высокий уровень имеют девочки, чем мальчики, а в группе левшей – наоборот, мальчики опережают девочек
  • При выполнении образно-графических заданий левши мальчики имеют самый низкий уровень гибкости мышления по сравнению со всеми остальными группами. Правши мальчики имеют имеют достаточно высокий уровень гибкости мышления. Левши девочки демонстрируют гораздо более низкий уровень, чем девочки правши. Девочки правши показали самый высокий уровень гибкости по сравнению с остальными группами. Таким образом можно сделать вывод, что в отличие от вербальных и визуальных тестов, при выполнении  данной группы заданий уровень гибкости у правшей мальчиков выше, чем у мальчиков левшей и среди девочек, правши опережают левшей.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: уровень гибкости мышления при решении творческих мыслительных задач младшими школьниками 9-12 лет  зависит от их половой принадлежности и от характеристик правшества – левшества (принимая во внимание такой критерий, как «рукость»). Влияние фактора пола проявилось в следующем: в вербальных заданиях -  девочки (правши и левши) опережают мальчиков; в визуальных заданиях -  у правшей – девочки опережают мальчиков, у левшей – наоборот – мальчики опережают девочек;  при выполнении образно-графических заданий , как и в вербальных – девочки (правши и левши) опережают мальчиков. Влияние характеристики правшества-левшества проявилось по следующим параметрам: в вербальных заданиях – не обнаружено четкой зависимости уровня гибкости мышления от характеристики правшества-левшества (а только от пола учащихся); в визуальных задачах левши (мальчики и девочки) демонстрируют более высокий уровень, чем правши; в образно-графических задачах правши (мальчики и девочки) показывают заметно более высокий уровень гибкости мышления. Знание и учет учителем в своей работе половой принадлежности учащихся и индивидуальных характеристик правшества-левшества,               являются одними из важнейших факторов успешной взаимной деятельности учителя и учеников.  

{{tag> creative thinking_ right-hander_left-hander_boys_girls_education}}

Литература:

  1. Вергелес Г.И. Раев А.И. Основные направления творческих способностей младших школьников. Герценовские чтения: Дошкольное  начальное образование на пороге третьего тысячелетия. -  СПБ. НИИХ СПбГУ, 1999 – 262с.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.: «Тускарора», 2001, - 184с.
  3. Тургель В.А. Образное и вербальное в процессе отражения произведений живописи младшими школьниками// Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в XXI  веке: Тезисы конференции 25-26 апреля 2001г.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001г. – 194 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

ГБОУ школа №371 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме"Особенности решений мыслительных задач правшами и левшами в рамках реализации ФГОС"

В современном мире решение многих задач, стоящих перед обществом, требует нестандартных креативных подходов. Человека всегда волновали и волнуют вопросы: «Почему один легко и просто справляется с данн...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена очень актуальным в настоящее время вопросам: насколько важным является творческий подход в работе учителя и как деятельность учителя может стать творческой?...

Презентация по теме "Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС"

В презентации собран теоретический материал по этой теме, который можно дополнить в своем выступлении профессиональными наработками и приемами....