Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Толстых Виктория Александровна

Статья посвящена очень актуальным в настоящее время вопросам: насколько важным является творческий подход в работе учителя и как деятельность учителя может стать творческой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

«С русским языком можно творить чудеса»

К.Г. Паустовский

Актуальность темы  

С принятием ФГОС главной целью школьного  образования  стало не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и реализации творческих способностей. И достижение этой цели, безусловно,  требует от учителя творческого подхода.

Пробудить творческую активность в обучающихся, помочь раскрыться их творческому потенциалу способен только тот педагог, чья профессиональная деятельность носит творческий характер. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что творчески развитые ученики появляются только у творчески работающего учителя.

Творческая деятельность педагога

Что же такое творческая деятельность педагога?

Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения существующего опыта и переходящий к его преобразованию. 

Л. В. Занков отмечал, что «творчество педагога… – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления».

Н. В. Кузьмина считает, что продуктивным является такая творческая деятельность учителя, в центре внимания которой находятся способы подготовки учащихся к жизни и дальнейшей деятельности, способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтролю.

Творчество учителя и ученика на уроках русского языка

Творчески работающий учитель русского языка способен на своих уроках создать оптимальные условия для формирования активной, творческой личности, способной самостоятельно приобрести новые знания и умения и успешно реализовать их на практике.

 Уроки русского языка способствуют   развитию  креативного мышления, интеллектуальных  и творческих способностей учащихся, через сотворчество и сотрудничество способствует созданию коллектива единомышленников.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг, и уметь говорить об этом. Именно эту задачу и призваны решать такие учебные предметы, как русский язык и литература.

Если учитель работает в направлении создания нового, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные задания не поставят в тупик, а вызовут желание выполнить их по-своему, оригинально.

Психологическая наука утверждает: каждый обладает творческим потенциалом, нужно только научиться выявлять его, развивать и использовать.

Какие же использовать виды деятельности, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и развивал свои творческие способности?

Виды творческой деятельности учителя и ученика

"...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником".

                                                                                               Н.Ю. Пахомова

В своём выступлении я остановлюсь на трёх видах творческой деятельности, которым в современной школе уделяется большое внимание, т.к. они  помогают учащимся открывать и созидать новое, самовыражаться через свою деятельность.

1) проектно-исследовательская деятельность – увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, так как она:

• личностно ориентирована;

• позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

• ставить перед собой творческие задачи и находить нестандартные пути их решения

• позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Данный вид деятельности  дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. 

Проект  «Царство звуков» (изучение раздела «Фонетика»)

Проект «Словари – наши друзья и помощники»

Интегративный проект по русскому языку и домоводству «Повелительное наклонение глагола»: записать кулинарный рецепт с использованием глаголов, употреблённых в повелительном наклонении. Защита проекта проходит с дегустацией приготовленных блюд.

2) учебно-игровая деятельность

Значение игровой деятельности велико

 в формировании «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

1) в процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации;

2) наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20-30% на обычном уроке);

3) учащиеся ощущают практическую значимость знаний.

в  раскрытии и развитии творческих способностей личности;

в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

в формировании нестандартного, критического отношения к действительности.

Готовясь к урокам в 5 классе, я часто использую дидактические материалы в игровой форме из книг педагога и писательницы Татьяны Рик «Весёлые учебники». Вполне серьезные и сложные вещи помогут понять и запомнить смешные персонажи. В книгах много стихов, сказок и веселых игр с грамматической НАЧИНКОЙ.

Так, с подачи Татьяны Рик на уроках, посвящённых изучению раздела «Прямая речь и диалог», я стала проводить игру «Школа разведчиков», которая помогает отработать важное умение находить в тексте прямую речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, оформлять диалог.

Учитель объявляет: Ребята, сегодня мы находимся не в обычной школе, а на курсах будущих разведчиков. И мы будем учиться составлять шифровки, чтобы посылать донесения Центру. А я сегодня не учитель русского языка, а преподаватель школы разведчиков…

Пример предложений для дешифровки:

«Шеф, нахожусь на площади Святого Марка», - сообщил по телефону мафиози по кличке Капуччино.

Шеф ответил: «Прекрасно, там и оставайся».

Учащиеся записывают читаемый учителем текст сразу в виде схем, т.е. зашифровывают его.

3) учебно-творческая деятельность сегодня является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Лингвистические сказки, стихи различные творческие конкурсы способствуют быстрому и прочному усвоению учебного материала, повышению уровня грамотности и культуры речи обучающихся, развитию их  творческих способностей.

Создание лингвистических сказок  

Конкурсы рисунков  («Отгадай фразеологизм!», «Рисуем семью однокоренных слов»)

Творческая работа по теме «Степени сравнения имён прилагательных» («Письмо султану»)

Создание рассказов-«страшилок» (обобщение изученного по теме «Деепричастие»)

Словарный немой диктант

Одним из самых любимых заданий и у пятиклассников, и у шестиклассников стал немой диктант. Учащимся нужно перевести образы видимых предметов или действий в слова, в которых есть изучаемая орфограмма. При этом и учитель, и ученики не должны обсуждать изображаемое на слайдах, слова записываются в тетрадь. Затем происходит коллективная проверка. Сначала эти диктанты составляла я, а теперь учащиеся сами создают подобные презентации.

Заключение

                                                   Отказаться от творчества человеку

                                                     нельзя, ибо творить всего только и значит

                                                быть человеком.

                                                     Ф.А. Степун

Таким образом, обязательным условием реализации целей и задач современного образования является творческий характер деятельности учителя.

Творчески работающий, креативно мыслящий, постоянно расширяющий свои возможности педагог побуждает и в своих учениках развитие творческой и социальной активности, раскрытие интеллектуального потенциала, познавательной самостоятельности и т.п.

Ведь современному социуму нужен не исполнитель с шаблонным мышлением, необходима активная творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи, строить конструктивные отношения с окружающим миром, преобразовывать окружающую действительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС

На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Готовность к инновационной деятельности в с...

ГОУ школа №371 СТАТЬЯ "Особенности гибкости решений творческих мыслительных задач в рамках реализации ФГОС

Статья содержит систематизированную и обобщенную информацию, собранную в ходе проведения наблюдений  учащихся школ в рамках исследования особенностей восприятия и успешности выполнения заданий ра...

Тема: "Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя в рамках реализации ФГОС ООО на уроках математики"

Тема: "Роль  индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя в рамках реализации ФГОС ООО  на уроках математики"...

Презентация по теме "Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС"

В презентации собран теоретический материал по этой теме, который можно дополнить в своем выступлении профессиональными наработками и приемами....

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....