«Развитие навыков письменной речи как залог успешной подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (9 класс) на тему

Тюлина Ольга Юрьевна

В своей учебной функции письмо выступает форме письменных упражнений, которые способствуют закреплению в памяти учащихся лексического и грамматического материала, как на уровне его структурной отработки, так и на более продвинутом этапе. Однако письму в общеобразовательной школе уделяется мало времени из-за ограниченных возможностей практического его применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 28.01.2015_seminar_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ

«Развитие навыков письменной речи как залог успешной подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ»

Учитель английского языка МАОУ «ООШ №29» г.Энгельса: Тюлина Ольга Юрьевна

В своей учебной функции письмо выступает форме письменных упражнений, которые способствуют закреплению в памяти учащихся лексического и грамматического материала, как на уровне его структурной отработки, так и на более продвинутом этапе. Однако письму в общеобразовательной школе уделяется мало времени из-за ограниченных возможностей практического его применения.

Но письмо занимает много времени на уроке. Поэтому основная часть письменных работ, естественно, выполняется учениками дома, в режиме самостоятельной работы. Но для этого учащиеся должны быть предварительно подготовлены на уроке. В такую подготовку входит освоение соответствующего языкового материала, а также необходимый инструктаж на предшествующих уроках относительно приемов выполнения письменных упражнений того или иного типа.

Обучение письменной речи на разных этапах происходит следующим образом:

а) в младшем звене идет формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов. Лингвистический компонент включает графику, орфографию и запись (списывание, репродукция, продукция). Письменная речь предлагается выполнять в ограниченном объеме - заполнение анкеты, формуляра, написание открытки или короткого письма по образцу.

б) Начиная с 5-го класса обучение письму по УМК “Enjoy English” письменные упражнения направлены на длительную отработку соответствующих языковых явлений. В 6-м и 7-м и в 8-х классах письменные упражнения учебника выполняются учащимися только дома. Они направлены на дальнейшее закрепление языкового материала, изучаемого в данный период, а также способствует лучшему усвоению темы.

Прежде чем учить детей навыкам письменной речи я говорю часто им что, письменная речь стоит на 3-х китах:

  1. лексика (недоработка в этой области ведет к тому, что ученик не сможет выразить свою мысль);
  2. знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка;
  3. применения этих знаний на практике.

I. Лексика.Для работы с лексикой существуют разные типы упражнений, например, отгадай зашифрованное слово, диктанты, лексические тесты, чайнворды, кроссворды и т.д.

Я уделяю очень серьезное внимание освоению лексику. Часто на своих уроках я применяю игровые технологии. Письмо не должно быть навязчивым, но при этом активно постигать азбуку письма. Дети приучаются ему через игровые технологии.

Давайте рассмотрим один из таких приемов при обучении и закреплении лексики в начальной школе по теме “Животные”. Они вызывают позитивные чувства у школьников и сильное желание изменить ситуацию в лучшую сторону. А это в свою очередь заставляет их концентрировать свое внимание и тренирует память.

Тема “Животные”

Игра № 1: “Прогулка” своего питомца.

Чтобы это сделать, детям нужно правильно написать слово. Если им это не удается, то их питомец не будет выгулян или погуляет недолго, в случае ошибки в слове. Дети переживают за свою зверюшку и общими усилиями ошибка в слове исправляется, что означает полноценную прогулку для питомца, для детей – чувство “выполненного долга”, а для учителя – достижения цели (дети выучили написание слова).

Игра № 2: “Помощь”. Звери попали в плен к индейцам или браконьерам. Их нужно спасти. Они сидят в клетках. Чтобы их освободить, нужно набрать по буквам или написать код к замку. Код, как вы уже догадались, и есть написание слова.

Игра № 3: Накормить питомца.

Игра № 4: в зоопарке ремонт. Нужно расселить животных. Это предлагается работникам зоопарка. Дети – эти работники. Кто какого зверя заберет к себе домой временно пожить.

Игра № 5: В цирке. Звери попрятались и не хотят выступать. Они заболели. Зрители волнуются. Зверей нужно полечить, дать таблетку. Кому дали, тот и выйдет на арену. Слово, которое ученики должны написать, и будет в данной игре являться “лекарством”.

Тема “Магазин, покупки”

- Идем в гости, нужно купить продукты. Разменная монета – правильно написанное слово; (в гости с покупками)

- День рождения. Какими продуктами украсить праздничные стол?

- Заболел друг. Какие фрукты ему полезно кушать?

- сварить любимое блюдо. Какие продукты нужно купить?

- Что растет у тебя в огороде?

Следующий игровой прием я применяю, если нужно запомнить трудное по написанию слово. Например “friend”. Я предлагаю детям по одному выходить к доске и писать только одну букву. Если ребенок ошибается, то я его, конечно, вместе с другими детьми исправляю. При этом достигается концентрация внимания детей на сложности написания слов.

В среднем звене работу с лексикой можно разнообразить путем отгадывания кроссвордов.

Они являются быстрым и эффективным приемом контроля изучения лексики.

II. Знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка.

Второй “кит”, которому уделяется постоянное внимание – это формирование и дальнейшее развитие грамматических и стилистических навыков письменной речи. Чтобы достичь высокого уровня развития навыков письменной речи нужно вложить много усилий на самом раннем этапе обучению письму.

Письму дети учатся, начиная со второго класса. После того как они выучили буквы и научились их писать, маленькие ученики сознательно составляют новые предложения из слов, следуя определенному порядку построения английского предложения. Для этого используются картинки и определенные знаки, которые известны школьникам из уроков русского языка. Я уже, который год не знакомлю с такими знаками как -?-, который в английских учебниках обозначает глагол. Мои детки глагол выделяют как в русском языке, т.е. двумя подчеркиваниями.

Я сторонник того, что школьники не должны повторять как стишок за учителем грамматические структуры. Он должен знать, почему, например, в предложении “A dog can swim.” Именно слово -A dog- стоит на первом месте. Объяснить правило построения английского предложения можно из самих участников учебного процесса – школьников. Они вызываются к доске и им даются роли “подлежащего”, “сказуемого” и других членов предложения. Дети хорошо запоминают на таком живом примере как правильно говорить английское предложение. А дальше идет отработка полученных навыков в учебном процессе. Такие живые предложения дети записывают в свои тетрадки.

Мы часто на уроке составляем предложения из слов, которые в виде картинок в хаотичном порядке прикреплены на доске (с интерактивной доской эта работа происходит более разнообразно и вариативно). Когда они научатся составлять устно предложения, мы записываем их в тетрадь. Такие задания затем усложняются при помощи ввода дополнительных или лишних слов. Каждая ошибка обговаривается сразу и с объяснениями. Детям нужно постоянно указывать на свои ошибки и обращать их внимание на них. Они знают правило, но применять их на практике для них бывает проблематично. В качестве домашнего задания я предлагаю детям составим подобные задания самим или подобрать картинки, чтобы затем на последующих уроках практиковать учеников в составлении предложений, но уже без предварительной работы. Так мною достигается автоматизм составления предложений в письменном виде. А затем из предложений дети учатся составлять рассказы.

Часто на своих уроках я провожу соревнование, например “на самого грамотного ученика недели, месяца и года, в зависимости от ситуации. Такой ученик обязательно награждается призом или грамотой. Так же мною используются переходящие награды в виде игрушки.

Развитие навыков письменной речи как залог успешной подготовки к ЕГЭ (старшие классы)

В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развития у обучаемых умений письменно выражать свои мысли. По окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения:

- делать выписки из текста;

- составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста;

- написать короткое поздравление, выразить пожелание;

- письменно заполнить формуляр;

- написать личное письмо;

- написать эссе, сочинение с аргументацией.

Итак, в 11-м классе наш выпускник, обучаясь в пределах только школы вынужден писать не только С1 (личное письмо), но и С2 (эссе, сочинение с аргументацией), и показать при этом знание внепрограммной лексики, то есть ту лексику, которая не изучается на уроках иностранного языка.

Что происходит на самом деле известно каждому учителю, работающему в обычной общеобразовательной школе. Результаты экзамена ярко демонстрируют нам, что выпускники имеют слабую подготовку в области выполнения письменных работ. Это наглядно демонстрируют следующие данные: С1 пишут все выпускники, сдающие ЕГЭ по иностранному языку, в то время как С2 решаются писать гораздо меньше учеников. Еще один яркий показатель недостаточной подготовки письменной части экзамена – это низкий балл, который экзаменуемые получают за свои задания.

Как же быть?

Существует следующие пути развития письменной речи:

  1. традиционный – школа, школы дополнительного образования;
  2. нетрадиционный – интернет-форумы, блоги, электронная почта, конкурсы, олимпиады, публикации

Я немного хочу уделить внимание именно нетрадиционным формам развития письменной речи. Известно, что дети любят общаться в Интернете. Рассматриваемые данные формы относятся к интернет-технологиям. Они позволяют:

- увеличивать количество письменных работ, выполняемых студентами;

- разнообразить их;

- накопить и проанализировать свои работы;

-дать возможность другим студентам сравнить их со своими работами и наоборот.

Я хочу немного остановиться на блогах. БЛОГ – онлайн-дневники, опубликованные в Интернете.

Для преподавателей опубликованные работы учащихся – эта возможность сделать выводы о том, как учащиеся трансформируют и присваивают смыслы и стратегии, освоенные в рамках социального опыта. Для учащегося подобная публикация – это материал для последующей рефлексии и анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, обогатив, таким образом, свой учебный опыт. Имеющаяся в блогах возможность размещения комментариев к сообщениям способствует получению обратной связи и потенциальной поддержки новых идей, а возможность включения в текст гиперссылок на другие ресурсы помогает учащимся осознать взаимосвязи и контекст знаний, их конструирования и освоения.

Блоги обладают большим потенциалам для активного и интерактивного обучения, интенсивного взаимодействия между учениками и преподавателями, развития навыков мышления высшего порядка и большей гибкости учебного процесса.

Кроме того, блоги для ученика становятся персональной онлайн-трибуной. В отличие от форумов, на которых высказываются все участники дискуссии, блог дает возможность каждому ученику полностью контролировать публикуемое содержание. Блог становиться виртуальным пространством для апробирования новых понятий.

Хорошей альтернативой обучению письменной речи вне урока и развития языкового потенциала учеников является форумы – асинхронные дискуссии в Интернете. Эта технология позволяет:

- вести совместное обсуждение и редактирование письменных работ на стадии их написания (peer editing);

- критически анализировать свои и работы своих сверстников (найти ошибку у себя очень трудно, а такой, публичный вид работы позволяет это сделать).

Такую работу необязательно делать с помощью ресурсов Интернет. У меня она проводиться всегда при подготовке к любой письменной работе при написании эссе и т.д.

Любому письменному высказыванию предшествует большая работа, которая начинается в младшем звене и основывается на трех “китах”:

  1. лексика (недоработка в этой области ведет к тому, что ученик не сможет выразить свою мысль);
  2. знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка.
  3. применения этих знаний на практике.

В разделе “оценивание письменных работ” выпускников есть такой важный критерий как “употребление лексики, выше базисного уровня”. При работе над той или иной темой у моих учеников производиться накопительный отбор лексического материала, употребление которого позволит им при выполнении С1 или С2 набрать максимальное количество баллов.

Например:

  • relatively – относительно, сравнительно
  • consequently - следовательно
  • conversely - наоборот
  • merely – только, просто
  • thereby – таким образом
  • I agree to some extent – я согласен в какой-то степени
  • chiefly – главным образом
  • tenable – разумный, надежный, прочный
  • copious – богатый, обширный, плодотворный
  • excite - побуждать
  • profitable – полезный
  • recession – регресс, спад

Список слов может быть разным по размерам, в зависимости от частоты употребления их учениками в своих письменных работах.

Изучение новой темы начинается с ознакомления тематической лексики. При этом я обращаю внимание на словообразование. Этот вид работы можно разнообразить:

- разгадывать слова в кроссворде;

- преобразовать новое слово из одной части речи в другую и т.д.

По словообразованию существует большое количество упражнений. Но когда составляются такие задания систематически по темам, ученики запоминают эти слова и легко узнают их за пределами данной темы. Таким образом, происходит процесс накопления знания лексики у учащихся, связанный со словообразованием.

Что касается второго аспекта “знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка”, то в старшем звене идет дальнейшее совершенствование языковых навыков и развитие навыков выполнения заданий экзаменационного характера. Здесь важно отметить одну работу, которой я уделяю немаловажное внимание, а именно – анализ ошибок.

Любому письменному высказыванию предшествует устная наработка. Например, один из приемов такой работы является ведение дебатов. Давайте рассмотрим это на теме “Школьная форма”. Класс делиться на две группы. Одна группа высказывается за ношение формы, в то время как вторая группа высказывается против. Высказываний должно пять от каждой группы. Такой прием обсуждения вопроса помогает ученикам успешно выполнить задание С2 (написание сочинения с аргументацией).

1-я группа: Pros:

  1. It helps to create a strong school ethos;
  2. It gives a sense of belonging to a particular community;
  3. It disciplines;
  4. It acts as a social leveler;
  5. It makes a student not to worry about their appearance.

2-я группа: Cons:

  1. It suppresses individualism;
  2. It makes difficult to recognize student’s traits of character and his/her abilities;
  3. It deprives a student of his/her freedom and self-expression;
  4. It makes students faceless;
  5. It can depress a student.

Подобная подготовительная работа помогает учащимся выполнить задание С2, но сложность заключается в том, что невозможно с точностью сказать, какая именно тема будет предложена выпускникам для письменного высказывания на экзамене. В жестких рамках временного отрезка он должен показать свои знания по иностранному языку и ответить в письменной форме на предлагаемую тему. Составители экзаменационного материала выбирают задания, которые в той или иной мере предусмотрены в учебных программах. Сложность заключается в том, что выучить определенный топик и написать его, заранее выучив, невозможно. Вот для того чтобы предугадать как можно точнее экзаменационное задание, я делаю ее “прогноз”, опираясь на 3-4 основных текста по определенной теме. Эта работа происходит в несколько этапов:

  • Накопление лексики по теме.
  • Отработка ее в упражнениях.
  • Заучивание 2-3 основных текстов по теме.
  • Прогнозирование возможных вариантов темы (подтем).
  • Обсуждение подтем в разных режимах работы на уроке.
  • Выбор учениками определенной подтемы для написания письменного высказывания.
  • Написание подтемы.
  • Знакомство и обсуждение написанных работ на уроке.
  • Анализ ошибок.
  • Обмен ученических письменных работ.
  • Составление учениками своих тематических кейсов.

Во время урока каждая из данных подтем обсуждается в разных режимах, и определяются основные пункты обсуждения.

  1. History of traveling: economic necessity, political necessity, famous travelers, hone and foreign trades, conquest of new lands.
  2. Means of travelling: by bus, by train, by plane, by ship, by car, by bicycle, by a horse (camel…), on foot.
  3. Pros and cons of travelling: for to be diverted from routine, to visit your relatives, to gain your experience; against – to waste of money and time, to be robbed, to be infected with a disease.
  4. Causes of traveling: to see the sights of an unknown place, to make new friends from other towns and cities, learn new facts about a place you, to discover new places, to try out a foreign language, to broaden one’s outlook, to visit a place one’s has always dreamt to see.
  5. Travelling (going abroad): for – to discover new places, to broaden one’s outlook, to improve one’s knowledge, to see world wonders, to meet interesting people; against – to miss one’s friends and relatives, to wait one’s flight at the airport, to have bad weather, to have bad conditions of accommodation and service, to reserve accommodation.
  6. Travelling (going round the country): for – to deep one’s knowledge of a home country, to be given a helpful hand any time one needs, to make new friends, not to deal with the customs, to change the way of life; against – to miss one’s friends and relatives, to wait one’s flight at the airport, to have bad weather, to have bad conditions of accommodation and service, to reserve accommodation.

Любая тема обсуждается на уроках в диалогах, дискуссиях, в играх, в монологических высказываниях и т.д. Все приемы обучения иностранному языку позволяет расширить и углубить знания учеников и совершенствовать их умения. Необязательно каждому ученику писать эссе по каждой предложенной подтеме. Я предлагаю обсудить своим ученикам в письменной форме ту подтему, которая больше всего им понравилась. Когда все подтемы распределены, то в дальнейшем написанные и проверенные работы можно поместить в блоге, опубликовать в своем онлайн-дневнике или же просто сделать обмен информацией на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе

Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами....

Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся

Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...

Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся

Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения

Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....

Развитие навыков письменной речи.

Данная статья является переводом  статьи Кевина Китинга.Communicative Teaching for ESL| EFL Classroom...

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...