Технологическая карта интегрированного урока по английскому языку и истории "Sight-Seeing Tour of the Hero City Volgograd"
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме

Чухнина Елена Игоревна

Интегрированный урок по английскому языку и истории "Путешествие по городу-герою Волгограду": технологическая карта, материалы выступлений, презентация (разбита на 3 части)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА.

(учитель истории Захарова С.А., учителя английского языка Чухнина Е.И., Астафьева Л.В.  )

Предметы: История и Английский язык.

                 

Тема урока

Место урока по теме

«Путешествие в город герой Сталинград».

2 часа

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный.

Метод проекта (тип проектов информационно-поисковый), смысловое (продуктивное) чтение, самостоятельная работа по образцу (воспроизводящая), фасилитированое обсуждение,методом «погружения в материал».

Цель урока

Образовательная: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

Развивающая: развитие умений и навыков работы с историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие логического мышления во время работы с историческими документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы на английском языке; устанавливать причинно-следственные связи; понимать на слух текст на английском языке, анализировать, делать обобщающие выводы.

Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, способствовать воспитанию  интереса к изучаемому языку.

Предполагаемый результаты

Личностные:

  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.

Метапредметные:

  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  •  формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

 Предметные: 

  • - совершенствовать навыки изучающего чтения,  аудирования и устной речи развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников на английском языке; - развивать умения выражать свои мысли на иностранном языке; - развивать умения работать в группах; - воспитывать уважение друг к другу и самоуважение, культуру общения; - воспитание чувства дружбы и товарищества, культуры поведения, инициативности и ответственности каждого ученика перед своими товарищами; - формирование положительных эмоций учащихся, чувства успеха и уважения к культуре и народу страны, язык которой они изучают.
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

· информационная (аспект: поиск информации, обработка информации).

ориентируются  в получаемой информации, составляют полную информационную картину, осознают целостный смысл полученной информации;

получают требуемую информацию  из исходной путем логических выводов;

· коммуникативная (публичное выступление - презентация ответа).

· учебно-познавательная (аспект: целеполагание и планирование деятельности).

понимают  учебную цель, задачи урока, оценивают свои достижения на уроке и урок в целом.

Традиционные методики (ТМ)

Интегральные технологии (ИТ)

Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир. 11 класс. – М., Дрофа,

Нестандартные уроки  8-11 классы. Волгоград. 2007.

А. А. Данилов. Дополнительные материалы по истории ХХ века. М. Просвещение. 2012.

презентация  «Экскурсия по город –герою Волгограду»

раздаточный материал с текстом на английском языке словари англо-русские и русско-английские для школьников

интернет, проектор, ПК

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствие.

Объяснение хода урока.

Новых методов проведения.

Объявление темы урока.

Выполняют самооценку готовности к уроку.

Настраивается на предстоящую работу.

Наблюдение

Включение в учебный процесс

II этап: актуализация знаний  5 мин.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Обращение к учащимся учителя истории:

Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной войны стали местами ожесточённых сражений, местами массового героизма людей. 13 городов удостоены звания героя. Город –герой -высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне. Первыми городами – героями были названы Ленинград(Санкт-Петербург), Сталинград(Волгоград), Севастополь, Одесса .Затем городами – героями были названы Минск, Москва. Мурманск, Киев, Смоленск, Брест, Тула, Новороссийск, Керчь. Отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. Город на Волге – Сталинград (сейчас этот город называется Волгоград). Это крупный промышленный и культурный центр, железнодорожный узел, который связывает юг с центром страны. Летом и осенью 1942 г. здесь разворачивались события, которые получили название «Великая битва на Волге». Захватив Сталинград, фашисты легко могли бы отрезать нашу армию от нефти Кавказа и хлеба Кубани. Поэтому они стянули к Дону огромные силы. 13 сентября начался штурм города. Бои были ожесточённые, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. От ударов вражеской артиллерии и авиации загорелись нефтебаки, разлилась горящая нефть. Пламя поднималось на 800м. Горела земля. Горела Волга. Ни на минуту не прекращались бомбёжки и артобстрелы. Казалось, что всё живое должно погибнуть в этом огне. Но город боролся. Вся страна знает про дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Яковом Павловым не сдала свой рубеж. «За Волгой земли для нас нет» - под этим девизом защитники города вели бои за свой город. В исключительно тяжёлых условиях им удалось выстоять. А вскоре советские войска замкнули кольцо вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии. Более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов попали в плен. Победа под Сталинградом имела огромное значение для нашего народа. С неё начался коренной перелом в ходе войны. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Поиски простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их  самоотверженности, силе, воли,  мужеству. Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в этот героический город. Для этого каждый из вас  должен внести свой вклад в его создание, используя все доступные средства. 

Учитель английского языка: SIGHTS OF HERO-TOWN VOLGOGRAD

 TOUR AROUND PLACES OF  BATTLE GLOGY OF THE HERO-TOWN

Всем ли понятна тема урока?   

 

Фронтальная работа. Записывают план в тетради. Слушают.

Наблюдение

Устные ответы

III этап:  актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний  15 мин.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

1. Обращение  к  учащимся:

Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели – это работа в группах. Начнем с группы номер один «Знатоки английского языка»: Ребята подготовили для вас сведения о местах  боевой славы на английском языке  и презентацию сейчас мы их послушаем.  В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах

Публичное выступление -четкость, логичность, культура речи, убедительность

Коммуникативные УУД:

 Учатся слушать и понимать речь других; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидер, исполнитель); формируют умения сотрудничества со сверстниками, умение принимать коллективное решение.)

Фронтальная работа. Записывают в тетради. Слушают.

IV этап: первичное проверка понимания 40 мин.

Включение нового знания в систему знаний; фасилитированое обсуждение.

Учитель английского языка :

Переведите кракие тексты к слайдам, для этого у вас есть иллюстрации и на столах лежат  словари.

(В случае необходимости, учитель помогает осуществлять деятельность учащихся в группах )

Осуществляют перевод

 Познавательные УУД

 ориентируются в своей системе знаний)

Устные ответы

 

Проводится анализ деятельности по достижению цели

V этап:  актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания  15 мин.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

Учитель истории: Те офицеры вермахта, кому чудом удалось выжить, до сих пор не поймут  советского героизма - без хлеба, воды, а часто и без оружия. "Мы два дня не могли взять этот этаж дома. Оказалось, что его держали несколько 15-летних подростков. Так кто же они…Великие герои Великой битвы? Герои Сталинграда! Теперь  группы номер два «Знатоки Истории» :Ребята подготовили для вас сведения о героях Сталинградской битвы.

Путилов Матвей Мефодьевич

Сердюков Николай Филлипович

Королева Гуля (Марионелла)

Зайцев Васи́лий Григо́рьевич

Павлов Я́ков Федо́тович

Чуйков Василий Иванович

Власов Николай Иванович

В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах

Учитель истории;-Давайте ответим на  вопросы нашего урока

- Назовите героев Сталинграда?

- Почему победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны?

Выступают с сообщениями;

Фронтальная работа.

Слушают, заполняя таблицу.

Публичное выступление

 (четкость, логичность,

культура речи, убедительность)

Проводится анализ деятельности по достижению цели. 

VI этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

Учитель истории:

- О чём заставил задуматься урок?

- Что было особенно интересно на уроке?

Продолжите предложение: Теперь я знаю….

Учителя предлагюет  оценить работу ребят в группах

Фронтальное обсуждение высказывают своё мнение. Устные ответы

Проводится анализ деятельности по достижению цели. 

Домашнее задание

 В качестве домашнего задания ученикам предлагается  создать маршрутный лист для экскурсии по Сталинграду на английском языке. 

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятные места Волгограда Sights of hero -town VOLGOGRAD Экскурсия по местам боевой славы города-героя. Tour Around Places Of Battle Glory Of The Hero-Town

Слайд 3

Композиция «Память поколений»

Слайд 4

Площадь «Стоявших насмерть»

Слайд 5

Стены-руины на Мамаевом кургане.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аллея героев

Слайд 2

Площадь героев

Слайд 3

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом кургане Вечный Огонь

Слайд 4

Площадь скорби


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Дом Павлова

Слайд 4

Подвиги героев Сталинграда

Слайд 5

Путилов Матвей Мефодьевич 1923-1942

Слайд 6

Сердюков Николай Филлипович 1924-1943

Слайд 7

Королева Гуля (Марионелла Владимировна) 1922 -1942

Слайд 8

Зайцев Василий Григорьевич 1915-1991

Слайд 9

Павлов Яков Федотович 1917-1981

Слайд 10

Башкиров Вячеслав Филлипович 1915-2001

Слайд 11

Слава героям Сталинграда!



Предварительный просмотр:

Экскурсия по  городу – герою Сталинграду

Слайд 1

Памятные места Волгограда  SIGHTS OF HERO-TOWN VOLGOGRAD

Экскурсия по местам боевой славы города-героя.  TOUR AROUND PLACES OF  BATTLE GLOGY OF THE HERO-TOWN

Нет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге Сталинграда, ибо Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны. Мы говорим — мужество, а подразумеваем — Сталинградскую битву. Мы говорим — Сталинградская битва, а подразумеваем — мужество

Слайд 2

Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно- политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город-символ носящий имя Сталина, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа. 

3 Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет", сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от "коричневой чумы" и стал началом конца гитлеровской Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа. 

4 События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе. И признанием этого вклада служат не только грамота американского президента Франклина Рузвельта и меч английского короля Георга VI, бережно хранимые ныне в Волгоградском государственном музее-панораме "Сталинградская битва", но и площади и улицы имени Сталинграда в Париже и Лондоне, других странах Европы и Америки, а также тот неоспоримый факт, что во всем мире из всех драматических моментов Второй мировой войны на Восточном фронте, единственно известный ныне - Сталинградская битва. 

5 17 июля 1942 г. стал днем начала Сталинградской битвы. Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск врага. 

6 Сложность обстановки состояла также в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, в ряде соединений не хватало боеприпасов. Большинство дивизий, прибывших из Резерва Ставки, еще не имело боевого опыта, другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон в людях, вооружении и боевой технике. 

7 Сталинград…Великая битва, где столкнулись две великие армии. Город, который унес больше двух миллионов жизней в течении 5 месяцев. Немцы считали его адом на Земле. Советская пропаганда говорила о гибели в этом городе одного немецкого солдата в секунду. Тем не менее, именно он стал переломным моментом Великой Отечественной войны и без сомнения, стал олицетворением подвига Красной армии. Так кто же они…Великие герои Великой битвы? 


Слайд 3

Мамаев Курган 

Монументальный ансамбль Мамаев Курган установлен на самой высокой стратегической точке, носившей кодовое название «высота 102» – в месте ожесточенных боев, шедших здесь в конце 1942 и начале 1943 годов во время Великой Отечественной войны. Общие потери в боях под Сталинградом, которые длились непрерывно более двухсот суток, превысили 2 миллиона человек.

Каменные скульптуры Мамаева Кургана красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом В битве, в которой было пролито столько крови, что кажется, нет ни одного камня в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью… Здесь бои не прекращались почти 200 дней. 

Слайд 4

Композиция «Память поколений»

Восхождение к вершине Мамаева кургана начинается от композиции, носящей название «Память поколений». Высеченная в камне скульптура отображает людей, принадлежащих разным поколениям, идущих почтить память погибших защитников. За ней стоят гранитные тумбы, на которых выбиты названия всех городов-героев.

Слайд 5

Площадь «Стоявших насмерть»

Поднявшись выше по склону, посетители попадают на аллею с пирамидальными тополями. Она выводит к лестнице, ведущей к площади «Стоявших насмерть». Из бассейна, находящегося посреди площади, словно былинный богатырь из реки, встает воин русской земли. 17-ти метровая гранитная фигура защитника, который зажал в одной руке гранату, а в другой автомат — он словно закрывает собой Родину от нависшей над ней опасности. 

Слайд 6

Стены-руины на Мамаевом кургане.

Направляясь к Площади Героев, посетители проходят между двумя стенами, которые называются «Стены-руины». Находясь между ними, можно ощутить неподдельный ужас того времени. Левая часть композиции представляет собой стену разрушенного здания, на которой начертаны клятвы советских воинов. На правой части стилизованный горельеф отображает фрагменты ожесточенных сражений за Сталинград. Гнетущее впечатление усиливает звуковое сопровождение в виде пулеметных очередей, обрывков сводок Совинформбюро, куплетов военных песен и рева истребителей, доносящихся из спрятанных динамиков.

Слайд 7

Площадь Героев на Мамаевом кургане.

Пройдя между стенами, туристы выходят на Площадь Героев с огромным бассейном, символизирующим неизбежную победу добра и невозможность искоренить жизнь на земле. С левой стороны длинного бассейна высятся вечнозеленые ели. Шесть скульптурных композиций, расположенных с правой стороны бассейна, отображают героические моменты битвы за освобождение Сталинграда. А фигуры воинов, уничтожающих символы фашизма – свастику и гидру, олицетворяют окончательную победу над злом.

Слайд 8

Зал воинской славы и списки погибших на Мамаевом Кургане.

Площадь Героев упирается в подпорную стену кургана, украшенную барельефами, тематикой которых является победа советского народа над фашизмом. Через вход, проделанный в стене, посетители попадают в Зал Воинской Славы, служащий храмом скорби по погибшим в жестокой битве защитникам города Сталинграда. В центре сооружения, выполненного в виде цилиндра, из пола поднимается мраморная рука, держащая вечно пылающий факел. Это символизирует помощь павших бойцов в борьбе за безоблачное будущее Родины. На стенах этого пантеона прикреплены обрамленные траурными лентами плиты, на которых начертаны фамилии солдат и офицеров, павших в боях за освобождение и оборону города. Скорбное чувство усиливает звук равномерно стучащего сердца и негромкое исполнение «Грез» Шумана. На выходе из зала и возле пылающего вечного огня, как дань потомков погибшим, стоит почетный караул, сменяющийся каждый час.

Слайд 9

Статуя скорбящей матери.

По выходу из Пантеона Славы взору открывается Площадь Скорби с расположенным в ее центре монументом Скорбящей матери, которая держит на руках погибшего в бою сына и оплакивает его. К композиции, стоящей посреди бассейна, символизирующего Озеро слез, ведет выложенная камнем дорожка.

Слайд 10

Статуя Родина Мать на Мамаевом кургане.

Подъем к вершине холма, на котором возвышается главный монумент комплекса Мамаева кургана – статуя «Родина мать зовет», начинается от площади Скорби. К ней ведут две выложенные камнем дорожки, вдоль которых лежат надгробные плиты с выбитыми на них именами погибших под Сталинградом воинов. Всего в мемориальном комплексе Мамаев Курган нашли свое последнее пристанище почти 35 тысяч человек – солдат и мирных жителей, защищавших город.

Слайд 11

Воинское мемориальное кладбище.

В связи с тем, что на местах боев за Сталинград до сих пор находят останки воинов, на северном склоне Мамаева кургана к 60-летней годовщине великой Победы, было реконструировано и расширено Воинское мемориальное кладбище. Сегодня известно почти о миллионе останков безымянных защитников Родины, которые требуют погребения с воинскими почестями.

Слайд 12

Дом Павлова

Народы мира говорят о чуде Сталинграда. Не видала ещё никогда история человечества такой самоотверженной обороны, такого героического упорства. Особенно отличились защитники Дома Павлова, дома солдатской Славы: 58 дней стойко отражали атаки врага. «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем фашисты потеряли при взятии Парижа»

Слайд 13

Аллея героев

На Аллее Героев располагается мемориальный памятник Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. Памятник представляет собой комплекс из шести мраморных стелл, на которых выгравированы имена 127 Героев Советского Союза.

Слайды 14-16

Музей – панорама «Сталинградская битва»

 В составе Музея – панорамы «Сталинградская битва»

 находится крупнейшая панорама России "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". В музее представлены фотографии, документы, вещи военного времени, комсомольские и партийные билеты со следами прострелов, залитые кровью; боевые знамена частей и соединений, сражавшихся в Сталинграде.

Те офицеры вермахта, кому чудом удалось выжить, до сих пор не поймут  советского героизма - без хлеба, воды, а часто и без оружия. "Мы два дня не могли взять этот этаж дома. Оказалось, что его держали несколько 15-летних подростков.

Слайд 17

Подвиги героев Сталинграда

Так кто же они…Великие герои Великой битвы? Герои Сталинграда! 


Слайд 18

Путилов 9 Матвей Мефодьевич

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. и по его телу прошёл ток. Восстановив связь, Путилов умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов. 

Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.


Слайд 19

 Сердюков Николай Филлипович

Нужно было заставить замолчать огневые точки врага. Выполнить эту задачу взялись лейтенант В. М. Осипов и младший лейтенант А. С. Белых. Метнули гранаты. Доты замолчали. Но на снегу, невдалеке от них, навсегда остались лежать два командира, два коммуниста, два гвардейца.

Когда советские воины поднялись в атаку, заговорил третий дот. Комсомолец Н. Сердюков обратился к командиру роты: «Разрешите мне, товарищ лейтенант».

Невысокого роста, он выглядел совсем мальчишкой в длинной солдатской шинели. Получив разрешение командира, Сердюков под градом пуль пополз к третьему доту. Бросил одну, вторую гранаты, но те не достигли цели. На виду у гвардейцев, поднявшись во весь рост, бросился герой к амбразуре дота. Пулемет врага замолчал, гвардейцы устремились на врага.

Слайд 20

 Королева Гуля (Марионелла)

Санинструктор 214-й сд.,записалась добровольцем на фронт в медико- санитарный батальон 280-го стрелкового полка. Весной 1942 дивизия отправилась на фронт в район Сталинграда. 23 ноября 1942 во время ожесточенной схватки за высоту 56.8 около х. Паньшино санинструктор 214-й сд оказывала помощь и вынесла с поля боя 50 тяжелораненых бойцов и командиров с оружием. К исходу дня, когда в строю осталось мало бойцов, она с группой красноармейцев пошла в атаку на высоту. Под пулями первая ворвалась в окопы противника и гранатами уничтожила 15 человек. Смертельно раненная, продолжала вести неравный бой, пока оружие не выпало из рук. Похоронена в х. Паньшино Волгоградской области.

Слайд 21

Зайцев Васи́лий Григо́рьевич

Васи́лий Григо́рьевич За́йцев - снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза. Во время Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, включая 11 снайперов. Уже в первых схватках с врагом Зайцев показал себя незаурядным стрелком. В Зайцеве сочетались все качества, присущие снайперу, острота зрения, чуткий слух, выдержка, хладнокровие, выносливость, военная хитрость.

Слайд 22

Павлов Я́ков Федо́тович

Я́ков Федо́тович Па́влов, Герой Советского Союза герой Сталинградской битвы, командир группы бойцов, которая осенью 1942 г. обороняла т. н. Дом Павлова в центре Сталинграда. Этот дом и его защитники стали символом героической обороны города на Волге. Героическая история этого дома такова. Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4-этажный дом чудом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города (на запад до 1 км, а в северном и южном направлениях еще дальше). Таким образом, дом приобретал важное тактическое значение в полосе обороны 42-го полка. Выполняя приказ командира, сержант Я. Ф. Павлов с тремя бойцами проник в дом и обнаружил в нем около 30 мирных жителей женщин, стариков, детей. Разведчики заняли дом и в течение двух суток удерживали его. На третьи сутки на помощь отважной четверке прибыло подкрепление. Гарнизон «Дома Павлова» состоял из пулеметного взвода (7 человек и один станковый пулемет), группы бронебойщиков (6 человек и три противотанковых ружья), 7 бойцов-автоматчиков под командованием сержанта Я. Ф. Павлова, четырех минометчиков (2 миномета) Всего 24 человека. Бойцы приспособили дом к круговой обороне. Умелая организация обороны дома, героизм воинов позволили маленькому гарнизону в течение 58 дней успешно отбивать вражеские атаки. Газета «Красная звезда» 1 октября 1942 г. писала: «Каждый день гвардейцы принимают на себя по 12-15 атак вражеских танков и пехоты, поддерживаемых авиацией и артиллерией. И всегда они до последней возможности отражают натиск врага, покрывая землю новыми десятками и сотнями фашистских трупов». Борьба за «Дом Павлова» один из многих примеров героизма советских людей в дни битвы за город.

Слайд 23

Ибаррури Рубе́н Руис

Рубе́н Руис Иба́ррури -  Герой Советского Союза, командир пулемётной роты, капитан. Летом 1942 года, командуя пулемётной ротой, проявил исключительную храбрость. 23 августа немецкая танковая группировка прорвалась в районе станции Котлубань и угрожала отрезать Сталинград от основной группировки советских войск. Навстречу противнику была выдвинута 35-я гвардейская дивизия. Поскольку основные части дивизии были ещё на марше, то в район станции был выдвинуты стрелковый батальон и пулемётная рота. Около суток отряд сдерживал наступление противника. На рассвете 24 августа немецкие войска пошли в атаку. Во время боя погиб командир батальона, и Рубен Ибаррури принял командование. Сначала шквальным огнём пулемётной роты и батальона немцы были остановлены, а затем Рубен Ибаррури поднял солдат в контратаку и отбросил противника. Немцы оставили на поле боя около 100 трупов своих солдат и офицеров, пушки, миномёты и другое оружие.

Слайд 24

Чуйков 2Василий Иванович

Васи́лий Ива́нович Чуйко́в - советский военачальник, Маршал Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве. Дважды Герой Советского Союза . Принимал участие в оборонительных боях на дальних подступах к Сталинграду. С сентября 1942 года командовал 62-й армией, которая прославилась героической шестимесячной обороной Сталинграда в уличных боях в полностью разрушенном городе, сражаясь на изолированных плацдармах на берегу широкой Волги.

Слайд 25

Башкиров Вячеслав Филиппович

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Служил в частях противовоздушной обороны. После переподготовки на истребитель Як-1 был назначен военным комиссаром эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка. Военный комиссар эскадрильи Башкиров отличился во время битвы за Сталинград. В воздушных боях своим боевым примером воодушевлял остальной лётный состав на боевые подвиги. Только в августе 1942 года Башкиров сбил 6 самолётов противника. Лётный состав эскадрильи Башкирова сбил за этот же месяц 18 самолётов врага. Был тяжело ранен.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за героизм, проявленный в воздушные боях политруку Башкирову Вячеславу Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза

 
Слайд 26

Бибищев Иван Фролович

Лейтенант Бибишев совершил 141 боевой вылет, уничтожил 20 танков, около 50 автомашин, десятки орудий и несколько самолётов на аэродромах противника. 18 января 1943 года при штурмовке аэродрома Гумрак под Сталинградом был подбит и направил объятую пламенем машину на стоянку вражеских самолётов.

Слайд 27

Белясник Пётр Никифорович

Отличный летчик-истребитель. Мужественный и храбрый воздушный боец. К февралю 1943 г. совершил 250 боевых вылетов, из них 59 на штурмовку, 15 на разведку, 37 на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Провел 78 воздушных боев, в которых сбил лично 9 и в группе 17 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1941 г. награжден орденом Красного Знамени за сбитые самолеты противника: 3-лично и 7-в групповых боях.

Слайд 28

Власов Николай Иванович

К ноябрю 1942 г. совершил 220 боевых вылетов общей продолжительностью 165 боевых часов, Участвуя в 27 воздушных боях, бесстрашно уничтожая воздушного противника, сбил лично 10 самолетов. Отличительными чертами подполковника Власова были беспримерное мужество, храбрость, хладнокровие и настойчивость.

Слайд 29

Поклон земле, суровой и прекрасной,

Что вечно будет людям дорога!

Здесь видин новый город-светлый, ясный,

Степная ширь и Волги берега.

Став на земле суровой и прекрасной,

Копнешь песок, а он не желтый весь,

Не золотисный он, а темно-красный,

Как кровь героев, пролитая здесь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе

открытый урок по теме "День рождение" по учебнику Азаровой "Millie 3". задания расчитаны на интерактивную доску , а также на разный уровень подготовки ребят. Надеюсь пригодиться в работе....

Технологическая карта к уроку по английскому языку по теме "Вежливые манеры поведения" УМК М.З.Биболетова ФГОС 4класс

Данная технологмическая карта урока соответствует требованиям ФГОС НОО. Прописаны планируемые результаты, цели и задачи для учителя и ученика....

Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе «Мелихово. Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе « Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова».(Повторение по теме «Сложное предложение»).Виды сложных предложений. Сложносочиненное ...

Технологическая карта интегрированного урока по русскому языки и географии

Итегрированный урок, совмещающий русский язык и географию....

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...

Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе...