Методические преимущества использования музыкального компонента в процессе изучения иностранного языка
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Косточка Наталия Михайловна

                   Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов является искусство. Различные формы музыкального искусства могут  помочь повысить эффективность процесса обучения за счёт повышения уровня мотивации   учащихся, который способствует развитию познания и их интеллектуальной деятельности. Как известно, мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. В связи с этим музыкальное искусство рассматривается в качестве базового компонента на уроках английского языка, при включении которого в уроки иностранного языка необходимо учитывать, прежде всего, предпочтения школьников. Важнейшим регулятором при выборе любого вида искусства становится возраст школьников. В младших классах музыка по сравнению с кино и литературой явно не пользуется успехом. Уже среди средних школьников (5 - 6 классы) музыка обгоняет литературу, но еще серьёзно уступает кино. Значительно меньше отставание музыки от кино в интересах старших подростков. При этом музыка уходит далеко вперед в сравнении с литературой. И, наконец, в старших классах по числу школьников, называющих музыку любимым видом искусства, она выходит на первое место. Группа любителей музыки в этом возрасте составляет большую часть учащихся. Научить любить и понимать музыку другой страны можно только при помощи самой музыки. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.
     Использование музыки на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к  культуре страны изучаемого языка, так  как дети этого возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при  работе с этим своеобразным лингвострановедческим  материалом создаётся хорошая предпосылка  для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные  песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. При  этом в отличие от учебных текстов  общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, музыка в качестве страноведческого материала  оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Язык и музыка – две знаковые системы, в основе которых лежит звук. Звуки, как коммуникативные сигналы, несли и несут человеку бесценную информацию. Язык, как и музыка, выполняет четыре функции: служит средством познания, является хранителем национальной культуры, является средством общения и выражения отношения к миру, выступает в качестве инструмента образования, развития и воспитания. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» Можно условно обозначить 2 способа использования музыки в процессе обучения иностранных языков. Один из способов можно назвать персептивным, имея в виду использование уже существующих мелодий и ритмов. Вторым способом использования технологий воздействия музыки в процессе обучения является креативный способ. Сюда относятся все методы создания новых, своих собственных музыкальных композиций с последующим наложением слов, предложений по выбранной тематике. В этом случае, учащиеся имеют вокальные композиции или музыкального отрывка, что приводит, в свою очередь, к активному использованию изучаемого материала. Не следует упускать из виду также эмоциональную составляющую творческого процесса создания своего «произведения». Данная деятельность позволяет консолидировать знания, переводить их на уровень умений и при многократном использовании также вывести на уровень навыка, а также позволяет усилить мотивацию к дальнейшему овладению навыками общения на английском языке. Рассмотрим некоторые методические преимущества использования музыкального компонента в процессе обучения иностранному языку:

  1. Лексика

Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме. Ритмичная музыка стихов и песен помогает быстрейшему усвоению слов, фраз, предложений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации в схожих речевых ситуациях.

  1.  Фонетика

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Формирование навыков правильного произношения иностранных слов, словосочетаний и предложений предполагает «настройку» артикуляционного аппарата на основе сходства и различия в произношении звуков родного и иностранного языков. Развитие музыкального слуха помогает улавливать тончайшие различия в произнесении иностранных звуков. При формировании произносительных навыков важна не только правильная постановка звуков, но также ритм, паузы, ударения, интонация. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма, темпа речи и т.д.

  1. Грамматика

В песнях лучше усваиваются также грамматические конструкции. В некоторых европейских странах издаются специально песни для обучения наиболее распространённым грамматическим конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями и заданиями.

  1. Культурология

Песня играет особую роль среди источников культурологической информации. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют учащегося, т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве лигвострановедческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память. Будучи носителем культурологической информации, песня  формирует и духовную культуру учащихся.

  1. Эстетика Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Эстетическое воспитание реализуется в следующих направлениях:

а) накопление музыкального опыта восприятия и анализа музыкальных произведений;

б) приобретение учащимися определённого уровня знаний в области музыкального искусства;

в) формирование художественного вкуса на основе критического осмысления явлений музыкальной действительности;

г) применение навыков и умений в эстетической деятельности учащихся.

  1. Психология  Благодаря использованию музыкальных средств на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается мотивация к изучению иностранного языка.  Музыка или песня, которую  одновременно слушает вся группа слушателей, способствует также как сплочению коллектива, так и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Музыкальная составляющая в изучении иностранного языка позволяет раскрыться новым способностям учащихся, облегчает процесс обучения иностранному языку, сделав его увлекательным и эффективным, так как активизирует процесс полноценного восприятия явлений окружающей действительности. Песни являются очень ценным инструментом изучения английского языка. Их учить  интересно, так как они представляют собой небольшие, связанные смыслом, завершенные тексты и имеют свойство самопроизвольно повторяться, “прокручиваться” в голове, что автоматически ведет к повторению и закреплению изучаемого материала. Использование обоих способов  воздействия музыки в процессе обучения иностранному языку задействует все аспекты языка, начиная от фонетики, лексики, грамматики до синтаксиса. Альфред А. Томатис (французский врач и музыкальный терапевт) утверждает, что у каждого языка существует своя собственная музыка, свой собственный музыкальной фундамент (темп, динамика, метроритм, звуковысотность и форма). Также каждый человек проживает свою собственную музыку жизни. возможность самостоятельно использовать все имеющиеся и полученные знания для создания своей 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...

Использование инфокоммуникационных технологий в процессе изучения иностранных языков

Интенсификация учебного процесса и реализация идей развивающего обучения возможны благодаря применению в учебном процессе инфокоммуникационных технологий и психолого-педагогических разработок.Основным...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...