Икт на уроках английского
статья по английскому языку на тему

Горбунова Марина Александровна

материал содержит информацию об используемых сайтах на уроках и при их подготовке. Думаю будет полезно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_ikt.odt40.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение ИКТ на уроках английского языка»

 Горбунова М.А.,Учитель английского языка, Республика Адыгея, г. Майкоп, МБОУ «СШ №6»

Содержание:

1. Актуальность .

2.Цели и задачи применения ИКТ на уроках английского языка.

3. Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.

4. Практическое применение ИКТ на уроках английского языка.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.  

         В современном мире и при современных требованиях к образовательному

и обучающему процессу применение ИКТ в образовании является целесообразным и эффективным средством в повышении мотивации учащихся, а так же результативности учебного процесса.  Общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Использование ИКТ дает не малые возможности для этого .

          Особенно это необходимо в изучении иностранного языка. Необходимость широкого внедрения ИКТ в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов – принципа наглядности. Современные методы преподавания иностранных языков требуют внедрения в учебный процесс звуко - и видеозаписей, фильмов, учебных компьютерных программ. Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у учащихся. Школьники легче адаптируются к современным социальным условиям, т. к. обществу нужны люди самостоятельные, инициативные, быстро ориентирующиеся в современном мире, достигающие успеха.

                Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.

        Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Их использование расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность,

        Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

        Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник, происходит развитие творческой деятельности, которая предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

           А это одна из главных задач современного образовательного процесса.

         Цель применения ИКТ для учителя заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей, обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

        Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка для ученика являются:

1. повышение мотивации к изучению языка;

2.  развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

3. увеличение объема лингвистических знаний;

4. расширение объема знаний о социокультурной сфере страны изучаемого языка;

5. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

6. обработка лексического и грамматического материала при помощи электронных средств;

7. развитие речевых умений с помощью Интернет-ресурсов при обучении аудированию, чтению, письму и говорению;

8. использование иллюстраций, таблиц, презентаций.

        В соответствии этими целями определены следующие задачи:

1. Рассмотрение актуальности использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

2.применение ИКТ на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

3. рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством ИКТ

4.обобщение опыта использования информационно-коммуникационной технологии на уроках английского языка

        Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.

        ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

        В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

        Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1.  электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора

2.  электронные энциклопедии и справочники

3.  тренажеры и программы тестирования

4.  образовательные ресурсы Интернета

5.  DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями

6.  видео и аудиотехника

7.  мультимедийные презентации

8.  научно-исследовательские работы и проекты.

9. мультимедийные приложения к учебникам

        Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1.для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3.для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

        Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

        Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

        Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

        Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

1.  общекультурное развитие обучающихся;

2.  совершенствование навыков владения компьютером;

3.  совершенствование языкового уровня;

4.  создание благоприятного психологического климата;

5.  повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

6.  самоутверждение учащихся;

7.  возможность реализации индивидуализации обучения;

8.  реализация принципа обратной связи;

9.  большие возможности наглядного предъявления материала;

10. исключение времени для написания материала на доске;

11. экономия расходования материалов учителем;

12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

13. повышение авторитета учителя;

14.сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

15. активизация навыков самостоятельной работы.

        Применение ИКТ на уроках английского языка

        Несмотря на значительное продвижение ИКТ в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.

        Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей. В своей работе я применяю ММП чаще всего. В Их создании очень помогает Хостинг презентаций ppt/4 web, где можно найти материал на любую грамматическую тему, страноведческий и лексический материал.

        Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме.  Мультимедийная презентация базируется на использовании  аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

        При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

        Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

        Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока.

Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных.  

         Конечно же показ любой ММП требует предварительного просмотра учителем и анализ. В процессе анализа учитель должен: а) определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б) наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов). Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: а) дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и развития учащихся данного класса; в) подготовленность и опыт учителя в использовании ММП. Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам.

        Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

        Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно-технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия папки); г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим и страноведческим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п.

        Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут, старших – 20-25 минут.

         Технология непосредственного использования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов:

1) подготовительный;

2) преддемонстрационный;

3) демонстрационный;

4) последемонстрационный;

5) рефлексивный.

         Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП.Следовательно учитель должен:

а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;

б)    продумать цели и задачи создания слайдов;

в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности;

г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);

д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП;

е) составить сценарий ММП;

ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применить анимационные и звуковые эффекты;

и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП;

к)  скорректировать возможные недочеты.

        В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

На демонстрационном этапе происходит предъявление  материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.

Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.

        Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.

При создании самостоятельной  презентации стараюсь, что бы они отвечали самым разнообразным запросам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

          В моей копилке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:

1.      по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);

2.      по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);

3.     по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

1.1. Формирование речевых умений средствами ИКТ 

1.1.1. Обучение аудированию

        Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

        Считаю важным вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания.         Например: на экране появляется изображение, одновременно звучит текст, отражающий это изображение. После двукратного прослушивания на экране появляется задание: true false not mentioned. Мой кабинет не дает возможность всем детям работать на компьютерах одновременно (нет столько техники), поэтому один учащийся выполняет задание за компьютером, остальные на листочках.

        Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся.

В своей работе я, как и другие учителя, применяю материал, взятый из Интернета.

 http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=listening

http://esl-lab.com

        Все аудиоролики на сайте распределены на три группы по уровню сложности. К каждому ролику есть не только текст, но и целый комплект заданий, а также пояснение отдельных слов и выражений (пояснение тоже на английском, конечно же)

 dailyesl.com повседневные темы для начинающих

audioenglish.net

аудио-блог со скриптами, материалы распределены по уровням владения английским, а также по курсам Разговорный английский, английский для путешествий, бизнес английский и др.

 5minuteenglish.com 

аудио-файлы со скриптами, объяснение устойчивых словосочетаний, мини-тесты на понимание услышанного.

365 ESL Short Stories

 короткие истории для уровня intermediate с кроссвордами и диктантами.

 lcfclubs.com 

множество интерактивных красочных мультиков-историй и презентаций. Для маленьких детей – мультики-стишки и короткие сказки.

 http://learnenglish.britishcouncil.org/en

        К большинству аудиороликов есть тексты. Это позволяет использовать материалы как вам заблагорассудится: хоть с текстом, хоть без него, или – чередуя разные варианты. Кроме того, ко многим аудиороликам есть специальные задания. Они проверяют понимание текста и помогают запомнить слова, обороты.

о разделах сайта

 http://lengish.com/tests/listening

 www.esl.about.com

Сайт для развития навыков аудирования. Содержит задания разных уровней сложности

  1. Обучение чтению. При обучению этому виду деятельности использую сайт englishtexts.ru. На сайте  представлены свежие статьи на английском языке с переводом. Есть раздел с переводом популярных песен. Создается раздел с отрывками из англоязычных фильмов. В целом сайт направлен на увеличение словарного запаса. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами.

        Предлагаю ученикам работать в постоянных и сменных парах, по исследованию статьи, охватывающих все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются исследованием более трудных статей, в то время как более слабым поручается отчет о погодных условиях или новости из области культуры.

        В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию.   "Параллельные тексты на английском языке".

        Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации «из первых рук», а не к недельной или того более давности информации печатных изданий, оказывая на них влияние.

1.1.3. Обучение письму.

        Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется           через установку дружеской переписки.  Электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

        Учащиеся имеют свою электронную почту и получают от учителя задание: Иванов П. пишет Сидорову А., Петров пишет Захарову л. и т .д., а на уроках в режиме онлайн происходит взаимопроверка и анализ .

Иогда применяю задание- написать сочинение , эссе, письма и другие письменные работы для проверки. Я же, в свою очередь, даю комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке .

1.1.4. Обучение говорению

Для подготовки  к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение,  полный  ответ по заданной теме (например, сообщения по теме «США», «Неформальные молодежные движения»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.Очень помогает сайт http://www.dltk-teach.com).  

         Обучение лексики.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Через лексику реализуется принцип необходимости самовыражения личности в процессе коммуникации. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя.

1.     Так, на 1-й ступени начального обучения вводятся структуры типа 

It’s a dog.

Проектируемое изображение является зрительной опорой высокого качества на этапе семантизации, изображение проектируется вместе со словом.

2.     На этапе активизации лексики проектируется только изображение предмета. На данном этапе формы работы разнообразные. Это и работа в парах. При правильно поставленной задаче учащиеся задают друг другу вопросы типа: Is it a dog? Is it grey? Is a dog or a cat? What’s this?

3.     И фронтальная работа в режиме group — P или наоборот. Учитель может использовать знакомые учащимся изображения в стрктурах I like animals / I don’t like animals при введении прилагательных цвета, размера (big, little) и т. д.

4.     Изображения на сайтах сгруппированы по темам. Мне очень нравится сайт http://www.pitara.com/activities/. Он содержит не только методические рекомендации для учителя, но может быть рекомендован и учащимся. Здесь они найдут Word play online — игру со словами (при наличии лингвистической лаборатории и Интернета эти игры могут быть использованы на уроке или на дополнительных занятиях). Учащиеся неизменно с высоким интересом воспринимают такие задания, как Найди антоним, Какое слово больше всего подходит к данному предложению (word to fit the sentence), Найди слово, не подходящее по смыслу (odd one word out).

          Почти на каждом втором уроке происходит знакомство с новыми словами и работа по их усвоению.

Знакомство со словом является ответственным моментом в работе над его усвоением, и от этого зависит в большей мере, запечатлеется ли оно в памяти по механизму imprinting’a или нет, так как опытным путем было доказано, что память работает не только по типу заучивания, а по механизму запечатления “раз и навсегда”. Предметом ознакомления должна быть семантика слова в единстве с его звучащей и графической формами.

        Для мультимедийных презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения мною используются следующие приемы:

1/ семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране-доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно, в ситуативно связанном предложении;

2. семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками;

3. семантизация прилагательных путем демонстрации   изображений   различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);

4. семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов (часов, календаря, таблицы, расписания и т.п.);

5. семантизация наречий различных мультимедийных указателей (часов - рано /поздно; географической карты - далеко / близко; виртуальног местоположения в классной комнате -справа / слева и т.п.) и картинок, видео фрагментов;

6.семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения);

7.введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных  и  анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;

8. ведение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов);

9. использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода в виде русско язычной подсказки (звук, надпись);

10.семантизация слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке);

11.введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями

12. введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;

13. семантизация лингвострановедческих реалий путем демонстрации соответствующих изображений (фотографий, рисунков, карт и т.п.);

14. семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении;

15. семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадки при общей мультимедийной поддержке;

16. систематическая   семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их  значение,  что   исключает  перевод (план дома, ситуация на вокзале, в театре,
в магазине);

         Что касается формирования грамматических навыков, то оно проводится дозировано, с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, соответствующих трем этапам формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомления и первичного закрепления; 2) тренировки; 3) применения. Грамматический материал представляется с помощью ММП.

(анимированных и анимационных картинок, фотографий, отдельных слайдов, планов, географических карт, медиа-макетов), в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказывания;

         Мультимедийная презентация во многом  способствует поликультурному воспитанию школьников.

         Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию школьников использование ММП является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету можно получить доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.

        Далеко не все школьники имеют возможность выезжать на экскурсии за пределы города или страны, фонды крупных музеев им не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии.  Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы.

         Широкое применение ММП на уроках порождает стремление самих учащихся к их созданию. Это является эффективным способом обучения.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.  Очень интересна работа над проектами при помощи ИКТ, но к сожалению в своей работе я пока метод проекта при помощи ИКТ не использую широко. Есть над чем поработать. 

Заключение.

        В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения (доска , мел и тряпка тоже необходимы) требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

        Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

        На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, как  в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.

        Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Для этого необходимо:

1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

4. Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

Из проделанной работы можно сделать вывод, что компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

•делать занятия более наглядными;

•обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

•воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

•активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

•объективно оценивать действия учащихся;

•накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

•реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

Список использованной литературы.  

1. Донцов,Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д.Донцов. – М., 2007.

2. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,

3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3

4  Журбина, Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / Н.А. Журбина // Информационное общество. – 2001. – № 2 – 49 с.

5.  Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3

6. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности

         при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008

7. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи

         педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.

8. Ефременко В.А. Применение информационных технологий

          на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007

        9.  Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых         образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский         язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.

10.  Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-

11.  Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2009.-№6

12.  Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку //ИЯШ.-2008.-№6.-

13.  Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский – М.: Педагогика, 2002 –
264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

План-конспект урока английского языка в 7 классе (с углубленным изучением английского языка) по теме "Времена английского глагола"

Урок содержит элементы метапредмета "Знак". Проводился в рамках школьной методической недели "Мыследеятельностная педагогика и метапредметный метод обучения"...

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...