Технология сотрудничества. Опыт организации активной совместной учебной деятельности обучающихся с использованием игровых методов
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Потребность изменений в содержательном и технологическом аспекте образовательной деятельности учителя, в освоении  новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся.

 

Работа над программой профессионального развития по теме: «Создание условий для активной совместной  деятельности обучающихся через проектирование различных учебных ситуаций»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степаненко Ирина Борисовна учитель английского языка Педагогическое кредо : Мы в ответе за тех, кого приручили!! Место работы : МБОУ «Алексеевская СОШ» Образование : высшее, Ташкентский ОГПИ Стаж : 16 лет. Категория : первая .

Слайд 2

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку И так далее… КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧСКИЙ СЕМИНАР» Технология сотрудничества. Опыт организации активной совместной учебной деятельности обучающихся с использованием игровых методов

Слайд 3

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Условия становления опыта Потребность изменений в содержательном и технологическом аспекте образовательной деятельности учителя, в освоении новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся Работа над программой профессионального развития по теме: « Создание условий для активной совместной деятельности обучающихся через проектирование различных учебных ситуаций » Введению ФГОС начального общего образования – 2011 введению ФГОС основного общего образования – с 2013 г. Руководство творческой группой «Реализация образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов ФГОС ООО» - с 2014 г.

Слайд 4

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Возникновение проблемы Желаемый образ (результат) в соответствии с требованиями Стандарта Объективный анализ педагогической практики Учитель – конструктор новых педагогических ситуаций , приемов, направленных на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях с целью дать возможность активизировать познавательную деятельность каждого в процессе обучения иностранному языку Учитель не знает , как проектировать такие педагогические ситуации, разрабатывать новые задания. Ученик должен овладеть метапредметными результатами обучения (межпредметными понятиям и универсальными учебными действиями), способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельностью планирования и осуществления учебной деятельности, построения индивидуальной образовательной траектории Учитель не понимает , как обеспечить формирование метапредметных результатов. Ни учитель, ни ученик не могут внятно объяснить, чем урок по новым Стандартам отличается от старого (привычного) урока.

Слайд 5

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку Проблема!!! Практический аспект Есть потребность изменений в содержательном и технологическом аспекте образовательной деятельности учителя, в освоении новых образовательных технологий для достижения метапредметных результатов обучения и формирования ключевых компетенций обучающихся. Нет апробированных способов, методик, приёмов, освоенных технологий, чтобы этого достичь. Проблема!!! Исследовательский аспект Есть потребность в новых знаниях, способах организации образовательной деятельности, методиках, приёмах, технологиях, необходимых для решения проблемы. Есть потребность в работе над исследованием по теме «Создание условий для активной совместной деятельности обучающихся через проектирование различных учебных ситуаций » ». Нет конкретных знаний! изучение современной педагогической и научно-методической литературы участие в курсовой подготовке, работе школьных семинаров обмен опытом в рамках работы творческой группы

Слайд 6

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Теоретическое обоснование Основные методологические подходы, определяющие сущность и содержание опыта по обучению в сотрудничестве, - это подходы, разрабатываемые в работах американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния Основная идея технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса

Слайд 7

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку Использование игровой деятельности Как самостоятельный метод Целый урок или его часть Использование игровых методов способствует Как элемент другого метода Ведущая идея Использование игрового метода на уроках иностранного языка способствует созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. По преобладающему методу При организации внеклассного мероприятия развитию сотрудничества, сплочённости, толерантности. - формированию соревновательного духа успешное выполнение учебный материал учебная деятельность дидактическая цель

Слайд 8

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Цель педагогического опыта – представить свою систему работы по активной совместной учебной деятельности обучающихся при обучении иностранному языку через использование игровых методов Задачи : внедрить в образовательную практику методы, приёмы и способы организации образовательной деятельности, основанные на технологии сотрудничества; усилить метапредметную составляющую содержания обучения через апробацию и внедрение в работу игровых методов; - адаптировать известные научные разработки по теме к своей педагогической деятельности; - разработать и апробировать курсы внеурочных занятий на основе игровой деятельности. Главная к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем идея

Слайд 9

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Игровые методы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Деловые игры Дидактические или учебные игры Игровые ситуации Ролевые игры Игровые приемы и процедуры Тренинги в активном режиме Имитационные игры

Слайд 10

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Структура КОЗ:  стимул;  задачная формулировка; Деловые игры Это метод, который воссоздаётся имитациями профессиональной деятельности или должности, путем совместной работы и дискуссий. Дидактические или учебные игры Это метод учебной деятельности в виде игры по заданным правилам, путем коллективизации обучающих для решения конкретной задачи и ориентированная на выигрыше. Игровые ситуации Это метод обучения, при котором происходит активное обучение в условиях свободных правил, путем социально экономических ситуаций. Ролевые игры Метод обучения, при котором участники действуют в рамках выбранных ролей, путем моделирование группой людей той или иной ситуации. Игровые методы Игровые приемы и процедуры Метод игровой деятельности, посредством примитивных действий, не имеющих сложных правил и коротким контролем времени и по желанию участников. Тренинги в активном режиме Метод, с помощью интерактивного обучения, направленное на развитие умений и навыков. Имитационные игры Метод, при котором поведение обучающихся определяется местом среды деятельности.

Слайд 11

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 12

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. ФУНКЦИЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) Обучающая функция помогает в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков овладения иностранным языком, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности. 2) Воспитательная функция помогает в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. 3 ) Развлекательная функция создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир. 4) Коммуникативная функция – это создание иноязычного общения, объединение коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основных на взаимодействии на иностранном языке. 5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку, эта одна из важных функций, учитывая, что наша школа использует здоровьесберегающие технологии. 6) Психологическая функция – подготовка физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре). 7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Слайд 13

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Пример игровой ситуации II. Игры на развитие памяти и внимания Игра «Громкая буква» Каждому ребенку присваивается определенная буква английского алфавита. Затем учитель называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы. Игра «Кто за мной?» Ученики получают разные звуки. Учитель произносит английское слово и пишет его на доске. Затем ученики по хлопку учителя произносят звуки и выстраиваются в том порядке, в каком звуки следуют в написанном слове. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши. Игра «Воздушные слова» Учитель в воздухе «пишет» простые слова. Ученики «читают» и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других. Игра «Цифры в беспорядке» Ученики выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны обвести и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу. Такую же игру можно провести, используя буквосочетания или буквы. Игра «Назови числа» Ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя их вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее. I. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, фонематического слуха, умения концентрироваться Игра «Звуки и буквы» Учитель пишет на доске и произносит по-английски короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны сосчитать, сколько в слове звуков и по хлопку сообщить ответ (dog – 3 звука, girl – 3 звука). Игра «Составь слово» Учитель показывает картинку с изображением предмета, называет его и просит учеников разложить разрезанные буквы в порядке, чтобы получилось слово – название данного предмета. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради или на доске, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков. Игра «Рассмотри и подсчитай» Учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и подсчитать, сколько названий предметов начинается на какой-либо определенный звук. На какие звуки начинаются названия оставшихся предметов? Игра «Соедини звуки и буквы» Ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией. Игра «Найди пару» Учитель просит учеников правильно соединить заглавные и соответствующим им маленькие буквы. Игра «Мешок Санта Клауса» Учитель вытаскивает из мешка вырезанные из плотного картона буквы английского алфавита, а ученики должны назвать, какую букву он вытащил из мешка.

Слайд 14

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. Пример игровой ситуации Игра «Опиши предмет» Учитель быстро показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит назвать его цвет и размеры на английском языке. Игра «Реши пример» Ученикам раздаются карточки с числами и знаками (–), (+), (=). Учитель на английском языке дает задание решить пример. Ученики, услышав пример, должны выстроиться в одну линию, в соответствии с тем, что услышали. Игра «Последняя буква – первая буква следующего» Учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например: цвета Gre yellow hite. Игра «Угадай глагол» Ученик показывает перед классом какое-либо движение, ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение. Игра «Читаем под фонограмму» Ученики читают вместе с диктором вслух текст из учебника. В середине текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает звук. Важно, чтобы ученики «попали» в фонограмму. Выигрывает тот, кто смог это сделать. III . Обучающие игры для учащихся средней ступени обучения Игры как прием развития воображения и фантазии Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из эффективных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти являются игры и задания, имеющие несколько верных решений. Ниже представлены некоторые из таких игр. Игра «Составь слова». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запасаучащихся. Она проводится после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определенного текста. Даны определенные буквы. Ученики должны составить как можно больше слов, по теме или по тексту. Количество слов образованных учеником служит показателем его словарного запаса. Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность учащихся. Ее можно приводить при введении, закреплении и контроле лексики. Учащиеся подбирают к существительному как можно больше прилагательных-определений за определенное время.

Слайд 15

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. I V . Игры на развитие мышления, умения классифицировать, сопоставлять Игра «Угадайка» Учитель задумывает предмет по теме. Ученики, задавая вопросы, отгадывают, что он задумал. Игра «Составь предложение» Из слов, знаков препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и прочитать его. Игра «Найди игрушку» Ученики приносят на урок игрушки. Один ребенок выходит за дверь. В это время учитель с учащимися придумывают описание игрушки из нескольких предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку. Игра «Найди лишнее слово» На доске написано предложение, нужно найти лишнее слово. Например: The dog is are big. Игра «Что это?» Учитель называет ряд признаков для предмета. Необходимо назвать слово, обладающее данными признаками. It is round, tasty, orange. We eat it. (orange). Игра «Слушаем и рисуем» Учитель читает несколько раз небольшой связанный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Актуальность применения игровых методов на уроках английского языка Пример игровой ситуации Уровень новизны опыта

Слайд 16

личностные метопредметные предметные регулятивные познавательные коммуникативные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору ; правильно писать изученные слова; Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте Планируемые результаты

Слайд 17

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. И так далее… Результативность представленного опыта Внутренний мониторинг: промежуточная аттестация

Слайд 18

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку На страницах могут быть размещены текст, списки, гиперссылки, графические изображения, видео и звук. И так далее… Психолого-педагогическая диагностика Данные диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению обучающихся 4 класса (Григорьев Д.В., Степанова И.В., Степанов П.В.) начало 2015-2016 учебного года окончание 2015-2016 учебного года

Слайд 19

Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку Список литературы : 1. Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006. 2. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005. 3. Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие.// М.: Педагогика, 1989. 4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе.//М.: Танио, 1989. 5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005. 6. Куценко-Барскова Л. Б. Методологические проблемы и аспекты региональных инновационных моделей.// Инновационные модели школы: Учебно-методическое пособие. СПб, ЛОИРО. 2003, с.8. 7. Международный ежегодник по технологии образования и обучения.// 1978/79.Лондон - Нью-Йорк, 1978, с. 258. 8. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3. 9. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин. языки в школе. 2000. №1, с.4. 10. Полат Е. С. Разноуровневое обучение.// Ин. языки в школе. 2000. №6, с.6. 11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Интернет-ресурсы: http://khutorskoy.ru/science/index.htm



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Технология сотрудничества и её применение на уроках английского языка.

МБОУ Москаленского муниципального района Омской области

«Алексеевская СОШ»

Степаненко Ирина Борисовна,

учитель иностранного языка (английский).

Пояснительная записка

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Моя методическая система  формируется уже в течение многих лет педагогической деятельности. Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Все вышеперечисленные технологии не используются изолировано.  Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является  технология личностно-ориентированного  обучения, направленная  на  интеллектуальное  и нравственное  развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому опираясь на свой опыт, могу предложить следующие подходы к построению урока:

  • при предъявлении учащимся учебного материала, ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;
  • излагать  учебный материал таким образом, чтобы он  расширял объём знаний  и преобразовал личный опыт каждого ученика;
  • организовывать  учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • использовать различные формы  индивидуальной  работы на уроке;
  • проводить  работу  с раздаточным материалом, работу в парах, группах,  работу с различными опорами;
  • группа  получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);
  • стараться  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;
  • обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку  результатов усвоения учащимися знаний, умений и  навыков;
  • чётко объяснять  домашнее задание  указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке,  использовать цвета по образцу

Личностно-ориентированный подход, развивает  у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При  разработке системы  учебных заданий на уроке  необходимо  учитывать  не  только сложность  содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска  при изучении той или иной темы.  Например,    использовать  приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова. 

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем.  Когда на уроке английского языка  диктуют  слова,  которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух. Другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.  Поэтому, представляя учащимся,  выбор вида и форм учебного материала, необходимо предлагать детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

Метод обучения в сотрудничестве.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных  вариантов обучения в сотрудничестве.

 Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом  психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

 Варианты обучения в сотрудничестве:

Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения. 

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме. 

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2»  («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась. 

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Этот метод является базисным при разработке проекта.  Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.
Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные принципы обучения в сотрудничестве.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий - это один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке. Но в реалиях нового тысячелетия использование достижений информационных технологий необходимо.

Используемая литература.

1. Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006.

2. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.

3. Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие.// М.: Педагогика, 1989.

4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе.//М.: Танио, 1989.
5.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005.

6. Куценко-Барскова Л. Б. Методологические проблемы и аспекты региональных инновационных моделей.// Инновационные модели школы: Учебно-методическое пособие. СПб, ЛОИРО. 2003, с.8.
7.
Международный ежегодник по технологии образования и обучения.// 1978/79.Лондон - Нью-Йорк, 1978, с. 258.

8. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3.

9.  Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин. языки в школе. 2000. №1, с.4.

10. Полат Е. С. Разноуровневое обучение.// Ин. языки в школе. 2000. №6, с.6.
11.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации и мониторинга учебной деятельности в образовательном учреждении

В МОУ лицее №8 реализуется программа Развития лицея, программа определяет цели, задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития системы образования в лицее. Переход лицея...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно

laquo;Успешные практики  использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную  деятельность обучающи...

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...

Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформ...