Развитие социальной компетенции одаренных детей при обучении ИЯ (статья)
статья

Некипелова Лариса Иннокентьевна

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты  всё чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития  и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Некипелова Лариса Иннокентьевна,

учитель английского языка МБОУ Мало-Куналейская СОШ

Развитие социальной компетенции одаренных детей при обучении иностранному языку

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты  всё чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития  и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.

В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренные ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществить выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей.

В 2001 году Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи».

Как бы в подтверждение  общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности пишется, что «Забота  об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, т.к. именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл».

 Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации образования российского образования.

Можно выделить несколько причин, касающихся проблемы реализации способностей одаренных детей. Можно  выделить некоторые из них:

  • склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
  • настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
  • трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. У многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии в реальных условиях школьного и общего социума».

   Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это и наталкивает на мысль о том, что одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, мы предполагаем, что при изучении иностранного языка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.

   Таким образом, учитывая социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку с учетом смещения акцентов в сторону социальной компетенции, перед нами ставится цель:

- развить способности учащихся, используя иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Для этого необходимо  решить следующие задачи:

  • при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации;
  • развить некоторые личностные качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.

    Конкретизация цели обучения неизбежно ведет к некоторой детализации содержания обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформировать социальную компетенцию.

    При разработке содержания  обучения одаренных детей следует обратить внимание не только на его количественные (объем, время изучения материала), но и на качественные характеристики. Важно включить в содержание обучения одаренных детей программы  и специальные занятия, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. Одной  из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В этом случае нужно  руководствоваться следующими положениями:

  • Иноязычную социальную компетенцию рассматривать в узком смысле, т.е. как компетенцию, обеспечивающую взаимодействие и общение с другими людьми.
  • Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке.
  • Социальная компетенция, как и все ключевые компетенции, имеет возрастную динамику и специфику.

Содержание социальной компетенции определяется ситуациями (а не лексической темой) из сфер общения учащихся, в которых происходила социализация ребенка, освоение им правил и норм социального поведения, способов взаимодействия.

К сферам общения относим:

  • сферу социально-бытового общения;
  • сферу делового общения;
  • сферу увлечений;
  • сферу социально-культурного общения;
  • сферу исследовательского и научно-познавательного общения.

   При обучении одаренных детей организация общения в рамках сфер социального взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Задача учителя, на наш взгляд, заключается в умелом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет его одаренным ученикам, раскроет их способности, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения представляется нам очень важной, особенно при работе с одаренными детьми.

      Раннее углубление, фундаментализация и систематизация научных знаний всегда являлись отличительной особенностью российского образования. Сохранение этой особенности является одной из главных задач работы с одаренными детьми и позволит сохранить интеллектуальный и научный генофонд России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы.                         Интерес к ней был высок во  в...

Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"

В статье  показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...

Статья на тему: Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях

В статье представлен обпыт работы с одаренными детьми нашего образовательного учреждения....

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Статья: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»

В статье описывается опыт работы с одаренными детьми через реализацию творческих проектов и исследований по выбранной теме. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развить творческую активно...