Развитие коммуникативных УУД- приоритетная цель в обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему

Резникова Наталья Николаевна

Из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативное УУД наиболее востребовано при выполнении требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. Основная школа- это период исключительно благоприятный для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnye_uud.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из ключевых направлений развития системы современного образования является введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения. Работая в пятых классах, осваивая Стандарт, я выделила для себя ведущие моменты, на которых строится образовательный процесс: формирование универсальных учебных действий, направленных на достижение метапредметных результатов. Английский язык, по моему мнению, - это предмет, в котором наиболее ярко отражается формирование и развитие УУД, особенно, коммуникативных, так как обучение английскому языку построено на освоении коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Что же такое коммуникативная компетентность? Это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи и способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Это те умения, которые необходимы современному школьнику для адаптации в социуме.

Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативное УУД наиболее востребовано при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Несмотря на то что, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, последнее, является ведущим в рамках выполнения стандарта по предмету "английский язык".

Ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что к сфере коммуникативных действий относятся следующие:

1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Основная школа – это период исключительно благоприятный для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми. Работая в 5-м классе, осваивая Стандарт, считаю необходимым учитывать для себя два основных подхода к построению общения: монологический и диалогический. Задачам межличностного общения адекватен именно диалог, что не означает, конечно, что роль монолога сводится на нет. Диалогу соответствует отношение к собеседнику как к самостоятельной, равноправной личности, тогда как в монологе реализуется отношение к собеседнику как объекту воздействия. Работа учащихся в группе помогает созданию учебной мотивации и формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Например, при изучении темы «Путешествие», обычно разбиваю класс на группы для обобщения лексико-грамматического материала. Каждая группа получает задание по описанию какого-либо вида путешествия. Продуктом их работы становится монологическое высказывание. Подобную форму работы предпочитаю использовать при изучении тем «Праздники», «Великобритания» и др.

   С целью повышения формирования более высокого уровня коммуникативных УУД провожу уроки английского языка с использованием различных игр. Это могут быть языковые игры (фонетические, грамматические, лексические) и речевые (игры для обучения чтению, аудированию,  говорению и письму). Игры подбираю с учетом программного материала учебника.

Для формирования коммуникативных УУД использую следующие технологии обучения:

   1. Технологию интерактивного обучения- метод,  при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».

  2. Информационно-коммуникационная технология обучения. Повышает мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

3. Использование технологии проблемного обучения поддерживает высокую мотивацию к изучению английского языка. Каждое задание УМК сформулировано в виде проблемной ситуации, благодаря которой учащиеся активно включаются в обсуждение проблемы, предлагая пути её решения, следовательно, выполняются коммуникативные универсальные учебные действия и идёт формирование коммуникативной компетентности.

4. Немаловажную роль в данном процессе играет применение игровой технологии, которая позволяет в игровой форме активизировать и обогатить лексический запас учащегося, а также отработать важные грамматические структуры.

5. Развитие коммуникативных УУД осуществляется также через проектные формы деятельности. Этот метод мобилизует потенциал всех коммуникативных способностей ученика. Обучение проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности – это неотъемлемая составляющая Стандарта второго поколения.

Безусловно, с помощью данных технологий, за счет использования интерактивных компьютерных сред появляется прекрасная возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку и нашло отражение в учебно-методическом комплекте О.Афанасьевой, И.Михеевой, с которым я работаю уже на протяжении нескольких лет. Данный курс направлен, в первую очередь, на обучение учащихся общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах, установленных стандартом по иностранному языку для данной ступени обучения.  Он предлагает широкий спектр заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.

     Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания как

- упражнения на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

- поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.

       Коммуникативные УУД обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

  Основным критерием сформированности коммуникативных действий я считаю коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеурочных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ с целью эффективности обучения английскому языку

        Высокая мотивация к изучению английского языка  у детей начальных классов заставляет меня постоянно находиться в поиске новых образовательных техноло...

«Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении английскому языку в системе ФГОС»

За последнее время жизнь в России сильно изменилась. Но как бы сильно не менялась политика, экономика-человек остаётся тем же и бьётся над своими проблемами. Перед этими вечными проблемами стоят...

КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В наши дни, когда  расширяется международное сотрудничество в экономике, политике, культуре, становятся более тесными контакты представителей разн...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку

Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...

Информационные и коммуникативные технологии на этапе раннего обучения английскому языку.

Статья на тему важности использования ИКТ на занятиях английским с детьми в детском саду....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

    Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...