Технологическая карта урока английского языка по теме «Заимствованные слова»
план-конспект урока по английскому языку (11 класс) на тему

Куренкова Марина Дмитриевна

Урок английского языка с применением технологии проблемного обучения. На уроке рассматирвается проблема: "Иноязычие: мода или необходимость?". Обучающиеся научатся находить в тексте заимствованные слоа ("Англицизмы"), определять необходимость использования заимствований  в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaimstvovannye_slova.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Технологическая карта урока английского языка по теме «Заимствованные слова»

Класс: 11

Учитель Куренкова М.Д., учитель английского языка  ВКК   МБОО  «Лицей села Верхний Мамон»

Тема урока

«Заимствованные слова»

Тип урока

Урок  комплексного применения знаний и умений

Ведущая технология

Технология проблемного обучения

Цель урока

Формирование речевой компетенции обучающихся  посредством  применения методов проблемного обучения  на уроке.

Задачи урока

Обучающие:

  1. Расширить потенциальный словарь обучающихся за счет новых слов  и обеспечить отработку данного материала в серии языковых упражнений
  2. Формирование понятия «иноязычие»
  3. Формирование лексических навыков  (лексическое значение слова, его эстетическая сущность)

Развивающие:

  1. Развитие умения систематизировать новые знания
  2. Развитие навыка самостоятельной и групповой работы.
  3. Формирование навыков творческого подхода обучающихся  к выполнению задания

Воспитательные:

           Формирование интереса к культурологическим реалиям английского языка, к иноязычной культуре.

Планируемый результат:

Личностные результаты:

Формирование у обучающихся позиции активного деятеля, формирование содержательного представления об изучаемом материале по теме, умение находить ответ на вопрос «Какой смысл для меня имеет понятия «иноязычие», «заимствование»?

Предметные умения

Уметь находить заимствованные слова («Англицизмы») в устной и письменной речи, определять необходимость использования заимствований в конкретных речевых ситуациях.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Умение оценивать результаты своей деятельности, умение взаимодействовать с речевыми партнёрами на уроке.

Познавательные:

 Формирование умения осуществлять поиск нужной информации в различных источниках

Коммуникативные:

Формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Умение участвовать в учебном сотрудничестве, умение аргументировать свою учебную деятельность.

Межпредмет

ные связи

Русский язык,  ИКТ

Организация пространства

Работа в парах, в группах, индивидуальная  работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Блок I (Целевой)

Мотивационно-организационная деятельность

Приветствие. Введение в сюжет урока (совместная постановка проблемы), создание атмосферы иноязычного общения.

Учитель предлагает обучающимся прочесть стихотворение «Бурное словословие» (Н.П.Колесников):

У торговцев, у послов  (да в любой газете)
Появилось много слов, Непонятных, умных слов, 
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер, тюнер, плейер, бартер…
Сервис, ксерокс, принтер, блейзер, сканнер, спринтер,
Плоттер, триллер, дилер, пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне  наяву, да и во сне,
И никак я не пойму, что к чему и почему…

Далее предлагается практическое задание: определить, что объединяет выделенные слова и попытаться заменить их синонимами.

  • Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в  Интернет.
  • Мой брат любит слушать  джаз. 
  • После  ланча я вышла на улицу.
  • Мой  бой-френд  такой  клевый !
  • Маме подарили  миксер.
  • Раскованная походка и независимый взгляд – необходимое условие для  тинейджера  начала 21 века.
  • Я люблю  хиты 90-х.

Формирование собственного мнения и позиции в рамках сотрудничества. Выдвижение гипотез и их обоснование.  Сотрудничество с учителем в прогнозировании задач урока для решения проблемной задачи.

Обучающиеся делают выводы:

  • выделенные слова являются заимствованиями из английского языка
  • не все данные слова имеют аналог в русском языке

После выдвижения гипотез и их обсуждения обучающиеся строят проблемную задачу урока:

«Иноязычие – мода или необходимость?»

Блок II (Процессуальный)

Актуализация знаний, навыков

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

  1. Учитель активизирует познавательный интерес учащихся (беседа)

– Как называется словарный состав языка?

– Какая наука изучает словарный состав языка?

– Как может пополняться лексика?

– Дайте определение заимствованных слов из предыдущего упражнения? Почему они так названы?

– Из каких языков к нам приходят новые слова?

Ответы обучающихся:

ЛЕКСИКА

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

ЗАИМСТВОВАНИЕ

ФРАНЦУЗСКОГО: балет, партер, пейзаж,

ИТАЛЬЯНСКОГО: ария, серенада, баритон,

НЕМЕЦКОГО: лагерь, солдат, браунинг.

АНГЛИЙСКОГО: футбол, скейтборд, уик-энд

2.Учитель ставит практическую задачу: английские слова распределить по тематическим группам, написать обозначение этого понятия по-русски и ответить на вопрос   «В каких областях больше заимствований? Почему?»  

mixer printer ,diving , remake, broker, shaker ,browser ,bowling, image, security, toaster, scanner, biker, poster, provider, jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor, second-hand , Internet, match, jazz ,producer

Тематические группы: БЫТ, КОМПЬЮТЕР, СПОРТ, ПРОФЕССИИ, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Работа в группах

Представитель от каждой группы озвучивает выполненное задание, выносит на экран с помощью документ-камеры.

3.Учитель ставит вопрос:   «Каковы причины заимствований?»

Работа в группах

Обучающиеся выдвигают гипотезы, находят им подтверждение в разных источниках: Интернет, словари, учебник.

Варианты гипотез:

  • Исторические контакты народов.
  • Необходимость названия новых предметов и явлений.
  • Языковая мода.
  • Когда слово-заимствование заменяет целый описательный оборот (мотель – вместо гостиница для автотуристов.).
  • Когда необходимо детализировать понятие (для обозначения особого вида варенья – джем из английского языка).
  • В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре.

  1. Учитель дает практические задания:  

Задание 1.

Объяснить лексическое значение слов с помощью английского языка.

Задание выполняется на карточках самостоятельно каждым учеником.

Проверка выполнения: взаимоконтроль в парах.

Задание 2.

Выделите в русских и английских словах  сочетания букв, указывающие на то, что слово пришло из английского языка. Обратите внимание на написание этих слов в русском языке, выделите суффиксы, подчеркните сочетания букв. Каковы признаки заимствованных слов?

I. Быт: миксер, шейкер, тостер, джемпер, секонд-хенд
II. Компьютер: принтер, браузер, сканер, ноутбук, Интернет
III. Спорт: дайвинг, боулинг, байкер, спринтер, ма
тч 
IV. Массовая культура: рем
ейк, имидж, постер, джаз
V. Профессии: брокер, сек
ьюрити, провайдер, риэлтор, продюсер

Примерные ответы обучающихся

Футбол – football (ступня, мяч)
Кроссворд – crossword (пересекать, слово)
Гринпис – green peace (зеленый, мир)
Секонд хенд – second hand (вторая рука)
Спикер – speaker (говорящий)
Ток-шоу – talk-show (говорить, показ)
Хенд-мейд – Hand made (рука, делать)
Сноуборд – snowboard (снег, доска)
Тайм-аут – time out (время, вне)
Скейтборд – skateboard (коньки, доска)

Ответы обучающихся:

  • Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР  (митинг, брифинг, супермен, таймер)
  • Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ
  • Разделительный мягкий знак (секьюрити)
  • Буквы Э/Е (риэлтор, постер)

Блок III.

(Аналитический)

Рефлексия

Учитель побуждает обобщить материал урока (беседа, полилог)

  • Почему мы сегодня говорим о заимствованиях из английского языка?

  • Употреблять иностранные слова стало модно. Всегда ли это оправдано?

Практическое задание:

Замените данные заимствованные слова русскими синонимами:

Бейби – малыш,   Презент – подарок,
Суперстар – звезда,   Бойфренд – друг, возлюбленный,
Имидж – образ,   Постер – плакат,
Уикэнд – выходные дни,    Фешенебельный – модный,
Юзер – пользователь,    Лузер – неудачник,
Клевый – от clever умный,
Хаер – волосы,    Шузы – ботинки,
Перенсы – родители,    Фейс – лицо,
Холидей – каникулы,   Боты – сапоги,
Драйв – энергетик

- Какие из этих слов мы могли бы допустить к использованию?

Учитель: предлагает обучающимся осуществить самооценку достижений, даёт оценку работе обучающихся на уроке (оценки, рейтинговые баллы)

Объяснение домашнего задания: эссе «Иноязычие: мода или необходимость»

Ответы обучающихся:

  • В настоящее время английский язык является международным языком. Это также обусловлено исторически: расширение торгово-экономических связей, господство США в мировой экономике, развитие туризма, появление глобальной сети Интернет. Таким образом, возрос интерес молодежи и подростков к английскому языку.

  • Иногда иностранные слова играют роль “цитат” или становятся своеобразным сленгом молодежи (юзер, клевый, драйв, и др.). Проникают в нашу речь и варваризмы (o,key happy end,  Alma mater). Значение слов всем известно, но они так и остаются неосвоенными русским языком, “непереваренными” словами. Часто их даже пишут на английском языке.

Ответы обучающихся:

Безусловно, в самих заимствованиях нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе. Мода на престижные заимствованные слова оборачивается засорением языка и, как следствие, засорением сознания.

Обучающиеся: участвуют в беседе, оценивают свою работу и работу одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка по теме: «School days. First day.» в 5 классе по УМК «Английский в фокусе» авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс

Цель урока - создание условий для самореализации личности через семантизацию лексического и грамматического материала по теме. Задачи урока:1.Активизация изученной ранее тематической лексики, мот...

Технологическая карта урока английского языка по теме "Мой дом" в 5 классе

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока английского языка в 5 классе по теме "Мой дом". Учитель может подчерпнуть для себя интересные методики по обобщению лексического и грам...

Технологическая карта урока английского языка по теме: "Подарок для английских друзей".

Unit 2 “We are going to travel to London”  Мы собираемся путешествовать в Лондон.Section 2 “What are you going to do?”    Что ты собираешься делать?Тема урока «Подарок для английск...

Технологическая карта урока английского языка по теме “IS IT POSSIBLE TO DO WITHOUT THEM?" ( обобщающее повторение темы "Технологии")

Составление технологической карты урокапредставляет определенную сложность. Тем не менее, работа с такой картой имеет много преимуществ так как прописывается каждый этам урока. Данный урок является об...

Технологическая карта урока английского языка по теме " Множественное число существительных. Слова-исключения"

Методическая разработка урока английского языка по теме "Множественное число существительных. Слова-исключения"УМК: «Английский с удовольствием» (EnjoyEnglish) М.З. Биболетова, О...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"...

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...