Методическая разработка по теме "Warm up и рефлексия как элементы урока"
методическая разработка по английскому языку на тему

Слепкова Марта Александровна

В статье анализируется стратегии и методы эффективного урока английского языка на примере двух элементов урока: Warm up и рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Warm up и рефлексия как элементы урока

Слепкова М.А. учитель английского языка

Аннотация: в статье анализируется стратегии и методы эффективного урока английского языка на примере двух элементов урока: Warm up и рефлексии.

Ключевые слова : Warm up, рефлексия, “ гибкое планирование ”.

Teachers open the door but you must enter by yourself

Chinese proverb


Основное назначение иностранного языка - формирование коммуникативной компетентности, т.е. спообности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Важнейшими задачами современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе, является воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в иностранном языке.

Возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения иностранному языку.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетентности учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.

Чему же обучать детей на современном уроке английского языка? Этим и другими вопросами задается, наверное, каждый учитель, которому предстоит работать по предмету в соответствии с ФГОС.

Прежде всего, необходимо обучать детей определять границы своих знаний, видеть проблемы и ставить проблемные задачи. Во-вторых, обучать детей осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности в соответствии с выбранными критериями.

В третьих, организовать учебное сотрудничество детей, совместною деятельность при решении учебных задач.

Так же важно создать благоприятные условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

Наконец, необходимо создавать образовательный климат, при котором способности обучающихся раскроются наилучшим образом.

Для успешного достижения целей, поставленных перед учителем, необходим целостный подход к процессу обучения. Особая роль отводится как календарному, так и поурочному планированию.

Что такое “план урока”? Это проект урока, отраженный на бумаге. Это именно проект, т. к. в ходе урока иногда учитель вносит корректировки. Учитель является “дизайнером” и воплотителем своего планирования. Организация урока должна строиться согласно определенным критериям. Учитель принимает необходимые мудрые решения по поводу стратегий и методов, с помощью которых он поможет обучающимся двигаться систематически к своим учебным целям. Чем более организован учитель, тем более эффективно как преподавание, так и обучение. Таким образом, составление поурочного планирования является существенной частью успешного урока.

Учителю необходимо иметь четкое представление об образовательных целях, задачах и стандартах, которые он ставит перед собой. Эффективный учитель также должен разработать план, чтобы обозначить направление достижения отобранных целей. Учитель должен быть “гибким”, порой добавить артистизм в планирование и проведение урока. Содержание урока должно соответствовать уровню и потребностям обучающихся, оно должно быть интересным и познавательным.

В этой статье я бы хотела остановиться на двух элементах урока: warm up и feedback или иными словами разогрев-подготовка и рефлексия.

Начнем с warm up. Что же это такое? Warm up – это повторение материала предыдущего урока (уроков) в связи с введением новой темы. Это может быть короткая веселая игра, цель которой:

Вдохновить учеников.

Подготовить их к обучению, стимулируя активность умственную и физическую.

Обозначить переход от старой темы к новой.

Помочь учителю и обучающимся лучше узнать друг друга.

Подобный вид работы занимает обычно 5-7 минут урока и является эффективным обучающим приемом.

Существует много видов этого вида работы.

My Page

Writing

Teaching

Community

Writing Center

Sign In or Create an Account

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/21/s_585ac1597af58/512107_1.png

Теперь поговорим о рефлексии.

Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

"Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Ключевые слова”. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы

1 вариант:

В группе либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте.

2 вариант:

В группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова.

При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют « свою» версию и версию оригинального текста.

4. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

I (ve) have just:

*practised phonetics;

*read the text «.........”;

*practised the words;

*retold the text”……”;

*practised grammar;

*asked and answered the questions; etc…

Второй тип рефлексии используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .

В практике обучения иностранным языкам для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения.

Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что… 
Я думаю, мне удалось..

2. Прием рефлексии в форма синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

WINTER

WHITE AND SNOWY

APPROACHES AND HUGS YOU

SO BEAUTIFUL BUT COLD

LONELINESS ITSELF

3. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/21/s_585ac1597af58/512107_2.png

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Список литературы:

Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004.

Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. Петербург,2001.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993

EnglishClub : How to Start an English Club : Warm-ups

Hhh://esltreasure.com/

ESLgamesbox

Homehttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/21/s_585ac1597af58/512107_3.pngTeaching Guideshttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/21/s_585ac1597af58/512107_3.pngVolunteering in ESLhttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/21/s_585ac1597af58/512107_3.pngWarm-up Ideas

http://writing.colostate.edu/guides/teaching/esl/warmups.cfm

https://www.englishclub.com/english-clubs/warmups.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"

Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....

Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...

Учебно-методическая разработка «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»

Данная методическая разработка содержит всю информацию о том, как провести мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Мастер-класс я провожу в качестве допо...

Методическая разработка семинарского занятия Тема: «Свойства соединений d-элементов»

АннотацияСоединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.Р...

Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики на тему: Метод замены переменных

Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики  на тему «Метод замены переменных» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский коллед...

Методическая разработка : Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания ( по рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» )

Цель урокаразвивать навыки устного и письменного изложения текста ( написание изложения);Тип урокаурок развития речиПланируемые образовательные результатыПредметные - иметь общие представления о стиля...

Методическая разработка . Открытое занятия по фитнес-аэробике с элементами классического танца "Вальс цветов"

Пояснительная записка.         Для детей возраста 7-8-ми лет (третий год обучения) характерна жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Внимание детей неусто...