Формирование мативационной среды на 1 этапе изучения английского языка
статья по английскому языку на тему

Эта статья поможет  педагогам в построении уроков на начальном этапе изучения английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА 1 ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Громова Елена Николаевна,

учитель английского языка МАОУ Гимназия № 2

                                                                      «Мотивация – это ключ к успешному обучению».
                                                                       Норман Уитни.

              Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха любой школы. А проектирование такой мотивационной образовательной среды – дело непростое: чаще всего это процесс занимает не один год.

               В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу.

                Формирование мотивации изучения иностранного языка на первом этапе без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы.

                  Мотивация – специально направленное воздействия на внутренние чувства человека с целью побуждения к действиям, формирования желания сделать что-то. Многие учители иногда путают мотивацию и убеждение, поэтому мне бы хотелось сделать акцент на том, что мотивация обращается именно к чувствам человека, а вот убеждение обращается к его разуму.

                  Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

                  При формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать особенности возраста, обращая внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

На начальном этапе изучения английского языка стоят задачи:

 создание развивающей образовательной среды, которая учитывает: 1) физиологические и психологические особенности детей и предусматривает такие виды работы, которые снимали бы и решали вопрос о формировании новообразований младшего школьника; 2) развитие устойчивой мотивации к изучению английского языка у младших школьников.           Сложность и многогранность данной проблемы подчёркивает современная педагогика и предлагает различные подходы к её решению.  Формирование положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников должно идти через создание эффективной окружающей образовательной среды. Образовательная среда при обучении иностранным языкам в начальной школе включает внутренние и внешние компоненты:

Внутренний компонент, который называют коммуникативно-деятельностным,  включает в себя:  

  • отбор содержания обучения (реализованное в УМК),
  • технология его освоения,
  • формы взаимодействия в процессе обучения учителя и учащихся
  • внеклассная работа по предмету.

Внешние компоненты связаны с тем, что окружает данный воспитательный учебный процесс:

  • предметное оформление кабинета;
  • отношение родителей к предмету «иностранный язык», которое передается детям и условия, которые создаются для успешного изучения нового языка дома.

Технология построения предметной среды включает в себя несколько этапов.

1 этап. Мотивационный.

Вовлечение  младшего школьника в образовательную среду.

2 этап. Использование технологий системно-деятельностного подхода.

а) интерактивные

б) проектные

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Тематика проектов определяется изучаемыми темами в рамках УМК, и важно, чтобы они были связаны с поиском общего – того, что объединяет, а не разъединяет людей разных культур.

в) игровые технологии

             Игра имеет огромное значение при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, помогают решать важные методические задачи:

  • формирует психологическую способность детей к общению;
  • обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала;
  • тренирует детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.

                В педагогическом опыте разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которых я стараюсь придерживаться при организации игровой деятельности:

  • Игра не должна быть образцом для механического подражания – это образец творчества.
  • Учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными.
  • В игре не пользуются системой оценок, ошибка в речи не должна приводить к проигрышу.
  • Формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что будет в результате игры, должны даваться на родном языке.
  • Игра должна вызывать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.

Наиболее часто я использую следующие игры:

«Что лишнее?» Детям предлагается ряд иллюстраций. Ребенок должен определить лишнюю картинку и обосновать свой ответ.

«Игра в волейбол». С помощью этой игры можно отрабатывать любой лексический материал.

«Дорисуй картинку» Детям предлагается картинка, на которой необходимо дорисовать недостающий элемент.

             На каждом уроке я использую игры или игровые ситуации, их огромное множество. Я считаю, главное помнить, что основа обучения младших школьников иностранному языку – мотивация. С этой целью и используется любая игрушка, любой предмет, любое действие, которое содержит элемент игры и соответствует учебному материалу.

Г) компьютерные технологии

          В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся.

           В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Наличие программного обеспечения к интерактивной доске позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Дети очень любят выполнять задания на интерактивной доске, с удовольствием поют песни, которые представлены в программе как мини-спектакли. Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 3-го класса. Интерес представляют такие темы, как "Праздники", "Животные", "Времена года", "Сказки". Необходимо помнить “If the child is not learning the way you are teaching, then you must teach in the way the child learns” (Р.Данн, профессор университета Сент Джонс, Нью-Йорк).

Таким образом, проблема мотивации является  одной из актуальных в наши дни, и что бы ее решить требуется много сил, а самое главное огромное желание для ее реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на начальном этапе изучения английского языка.

Данная статья содержит ряд упражнений и игр для развития навыков устной речи у младших школьников на уроках английского языка....

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

Развитие творческого мышления на раннем этапе изучения английского языка

Данная работа содержит презентацию реферирования статьи на тему "Развитие творческого мышления на раннем этапе изучения английского языка"...

Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)

В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка....

Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий

         Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...

Программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка»

Авторская программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка» предназначена  для обучающихся 7-8 классов...