Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
статья по английскому языку (8 класс) на тему

Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_22.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке.

  1.  Лес.

Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.

Ход игры: обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на иностранном языке все, что происходит с ними.

Например: преподаватель предлагает обучаемым вспомнить лес: Представьте, что вы деревья и растения.

Раз вы — дерево, значит ваши руки — большие ветки. Раскиньте их пошире! А ноги — корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите шум своих листьев?

А если вы — трава, тяните руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к тёплому солнцу. Ветер колышет вас.

Яркий солнечный день, лёгкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная безмятежна я жизнь... Вдруг налетают тучи, дует сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?

Ливень! Дуб в восторге, а у ромашки облетают лепестки.

Дождь прошёл, снова солнце выглянуло. Берёзка, суши свои листочки! И т. д. А сейчас скажите, что вы видите в своём воображении.

Используется доска со списком необходимых слов.

  1.  Животные.

Цель: формирование навыков и умений самовыражения на иностранном языке на основе адекватного лексико-грамматического оформления речевого высказывания.

Ход игры: преподаватель предлагает обучаемым задание:

- Представьте, что вы превратились в какого-нибудь зверя или птицу, рыбу, насекомое. Выберите, кто вам  больше нравится: медведь, кенгуру, белка, лисица, тюлень, слон, мартышка, верблюд, жеребёнок, черепаха, крокодил, змея, дятел, цапля, курица, гусь, страус, павлин, галка, акула, золотая рыбка, стрекоза, таракан, божья коровка, паук, муха... Действуйте, задавая себе вопрос : «Что бы я сделал, и каким бы я был, если бы я...».

Расскажите, какой бы был у вас характер , чем бы вы занимались, с кем и как бы вы общались и т. д.

«Превращаясь» в животное, рыбу и т. д., обучаемый наделяет их многими чертами своего характера. Он не уподобляется другому существу, а находит в себе сходные качества, выделяет их. Соблюдая логику и последовательность своих действий в вымышленных , предлагаемых обстоятельствах , он ориентирует себя в непривычных условиях и приспосабливается к ним.

  1.  Тяжести.

Цель: формирование навыков лексико-грамматического оформления ситуативных высказываний с использованием слов и словосочетаний одной семантической группы.

Ход игры:  обучаемым предлагается вспомнить 5-10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их взвешивают, переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия («Как тяжело» и т. п.), просить окружающих помочь им, не мешать или давать советы, предлагать помощь и т. д.

  1.  Объяснение жеста.

Цель: активизация навыков и умений оформления речевых высказываний описательного или комментирующего характера.

Ход игры: преподаватель предлагает протянуть вперёд руку ладонью вниз, согнуть слегка руку в локтевом суставе, растопырить напряжённые пальцы, сделать другие жесты и объяснить их.

  1.  Повтори позу.

Цель: формирование навыков и умений лексико-грамматического оформления ситуативных высказываний.

Ход игры: в центре круга обучаемых — ведущий. По первому сигналу преподавателя ведущий принимает неожиданную позу. По второму сигналу все ученики воспроизводят позу ведущего и каждый из них находит позе свое обьяснение, комментирует то, что предложил ведущий. Ведущий «принимает работу», комментирует телоположеие каждого. Можно предложить кажому играющему поочередно назвать и объяснить позы своих товарищей или же, после внимательного прослушивания всех, повторить высказывания всех по очереди или избирательно.

  1.  Объяснение позы.

Цель:активизация лексики и грамматики как на уровне восприятия цельного иноязычного речевого высказывания, так и на уровне порождения собственного высказывания.

Ход игры: преподаватель говорит, какую позу нужно принять. Обучаемые мысленно приводят тело в соответствующее положение. Затем по сигналу преподавателя воспроизводят позу и объясняют её. Играющие должны сообщить, с чем связано данное телоположение, какие выполняются про этом действия. Здесь можно использовать приём исключения- не повторять уже названное, всякий раз придумывать новую, не сходную с предыдущей, позу.

  1.  Биография прохожего.

Цель формирование навыков и умений спонтанного описания в заданной ситуации, в предлагаемых обстоятельствах.

Ход игры: преподаватель предлагает обучаемым, используя зрительное восприятие и зрительную память, наблюдательность и фантазию, представить себе случайного попутчика в автобусе или прохожего на улицею Исходя из поведения этого человека, его реакции на события, характера общения с людьми, особенностей внешнего облика, мелких примет, надо сделать вывод о том, что это за человек, где и кем он может работать, какая у него семья, кто ему близок, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет. Преподаватель советует обучаемым не доверяться первым впечатлениям и каждое новое предположение непременно анализировать, сопоставляя все действия этого человека.

Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии - обязанность рассказчика.

В конце рассказа обучаемому можно предложить дополнительные задания (ситуации), например :

  •  скажите, а как бы поступил, на ваш взгляд, этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное, например, если бы его сосед лишился сознания?, если бы в автобус вошёл его давнишний друг, которого он считал погибшим?

Можно также провести эту же игру , используя фотографии разных по облику и характеру людей.

  1.  Круговая кинолента.

Цель: активизация навыка грамматического оформления сообщений о выполняемых или выполненных действиях. Упражнение для индивидуального тренинга употребление для индивидуального тренинга употребления настоящего или прошедшего времени глаголов.

Ход игры: преподаватель просит обучаемых определить тему и сюжет будущего коротенького фильма, собрать киноленту из десятка кадров-событий. Затем надо склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг кадров-событий, а потом прокрутить эту ленту на своем «внутреннем экране» от первого до последнего кадра и снова по кругу/ Необходимо постепенно сокращать время посмотра каждого кадра, бысто переключаться на следующий.

Перед началом игры обучаемые должны определить цепь взаимосязанных по теме или сюжету событий, а затем назвать их от первого до последнего, которое предшествует первому. С каждым разом такое «прокручивание» ускоряется, что компрессирует навык грамматического оформления сообщений и делает его автоматическим.

  1.  Уличный сонар.

Цель: формирование навыков и умений лексико-грамматического оформления речевых высказываний на материале определенных лексико-семантических групп, слов и словосочетаний. Это упражнение для индивидуального тренинга лексических и грамматичесих навыков.

Ход игры: преподаватель просит обучаемых представить, что они идут по шумной, людной улице, и попробовать, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно, что происходит вокруг, и описать все события на иностранном языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний облик прохожего, угадать, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.

  1.  Соноскоп.

Цель:формирование и совершенствование навыка употребления модальных конструкций типа: «Это должно быть...», «Это может быть...», «Конечно», «Вне сомнения, это...», «Я думаю, что...» и т. п.

Ход игры: преподаватель предлагает обучаемым отвернуться, а затем попеременно стучит по разным предметам (по книге, столу, руке, авторучке, часам и т. п.). Обучаемые должны угадать и назвать предмет, используя ту или иную модальную конструкцию или определенный тип высказывания.

  1.  Видящие пальцы.

Цель: формирование навыка использования в речи номинативных и описательных конструкций.

Ход игры: преподаватель предлагает обучаемым по очереди закрыть глаза и на ощупь угадать предметы, разложенные на столе и накрытые бумагой или салфеткой. Участники игры должны быть готовы повторить названия предметов, угаданных их товарищем, употребляя их в сочетании с глаголом прошедшего времени («Он назвал...», «Это было...», и т. д.). Можно также попросить обучаемых перечислить все предметы по цвету, форме, функциональному назначению и т. д., но без опоры на непосредственное их зрительное восприятие, на ощупь.

  1.  «Биография»  спичечного  коробка.

Цель:формирование навыков и умений оформления высказываний типа изложения или  повествования.

Ход игры : преподаватель предлагает обучаемым найти новое, неизвестное им в  хорошо знакомом  спичечном коробке  и пофантазировать относительно того, как его делали, подумать, сколько людей участвовало в «биографии» спичечного коробка,  — от  лесоруба до продавца магазина. Он просит обучаемых мысленно просле6дить эту «биографию» от начала до конца, называя все значимые события. Это позволяет обучаемым достаточно и  интересно поупражняться в употреблении однотипной конструкции, например формы глаголов в  страдательном залоге.

  1.  Стакан чая.

Цель: индивидуальный тренинг переключения в иноязычной речи с одной  грамматической конструкции на другую.

Ход игры: преподаватель предлагает взять воображаемый стакан с  горячим чаем и  постараться объяснить и описать на  иностранном  языке следующее:

1. зрительные воспоминания — внешний  вид стакана, цвет чая;

2. осязательные воспоминания — ребристое стекло, его гладкие грани;

3. температурные воспоминания — жар горячего стекла;

4. мышечно-двигательные воспоминания — вес стакана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакан, чтобы не уронить, и поддерживающих равновесие стакана, чтобы не расплескать чай;

5. обонятельные воспоминания — запах чая;

6. вкусовые воспоминания — вкус сладкого, горячего чая.

Обучаемым предлагается также взять другие вещи, имеющие сходные характеристики или качества, и описать свои ощущения.

  1.  Картина.

Цель: формирование навыков и умений  оформления описательных речевых высказываний.

Ход игры: обучаемые образуют кольцо. Репродукцию какой-либо картины (открытку, фотографию) пускают по кругу. После того, как она побывала в  руках у каждого два-три раза, её откладывают в сторону.

Вспоминая репродукцию, ученики должны в общем разговоре обсудить её сюжет, назвать основное событие, запечатлённое  художником; отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие; охарактеризовать людей, изображённых на картине; составить (рассказать) их биографии и предположить, как могут измениться их биографии под влиянием изображённого события

  1.  Играем в куклы.

Цель: формирование навыков оформление речевых высказываний в процессе взаимодействия в иноязычном общении.

Ход игры: для игры требуется несколько игрушек — кукол, медвежат, зайчиков.

Стулья составляются в круг, учащиеся садятся и передают друг другу игрушки (куклы).

Каждый обучаемый должен решить, кого представляет та или иная кукла. Роль куклы может также определить преподаватель. Каждого играющего можно снабдить программой общения. Обучаемым можно предложить общаться с куклами или между собой кукол.

  1.  Путешествия по улицам.

Цель: тренинг лексико-грамматического оформления высказываний назывного, описательного или пояснительного типа.

Ход игры: преподаватель предлагает обучаемым совершить мысленную прогулку по городу и описать ее, вспоминая и называя различные детали, характеризующие это путешествие.

  1.  Магазин готовой одежды. 

Цель: ситуативный тренинг лексико-грамматического оформления речевых высказываний во взаимодействии партнеров.

Ход игры: преподаватель просит обучаемых представить, что класс  - это магазин готового платья. Он распределяет между обучаемыми роли продавцов и покупателей и предлагает приступить к речевому общению. Продавцы должны умело предложить товар, а покупатели — долго и тщательно подбирать покупку. Преподаватель должен следить за тем, чтобы обучаемые общались только на иностранном языке.

  1.  Совместная работа.

Цель: тренинг лексико-грамматического оформления речевых высказываний на основе определенных лексико-семантических групп или ситуаций.

Ход игры: преподаватель предлагает выполнить групповые упражнения на действия с воображаемыми предметами.

  1.  Совместная работа в огороде(сбор клубники, уборка овощей).
  2.  Посещение почты. «Посетители» пишут письма, заклеивают конверты, наклеивают марки, упаковывают и отправляют заказные бандероли и письма. «Работники почты» принимают заказные письма, бандероли и посылки, продают конверты и марки, выдают письма до востребования.

Обучаемые называют действия, сообщают о том, что делают и что сделали (или делали) и, наконец, общаются на иностранном языке в воссоздаваемых ситуациях общения.

  1.  Котенок. 

Цель: тренинг лексико-грамматического оформления высказывай характеризующего и модально-оценочного характера.

Ход игры: обучаемые рассаживаются по кругу. Преподаватель предлагает им вообразить, что они держат в руках какое-нибудь животное, например котенка.

Обучаемые должны передавать воображаемого котенка по кругу, так, как если бы он был живым, используя при этом все известные виды памяти(т.е. они должны видеть котенка на экране внутреннего зрения, слышать его мякуание, ощущать пальцами, какой он теплый, пушистый, мягкий, легкий).

Обучаемым предлагается вспомнить все, что связано с этим живым существом в их памяти  - зрительной, осязательный, слуховой. Предавая котенка дальше, каждый обучаемый должен сказать, какого цвета шерстка у котенка, какие у него глаза и т. д.

  1.  Путешествие.

        Цель: формирование навыков и умений составления цельного монологического сообщения.

        Ход игры: каждому из обучаемых, сидящих в полукруге, преподаватель называет маршрут путешествия и дает три минуты на подготовку. Обучаемые должны подготовить свои «киноленты», рассказать о местах, где они никогда не бывали. Подготовившись, они описывают кадр за кадром. После нескольких фраз-кадров преподаватель останавливает обучаемого и просит следующего продолжить рассказ. Потом дает слово снова первому для продолжения, затем четвертому — для начала, третьему — для продолжения, снова первому для продолжения и т.д. в любом порядке. Рассказ должен состоять из 6-8 фраз-кадров. Когда все кадры описаны, учащимся дается несколько минут, чтобы востановить в памяти последовательность кадров в рассказе, и предлагается повторить любое из описанных путешествий.

Следует объяснить учащимся, что упражнение может выполнить правильно тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей и старался видеть как можно более конкретно, запечетлевал в памяти не только слова, но и свои видения.

Таким образом, в этом игровом упражнении тренируется непрерывность внутренних видений и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, причем тренируется не механическое запоминание слов, а описание чередующихся картин и распределение их по заданным «полочкам».

  1.  Событие на улице.

Цель: формирование навыков и умений составления лексико-грамматического оформления монологического высказывания.

Ход игры: индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдения за событиями. Для начала обучаемым предлагается наблюдать за ходом самых простейших событий. Преподаватель должен помочь в этом обучаемым, направлять это наблюдение, например, так:

Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр. Как вы думаете, что это за событие в его жизни? Уловите последовательность всех его действий, постарайтесь угадать ход его мыслей. Присмотритесь, как отражается его внутренняя жизнь в каждый данный момент на его поведении. Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это событие.

Разбор на уроке индивидуальных наблюдений обучаемого должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действительной речи-- он должен «видеть» то, о чем рассказывает, и как бы внедрять свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные и яркие. Так незаметно тренируется и составление речевого высказывания (сообщения, размышления, повествования).

  1. . Гости.

Цель: активизация средств лексико-грамматического оформления речевых высказываний в ситуациях группового общения.

Ход игры: преподаватель просит обучаемых подготовить стол к приходу гостей, ообщая при этом, по какому случаю собираются гости, где их будут принимать, кто должен прийти. Реальный стол накрывается воображаемой скатертью, на нем размещаются все воображаемые вещи: тарелки, ножи, вилки, салфетки. Затем нарезается хлеб, приносятся с кухни закуски и салаты. Эту работу выполняют члены семьи. Одному из них, хозяину, предлагается перепробовать все и оценить, сказать, хорошо ли все сделано, в меру ли посолено, а затем прокомментировать сделанное, посоветовать что-либо, если нужно.

В процессе выполнения этого игрового упражнения целесообразно организовать маленькую суматоху: пусть часть группы помогает готовить стол. Ведущий-- хозяин-- отдает распоряжения, советуется, помогает, объясняет, рассказывает  о тех людях, которые пожалуют в гости, обменивается новостями и т д. Игра заканчивается приходом гостей, которые садятся за стол и начинают групповую беседу. В ней перемежается общение на различные темы: прием пищи, события в жизни, обмен информацией и новостями и тд.

  1.  Своя вещь.

Цель: формирование навыков и умений лексико-грамматического оформления речевого высказывания типа описания.

Ход игры: преподаватель предлагает внимательно посмотреть на какую-нибудь вещь, пустить ее по кругу, а затем рассказать о ней, вспоминая, какой она формы, цвета, каковы ее особенности

  1.  Змейка.

Цель: формирование навыков лексико-грамматического оформления иноязычных     высказываний на основе их неоднократного повторения.

Ход игры: обучаемые идут по комнате змейкой, в затылок друг к другу, причём ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные участники игры повторяют его движения и по очереди комментируют свои действия.

По команде преподавателя ведущий переходит в хвост змейки, а второй в змейке становится новым ведущим.

Это упражнение не преследует цели полного речевого взаимодействия с партнёром, а лишь ориен6тировано на создание ситуаций спонтанного лексико-грамматического оформления наблюдаемых или совершаемых действий.

  1.  Перестановка мебели.

                Цель: формирование и активизация навыков употребления лексико-грамматических средств  в процессе группового общения.

                Ход игры: преподаватель просит обучаемых представить себе, что они находятся в комнате, сплошь заставленной мебелью: в ней два книжных шкафа, между ними пианино, диван, второй диван, два кресла, книжная полка с магнитофоном на верхней полке, большой письменный стол, много стульев, посреди комнаты круглый стол и ещё четыре стула. При этом надо разместить новые покупки – ещё одна книжная полка, телевизор, видеомагнитофон. Обучаемым предлагается прикинуть, какую надо сделать перестановку. Каждый должен представить на схеме (на доске) и чётко объяснить свой вариант перестановки мебели. После предложения всех вариантов перестановки предлагается найти или создать наиболее приемлемый вариант перестановки в процессе обсуждения, перебора вариантов и аргументации выбора обучаемыми.

  1.  Правда – неправда.

        Цель: формирование и активизация навыков и умений употребления средств лексико-грамматического оформления речевых высказываний в диалогической речи на основе спонтанной драматизации.

   Ход игры: тренируя умение обучаемого спонтанно включаться в любые обстоятельства и оправдывать их , преподаватель неожиданно задаёт обучаемому какой-нибудь вопрос. Обучаемый должен поддержать игру – ответить на вопрос и задать встречный.

 Готовность обучаемого должна быть такой, чтобы на любой вопрос он дал немедленный ответ, и так, как если бы он говорил чистую правду, используя известные ему средства лексико-грамматического оформления высказываний различного типа.

  1.  Важный гость.

Цель: формирование навыков и умений лексико-грамматического оформления речевых высказываний и диалоговой речи.

Ход игры: обучаемые должны представить себе, что они ждут в гости знаменитого зарубежного актёра.

Один из участников игры – иностранный актёр входит в комнату, здоровается со всеми по очереди, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить на иностранном языке. Все обучаемые задают ему разные вопросы о его планах, работе, семье и т. д., избегая их повторения. Актёр отвечает на них и сам задаёт вопросы окружающим. Каждый из обучаемых приглашает зарубежного гостя побывать у него дома, соответствующим образом стремясь заинтересовать его. Актёр должен выбрать только одно предложение и аргументировать свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Игра с кубиками (изучение и закрепление лексико-грамматических категорий, автоматизация звуков)

Учебный материал предназначен для занятий с детьми дошкольного возраста.В нем содержится материал для изготовления пособия "Кубики". С его помощью Вы сможете организовать с детьми такие игры, как:Назо...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

9 класс. Контрольная работа за 1-ю четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.

  9 класс. Контрольная работа за 1-ю четверть.  Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....

Игровое обучение - как средство формирования и развития лексико-грамматических знаний, умений и навыков.

В современном мире требуются учителя, педагоги, которые способны свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и те...