Статья. Проблемное обучение на уроках английского языка.
статья по английскому языку по теме

Александрова Мария Анатольевна

Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение

 «Чтобы совершенствовать ум,

надо больше размышлять,

чем заучивать»

Р.Декарт.

.

 Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Категории проблемного обучения

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

 Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации:

-  стимулирующая;

- обобучающая;

-  организующая;

- контролирующая.

Проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений.

 Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу

Проблема. (от греч. ргоblema – задача, задание). Это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта.

Проблемная задача. Это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Любая проблема берет свое начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности, так  как ученику известно, для чего говорить, о чем говорить  и неизвестно, как надо формулировать мысль, какие средства общения следует использовать.

Требования к созданию проблемных ситуаций

В решении обучающих и развивающих задач проблемного обучения центральным звеном является проблемная ситуация. От того, насколько удачно она создана, во многом зависит успех учебно-познавательного процесса. Необходимо:

  • создавать проблемные ситуации на реальном жизненном материале;
  • конструировать проблемную ситуацию таким образом, чтобы ее содержание соответствовало теоретическим знаниям учащихся.
  • проблемную ситуацию всегда строить на знакомом учебном материале, который ранее не анализировался.
  • проблемные ситуации обязательно опираются на имеющийся у учащихся определенный практический опыт.
  • Формулировать  вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и исключали всякую попытку отделаться заученным материалом и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, необходимых для правильного ответа на данный вопрос-проблему.

Применение активных методов обучения на уроках английского языка – способ реализации поставленной цели

Активные методы обучения (АМО) направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.

Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.

Приведу примеры АМО, которые можно использовать на уроках.

Учебная тематическая дискуссия

При обсуждении теоретических и практических проблем обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.

Дискуссия нуждается в хорошей организации, поэтому я заблаговременно составляю план ее проведения. В нем, как правило, намечаю:

– несколько узловых вопросов и блоки (по 3-4 дополнительных, частных вопроса к каждому узловому), с помощью которых охватывается основное содержание темы;

– вступление направленное на завязку дискуссии;

–основные аргументы и тезисы, которые будут главным ориентиром в ходе обсуждения;

– задания наиболее продвинутым учащимся для выполнения роли оппонентов по ряду ключевых позиций.

Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Метод “круглого стола”

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения.

 Метод “круглого стола”, как правило, используется  при встречах с носителями языка, с людьми, побывавшими в туристических поездках в разных странах. Для активного участия привлекаются учащихся к подготовке вопросов “круглого стола”. Учащиеся предлагают проблему для обсуждения, которая заранее доводится до приглашенных на “круглый стол” специалистов.

Деловая игра

Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую  занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Организация ДИ на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности как учителя, так и учеников.

Требования к  деловой игре:

-игра проводится в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников;

-учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний и  интересы;

-  доводятся  до сведения правила игры.

Деловая игра состоит из 3-х этапов: подготовка к игре (определение целей игры,  выработка правил игры, определение и распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся,  продумывание критериев оценки, методическое и материальное обеспечение игры, определение заданий на самоподготовку, расчет времени, теоретическая подготовка);  проведение деловой игры,  подведение итогов. 

"Интеллектуальный штурм"

Сущность метода "интеллектуальный штурм" (ИШ) заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. ИШ способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели.

При планировании "интеллектуального штурма"  необходимо соблюдать  следующие условия и правила:

-нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

- краткость и ясность выражения мысли участниками ИШ;

-недопустимость критических высказываний по поводу высказываемой точки зрения;

-недопустимость повтора сказанного другими участниками ИШ;

-нежелательность уклонения участников от предложения высказаться под предлогом того, что уже все сказано;

-стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;

-возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных ранее;

- тактичное и благожелательное ведение ИШ со стороны ведущего;

-желательно назначить ведущего ИШ, который хорошо разбирается в проблеме и пользуется авторитетом;

-гласность в показе идей получивших признание.

Для того, чтобы занятия в рамках метода "интеллектуального штурма" было успешным,  провожу его по этапам:

1-й этап - формулирование проблемы, которую необходимо решить, обосновываю задачи для поиска решения. Далее вместе с учащимися определяем условия коллективной работы, вырабатываем правила  поведения в процессе ИШ, и формируем рабочие группы по 3-5 чел и экспертную группу, в обязанности которой входит разработка критериев оценок и отбор наилучших идей;

2-й этап - тренировочная  разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа - помочь учащимся максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров (неловкости, стеснительности, боязни ошибок и т.п.).

3-й этап - мозговая атака-штурм поставленной проблемы. Каждой группе прикрепляется эксперт из числа учащихся, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.

4-й этап - оценка и отбор наилучших идей. Пока эксперты на основе установленных критериев отбирают идеи, рабочие группы отдыхают.

5-й этап - сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения, рекомендация лучших идей к внедрению. 

Итак,  метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ “книжных” знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира. 

Итак, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные  жизненные вопросы.


Библиографический список

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов.– СПб., 1999.
  2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997.
  3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999.
  7. Программно-методические материалы к УМК /Hotline/, Oxford University Press, М., 2000.
  8. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М., 1983
  9. Спасская Е.Б. Уроки английского языка. – СПб., 2000.
  10. Спиркин А.Г. В мире мудрых мыслей. – М.,1985
  11. Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка. - М.,1984.
  12. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.
  13. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

  Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

мастер-класс "Проблемное обучение на уроках английского языка"

Данный материал демонстрирует работу учителя по применению проблемного метода обучения на уроке. Приводятся примеры проблемного обучения чтению, грамматике, говорению....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...

Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы"

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образовани...