Использование современных педагогических технологий Аутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.
статья по английскому языку на тему

Ряховская Анастасия Алексеевна

Использование современных педагогических технологий

Аутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Ряховская, преподаватель английского языка

ГБОУ СПО Некрасовский колледж г. Санкт-Петербург

Использование современных педагогических технологий

Аутентичный видеофильм как средство формирования культурно-страноведческой компетенции учащихся.

Требования современного образования и необходимость обучения английскому языку как реальному и полноценному средству общения, побуждают преподавателя к поиску современных методов и средств обучения. В современном мире иностранный язык востребован как в практической, так и в интеллектуальной деятельности человека. Учебный процесс в области усвоения иностранных языков, призван решать задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся, позволяющей им успешно общаться на иностранном языке, используя разные виды речевой деятельности. Знания  иноязычной культуры, особенностей менталитета, речевого и невербального общения черпаются не только из письменных источников. Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание, а значит, и интерес учащихся к иностранному языку. В процессе обучения иностранному языку важное место занимают навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Новейшие технические средства обучения оказывают неоценимую помощь преподавателю в ходе формирования данных навыков.

Безусловно, сегодня в распоряжении преподавателя существует большое разнообразие компьютерных программ, различных учебных пособий. Но, несмотря на это, одной из трудностей обучения иностранному языку остаётся ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне учебного заведения. Современные технологии позволяют нам расширить рамки урока и приводят к необходимости использования новых форм обучения. Одной из таких форм является видеоурок.

Систематическое использование в учебном процессе аутентичных видеофильмов на иностранном языке открывает широкие возможности для «интенсификации учебного процесса и повышения его эффективности»[2, 34].

«Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка весьма трудно. Не менее важным считается приобщение учащихся к культурным ценностям  народа - носителям языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Использование видеофильмов помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в группе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления языкового материала»[1, 20].

Видеофильм облегчает понимание иноязычной речи, этому способствует видеоряд, создающий у учащихся представление о конкретной речевой ситуации в том или ином эпизоде фильма и помогающий снять трудности тематического характера. Конкретность речевых высказываний персонажей позволяет учащемуся воспринимать общий смысл происходящего на экране, даже если значителен процент незнакомой лексики. Поэтому видеофильм позволяет формировать у учащихся основные аудитивные умения – длительное слуховое восприятие иноязычного текста, фонематический слух, кратковременную и долговременную память, понимание и осмысление основного содержания текста.

«Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого из них и аудиторией в целом, влиять на объем долговременной памяти и прочность запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на школьников и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции учащихся»[1, 21].

Возросший уровень технического оснащения учебного процесса дает возможность учащимся из телепередач и видеофильмов получать самую актуальную культурно – страноведческую информацию, благодаря которой они могут быть в курсе всех новейших событий в странах изучаемого языка.

Видеофильм на уроке иностранного языка способствует созданию самого главного, на чем базируется осуществление коммуникативного метода обучения – коммуникативной ситуации. Видеофильм наглядно представляет речевую ситуацию в конкретных культурно-исторических условиях. «В видеофильме носитель языка предстает перед учащимися в полноте и своеобразии своего коммуникативного поведения. Специфические черты регионального произношения, особенности произношения мужчин и женщин, детей и стариков, то есть трудности, связанные с фонетическим оформлением фразы, практически непреодолимы для изучающих иностранный язык при восприятии аудиотекста. Но при просмотре видеофильма благодаря наглядной презентации конкретной речевой ситуации все эти трудности сравнительно легко преодолеваются учащимися. Динамический видеоряд способствует формированию аудитивных умений во вполне благоприятных и естественных для коммуникации условиях, которые создаются на учебном занятии с помощью видеофильма.

Речевое поведение индивида предполагает особенности общения:

- дистанцию между собеседниками;

- использование невербальных средств, характерных для данного этноса.

Данная информация социокультурного порядка ярко предстает перед учащимися – зрителями видеофильма и помогает им сформировать навыки и умения, необходимые для речевого взаимодействия с представителями страны изучаемого языка.

Она помогает освоению этикетной стороны речевого общения: лингвистических средств и речевых клишированных единиц, что способствует снятию психологического барьера и формированию умений адекватного поведения учащегося в новых коммуникативных условиях непосредственного общения с носителями языка.

Особую трудность при понимании поведения коммуникантов из страны изучаемого языка представляет формирование умения учитывать в общении особенности их менталитета. Менталитет – сложное понятие, включающее в себя такие категории как «склад ума», «мировосприятие», «мироощущение». Ментальные особенности проявляются и в общении, обуславливая образ и картину мира, характерную для данного этноса, систему его отражения и постижения, образ мышления и коммуникативного поведения. Видеофильмы, особенно художественные фильмы, позволяют наиболее эффективно знакомить учащихся с особенностями менталитета носителей изучаемого языка и их культуры, в которой менталитет находит свое яркое воплощение и проявление»[3, 9].

«Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире»[4, 25].

«Максимальное развитие коммуникативных способностей – вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения необходимо освоить и новые методы преподавания, направленные на развитие всех видов владения языком, и принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться»[4, 28].

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что аутентичный видеофильм лингвострановедческого содержания дает столько информации, сколько преподаватель не сможет дать за большое количество уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений, стимулирует мыслительную и речевую деятельность учащихся.

Видеофильм может стать источником лингвистической, культурно-страноведческой и социокультурной информации. Восприятие звучащего текста фильма на английском языке содействует подготовке учащихся к пониманию речи разных людей, содействует созданию естественной языковой среды на уроке и приобщению учащихся к культуре  и менталитету жителей страны изучаемого языка, то есть служит формированию культурно – страноведческой компетенции учащихся.

Литература

1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностр. Языки в школе. – 1999. -№3. – С. 20-21.

2. Верисокин Ю.И. Учебное кино на уроках английского языка // Иностр. Языки в школе. – 2000. -№5. – С. 34.

3. Смирнов И.Б. Аутентичный художественный фильм на уроке немецкого языка // Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004. – С. 9-10.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Slovo, 2008. – С. 25,28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Видеофильм как средство формирования культурно-страноведческого интереса у учащихся 10 -11 классов на уроках иностранного языка

Материал  будет  интересен  для  учителей  английского  языка,  которые  используют  видеофильм  на  уроках  иностранного  языка....

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках  английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....