Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
проект по английскому языку (6 класс)

Нечаева Марина Валерьевна

Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа исследования106 КБ
Microsoft Office document icon Брошюра124 КБ

Предварительный просмотр:

3. Практическое исследование.

3.1. Программа исследования.

Цель исследования:  изучение возможностей использования дополнительных материалов краеведческого характера  о селе Коптево Рассказовского района Тамбовской области на уроках иностранного языка.

Задачи:

  1. создание опыта формирования положительных мотивов учения с помощью дополнительных материалов краеведческого характера в 5-7 классах Коптевской основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А.Р. Посконкина;
  2. разработка конспектов уроков с использованием краеведческого материала;
  3. формирование  у учащихся культуры исследовательской деятельности;
  4. развитие познавательных интересов учащихся;
  5. воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Руководитель исследования: Терентьева Марина Валерьевна студентка  5 И курса Тамбовского педагогического колледжа им. К. Д. Ушинского ТГУ им. Г. Р. Державина.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение Коптевская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Р. Посконкина Рассказовского район, Тамбовской области.

        Участники исследования: 7 «А» класс (12 человек).

Сроки исследования: с 26 января по 22 февраля 2009 года.

Содержание исследования: отслеживание характера изменений в мотивации учебной деятельности учащихся исследуемого класса в результате введения в учебный процесс дополнительных материалов краеведческого характера.

Методы, используемые в организации эксперимента: наблюдение, опросные методы, логические методы (обобщение, сравнительный анализ).

Инструментарий: анкета, сообщения учащихся 7 А класса, тесты, карты Тамбовской области, конспекты уроков английского языка.

Этапы: подготовительный, основной, контрольный ( заключительный) .

  1. Описание исследования.
  1. Подготовительный этап.

-подготовка инструментария;

-изучение литературы;

-создание атмосферы взаимопонимания между участниками исследования

  1. Основной этап.

        28. 01. 09. Тест №1 с целью выявления стартового уровня знаний учащихся о родном крае (с. Коптево) (тест см. в приложении №1). Присутствовало 10 человек.

Критерии оценки:

Без ошибок- «5»

1 ошибка- «4»

2 ошибки- «3»

Более 3 ошибок- «2»

        Вывод: тестирование показало, что половина учащихся (50%)  плохо владеют материалом краеведческого характера, не знают историю родного края. Следовательно, необходимо проводить работу по изучению краеведческого материала на иностранном языке, совмещая её с основными темами учебника “English”- 7 под ред. В. П. Кузовлева

2.02.09. Анкетирование учителя  иностранного языка Коптевской основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А.Р. Посконкина Тетеревой Г. В.  с целью изучения возможностей использования краеведческого материала в урочное и внеурочное время (текст анкеты см. в приложении №2).

 Вывод:  учитель считает возможным использование краеведческого материала на уроках иностранного языка с целью совершенствования навыков чтения и говорения при наличии свободного времени.

6. 02.09. Анкетирование учащихся с целью выявление мотивов учения (текст анкеты и результаты см. в приложении №3). Присутствовало 11 человек.

Вывод: учащиеся осознают важность иностранного языка в современном обществе, но не видят возможности его применения в реальной жизни.

8.02.09:  использование материалов краеведческого характера (Geographical Position and History of  Koptevo Village)  на уроках иностранного языка, работая над темой “Do You Like Living in Your Country?” (15 мин.) (см. фрагмент конспекта урока в приложении № 4)

17.02.09:  использование материалов краеведческого характера ( Famous People of  Koptevo Village) на уроках иностранного языка, работая над темой “Do You Have an Example to Follow? ” (10 мин.) (см. фрагмент конспекта урока в приложении № 5)

Вывод: дополнительные материалы краеведческого характера совпали с основными темами уроков ( “Do You Like Living in Your Country?”, “Do You Have an Example to Follow? ”). Краеведческий материал позволил не только развивать интерес учащихся к изучению иностранного языка и воспитывать чувство гордости за свой край, но и расширил словарный запас учащихся, развил их навыки чтения и иноязычного общения.

17. 02.09. Тест №2 с целью выявления уровня знаний учащихся о родном крае по окончании исследования (тест см. приложение №1 ). Присутствовало 10 человек.

Критерии оценки:

Без ошибок- «5»

1 ошибка- «4»

2 ошибки- «3»

Более 3 ошибок- «2»

        Вывод: с тестом справились 8 человек из 10. Тест показал, что большинство учащихся значительно расширили свой кругозор, узнали много нового об истории родного края и эти знания могут легко применять на практике. Однако, 2 человека не смогли выполнить тест из-за того, что не усвоили материал и невнимательно слушали сообщения и доклады. Поэтому следует продолжить работу с данным материалом.

  1. Контрольный ( заключительный ) этап.

Выводы по исследованию: Стартовый уровень знаний учащихся о родном крае удовлетворительный. Дети не очень хорошо знакомы с культурой и историей своей малой Родины, мало знают о знаменитых людях, живших там. Учащиеся хотели бы изучать историю своего края на иностранном языке, но время не позволяет использовать материал краеведческого характера на уроках иностранного языка. Учителем отводится примерно 5% учебного времени для изучения родного края.

По окончании исследования учащиеся больше узнали о своём районе, деревне, их достопримечательностях. Использование краеведческого материала расширило знания и кругозор учащихся, так как появились новые мотивы к изучению иностранного языка. Дети владеют краеведческой информацией, и она помогает им в учёбе по другим предметам. Выросла активность и интерес к изучению своего края.

Также краеведческий компонент не только мотивирует учащихся, а так же используется для обучения всем видам речевой деятельности: чтению, говорению и общему развитию речи на иностранном языке, что является основной целью обучения иностранному языку.



Предварительный просмотр:

3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: 

  1. эмоционально-познавательный (1-4 классы);
  2.  познавательно-поисковый (5-7 классы);
  3. социально-личностный (8-11 классы).

Особенности каждого уровня

  • Методика изучения культуры младшими школьниками на уроках иностранного языка обусловлена их возрастной спецификой, что позволяет педагогу широко использовать народные сказки, музыку, декоративно-прикладное искусство, рассказывать о ярких исторических событиях края. На первых порах изучения иностранного языка краеведческая информация носит занимательный характер. Новые яркие впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний и способствует созданию положительной мотивации учения у младших школьников.
  • В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. Они склонны к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей событий, а наша история чрезвычайно богата ими. Проблемные ситуации, вопросы на размышление, сравнение и анализ помогают учащимся самостоятельно применять получаемые на занятиях знания. Так, большой интерес у подростков вызывает урок-защита собственных гипотез разгадки древних тайн, создание семейных видеофильмов о памятных местах родного города.

На этом этапе подключаются новые школьные предметы, что значительно расширяет круг использования краеведческого компонента на уроках иностранного языка.

  • В старшем подростковом возрасте наблюдается ориентация сознания на самого себя. Старшеклассникам присущ повышенный интерес к своей личности, процесс самопознания происходит порой бурно, в конфликтах с окружающими. Вот почему наиболее приемлемыми для них педагогическими методами являются диспуты, обсуждения, споры, дискуссии.

Старшеклассники могут побывать в музеях, научных библиотеках, государственных учреждениях и комитетах, собрав уникальный материал для своих рефератов и выступлений на иностранном языке.

На этом этапе можно разработать и провести экскурсии, микроэкскурсии  по своей местности, ролевую игру «Совет экскурсоводов», может быть организована и «заочная» экскурсия по родным местам.

Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать - воспитывать любовь к родным  местам, воспитывать духовную оседлость. 

                                 Лихачев Д.С.

Терентьева Марина Валерьевна студентка 5 курса Университета Российской Академии Образования

Использование дополнительного материала  краеведческого характера на уроках иностранного языка.

D:\Марина\01.gif

Москва,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье представлен материал о возможностях использования технологийй веб 2.0 в школе(работа на платформе WIKI)...

Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.

В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....