Главные вкладки

    Компьютерное тестирование как средство мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по иностранному языку
    статья по английскому языку на тему

    Яковлева Юлия Александровна

    Ежегодно ужесточаются условия проведения государственной итоговой аттестации, вносятся изменения и поправки. В 2020 году в связи с вступлением в силу новых образовательных стандартов экзамен по иностранным языкам станет обязательным. Звучит, как приговор. И учащимся, и родителям необходимо осознавать значимость подготовки к сдаче иностранного языка, ведь уровень ЕГЭ соответствует предпоследнему уровню общеевропейской шкалы языковой компетенции (The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment, CEFR или CEF) – Upper-Intermediate, в то время как уровень ОГЭ соответствует уровню, следующему после Elememtary, Pre-Intermediate. Многие специалисты считают подобный разрыв между уровнями ОГЭ и ЕГЭ преодолеть крайне сложно, и это серьезный недостаток школьной программы. В то же время, общеобразовательные учреждения, в случае наличия всех необходимых условий (кадровых, материально-технических, организационных, финансово-экономических и других), могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в тестовом режиме. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОАНО
    «МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»

    Факультет «Менеджмент в сфере образования»

    Программа «Управление образовательными системами на основании данных»

    Код курса: ЕЕА7

    Эссе по курсу: Основы педагогических измерений

    Тема: «Компьютерное тестирование как средство мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по иностранному языку»

    Слушатель: Яковлева Юлия Александровна        

    Преподаватель: Майоров Алексей Николаевич

    Дата регистрации: ______________

    Оценка: _______________________

    Москва
    2016/2018 учебный год


    Оглавление

    Введение        3

    Глава 1 Теоретические аспекты использования компьютерного тестирования для мониторинга качества учебных достижений..        6

    1.1.Уточнение основных понятий        6
    1.2.Преимущества, недостатки и пути преодоления трудностей, связанных с измерением качества учебных достижений учащихся средствами компьютерного тестирования        8

    Глава 2.Технология компьютерного тестирования как средство мониторинга учебных достижений учащихся по иностранному языку        12

    2.1. Тренажер по аудированию на базе программного комплекса MyTestXPro        12

    2.2. Оценка эффективности программного обеспечения для тренажера по аудированию как средства мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку        16

    Заключение        19

    Литература        20


    Введение

    На международной конференции ЕАОКО и CICED «Мониторинги, рейтинги, рэнкинги как инструменты управления качеством образования» И.Н. Кондратьева, М.Д. Матюшкина, Д.Д. Рубашкин в своем докладе подчеркнули ограничения существующей системы оценивания: система не обеспечивает регулярного мониторинга текущих результатов в ходе образовательного процесса, оценивание носит итоговый констатирующий характер, обратная связь «замыкается» через государственные органы управления образованием, результаты педагогических измерений не оказывают оперативного воздействия на образовательный процесс в конкретной школе, оцениваются непосредственно предметные результаты, а не общая обученность (компетентность) и функциональная грамотность учащихся, аттестационные процедуры жестко регламентированы и при этом недостаточно технологичны, так как проводятся в бумажной, а не в электронной форме»[1]. Исходя из личного опыта, можно добавить, что и система внутришкольного контроля зачастую не использует данные педагогических измерений для воздействия на образовательный процесс, предотвращения возникающих дефектов и затруднений учащихся и педагогов, либо использует крайне мало и не эффективно. Все исследования повторяются из года в год и в основном остаются на бумаге.

    Вместе с тем, ежегодно ужесточаются условия проведения государственной итоговой аттестации, вносятся изменения и поправки. В 2020 году в связи с вступлением в силу новых образовательных стандартов экзамен по иностранным языкам станет обязательным. Звучит, как приговор. И учащимся, и родителям необходимо осознавать значимость подготовки к сдаче иностранного языка, ведь уровень ЕГЭ соответствует предпоследнему уровню общеевропейской шкалы языковой компетенции (The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment, CEFR или CEF) – Upper-Intermediate, в то время как уровень ОГЭ соответствует уровню, следующему после Elememtary, Pre-Intermediate. Многие специалисты считают подобный разрыв между уровнями ОГЭ и ЕГЭ преодолеть крайне сложно, и это серьезный недостаток школьной программы. В то же время, общеобразовательные учреждения, в случае наличия всех необходимых условий (кадровых, материально-технических, организационных, финансово-экономических и других), могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в тестовом режиме.

    Анализ проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в 2017 году ГКУ ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования» показал, что наиболее «западающие» задания у учащихся – это задания по аудированию типа «Понимание основного содержания прослушанного текста» и «Полное понимание прослушанного текста».

    В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа в 2017 году создана рабочая группа из учителей иностранных языков, которая работает над созданием, апробацией и внедрением в практику использования тренажера по аудированию. Тренажер разработан на основе программного комплекса MyTestXPro и имеет целью  подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку. Школа является победителем конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2018 году по теме «Совершенствование навыков аудирования обучающихся на уроках иностранного языка (английского) средствами информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС общего образования» и является муниципальной инновационной площадкой.

    Апробация тренажера запланирована на 2018-2019 учебный год. Для реализации поставленных задач необходим качественный программный инструментарий для тренажера по аудированию, использование которого было бы эффективным для подготовки к государственной итоговой аттестации.

    Цель исследования: разработать требования к инструменту для оценки эффективности тренажера по аудированию как средства мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку.

    Задачи исследования:

    - уточнить понятия «качество учебных достижений», «мониторинг», «тесты учебных достижений», «компьютерное тестирование»;

    - выявить преимущества и недостатки и пути преодоления трудностей, связанных с измерением качества учебных достижений учащихся средствами компьютерного тестирования;

    - рассмотреть особенности тренажера по аудированию на базе программного комплекса MyTestXPro;

    - разработать требования к программному инструментарию для оценки эффективности тренажера по аудированию как средства мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку.

    Объектом исследования является компьютерное тестирование как средство подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку.

    Предметом исследования выступает процесс мониторинга качества учебных достижений посредством компьютерного тестирования при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку.


    Глава 1. Теоретические аспекты использования компьютерного тестирования для мониторинга качества учебных достижений

    1.1. Уточнение основных понятий

    Совершенствование системы российского образования сегодня тесно связано с уровнем развития компьютерных средств и технологий, которые позволяют  раскрыть проблему качества учебных достижений, способы их измерения, оценивания, отслеживания динамики в рамках индивидуальных образовательных траекторий учащихся (В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, А.В.Хуторский и др.).

    Актуальной остается проблема измерения качества учебных достижений, которые должны гарантировать выпускнику общеобразовательных учреждений успешную социализацию, карьерный рост и финансовую независимость. Таким образом, образовательные учреждения сегодня поставлены в такие условия, при которых совершенствование внутренних образовательных процессов просто необходимо.

    Исходным понятием в данном контексте является понятие «качество». В соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012 г., под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[2].

    О.Е. Лебедев под качеством образования понимает «совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, нужными для их развития»[3].

    Таким образом, сегодня система российского образования нуждается в создании таких методик, измерителей, средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся, которые бы готовили человека к самостоятельному выбору индивидуальной траектории развития в соответствии со своими возможностями и потребностями, обладающего рядом профессиональных компетенций, ответственно принимающего решения.

    Под качеством учебных достижений вслед за Корчинской Т.И. мы будем понимать «соответствие достигнутого уровня освоения теоретических знаний обучающегося (измеренного в процессе тестового контроля) в той или иной предметной области эталону или норме, а также степень соответствия характера, условий, содержания и результатов учебного заведения потребностям и ожиданиям различных социальных слоев современного общества» [9].

    С экономической точки зрения, с точки зрения управления образовательным процессом и измерения качества учебных достижений привлекательными оказываются тесты. Вслед за И.В. Беленковой, Д.В. Виноградовым, Е.В. Жигуновым, А.Н. Майоровым, Д.М. Поповым под тестом мы будем понимать инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

    В нашем исследовании мы будем рассматривать стандартизированные узкоориентированные тесты учебных достижений, направленные на освоение навыков аудирования при подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку, которые являются диагностическим и формирующим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной деятельности.

    В соответствии со спецификацией ЕГЭ по иностранным языкам[4] задания по аудированию включают следующие проверяемые элементы содержания: «Понимание основного содержания прослушанного текста», «Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации» и «Полное понимание прослушанного текста» и имеют 3 уровня сложности: базовый, повышенный и высокий (таблица 1). ОГЭ по иностранному языку включает в себя первые 2 проверяемых элемента содержания.

    В своем исследовании мы также будем использовать понятие мониторинга, посредством которого учитель получает информацию о результатах своей деятельности, вносит необходимые корректировки в образовательный процесс, а учащийся получает оценку своей работы и стимул для обучения.

    Таблица 1.

    Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2018 в разделе «Аудирование»

    по иностранным языкам

    Мониторинг (от латинского monitor – предостерегающий) – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решения, улучшающих образовательный и исследовательский процессы (И.В. Бесстужев-Лада, С.А. Горбатков, В.И. Слободчиков и др.).

    Значимым фактором оптимизации процесса обучения и компонентом оценки качества учебных достижений, на наш взгляд, является компьютерное тестирование, которое имеет стандартизированную процедуру проведения и представляет собой систему, состоящую из статистически проверенного комплекса заданий (в нашем случае это задания из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам  ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»), предназначенных для измерения качества учебных достижений учащихся посредством современных технических средств при подготовке к государственной итоговой аттестации по иностранным языкам.

    1.2 Преимущества, недостатки и пути преодоления трудностей, связанных с измерением качества учебных достижений учащихся средствами компьютерного тестирования

    На сегодняшний день, в соответствии с образовательной политикой России, необходимым фактором повышения объективности оценки качества подготовки учащихся является разработка и внедрение в практику использования методик компьютерного тестирования, накопление профессиональных банков тестовых заданий для общеобразовательных учреждений и использование качественных программных средств в учебном процессе.

    Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и применение основаны на мощной теории и подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями. По данным английской организации NEAB (Northen Examinations and Assessment Board), занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в 3 раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся [15].

    Большинство российских исследователей относятся к компьютерному тестированию как к средству измерения качества учебных достижений позитивно (А.С. Запесоцкий, Е.В. Коротаева, В.П. Симонов и др.), однако некоторые выделяют ряд объективных недостатков (И. Цатурова, В.В. Шрейдер и др.), в связи с которыми возникают не всегда преодолимые трудности в рамках традиционной системы обучения.  

    Несомненно, компьютерное тестирование имеет ряд достоинств, среди которых стоит отметить ускоренную автоматизированную обработку результатов, их более глубокий диагностический анализ, возможность управления содержанием теста, использования компьютерного тестирования для разных целей (формирующий, контролирующий тест и т.д.), проведения широкомасштабного тестирования, интеграции текстовой, звуковой информации, активизация саморегуляции и самоуправления учащихся, снижение субъективизма в обучении и контроле знаний, индивидуализация темпа и уровня процесса усвоения и закрепления учебного материала, привлекательность для учащихся, повышение их ИКТ-грамотности, учебной мотивации и т.д. Однако следует подробнее остановиться на недостатках компьютерного тестирования, с которыми мы столкнулись в своей практике, и способах их преодоления.

    Согласно исследованиям Г.В. Головишникова [6], компьютерное обеспечение существенно влияет как на содержание тестовых заданий (например, для использования тестов по аудированию необходимо наличие лингафонных кабинетов), так и на способ реализации информационно-педагогической модели тестирования (например, подключение ноутбуков к сети Интернет позволяет проводить тестирование онлайн). Однако часто недостаточная оснащенность образовательных учреждений препятствует освоению и применению компьютерного тестирования.

    В МАОУ СОШ № 2 г.Ноябрьска преподавание иностранного языка осуществляется в 10 кабинетах, с оборудованным рабочим местом учителя (компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки), в одном из кабинетов установлено лингафонное оборудование из расчета на 15 учащихся (ноутбуки, наушники с микрофоном). Проблема низкого оснащения кабинетов решается в настоящий момент за счет грантовой поддержки региона, благодаря которой в ближайшее время планируется оборудовать еще один лингафонный кабинет.

    По мнению В.П. Беспалько, не следует забывать, что для организации тестового контроля требуется создание обширных структурированных банков заданий, а разработка и ввод заданий в конкретную систему может занять у учителя огромное количество времени. В нашем образовательном учреждении данная проблема решалась за счет создания творческой группы преподавателей методического объединения учителей иностранных языков, выполнявших разные задачи проекта с последующим обменом результатами.

    К недостаткам компьютерного тестирования Н.В. Ялаева также относит относительно небольшой набор видов контрольных заданий, ограниченных возможностями программных средств [9]. А.Н. Майоров существенной трудностью считает нехватку готового инструментария и отсутствие ресурсных возможностей для его разработки.[5] При создании тренажера по аудированию нами был использован программный комплекс для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов – MyTestXPro, который состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer)  и позволяет создавать различные типы заданий, таких как: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод текста, перестановка букв, заполнение пропусков и другие. Однако при составлении тестов мы столкнулись с ограниченностью измерительной шкалы, предложенной программным продуктом (в задании на установление соответствия с лишним ответом), невозможностью отображения на экране монитора одновременно нескольких заданий на множественный выбор, относящихся к одному аудиофайлу, и другими. Данная проблема в настоящее время решается путем привлечения сторонних специалистов, которые разрабатывают программное обеспечение для тренажера по аудированию, ориентированного на устранение недостатков используемой версии программного продукта, имеющего возможность работать как online, так и offline, и обладающего статистическими параметрами, необходимыми для решения задач мониторинга качества учебных достижений учащихся и управления учебным процессом.

    Еще одной трудностью, по нашему мнению, влияющей на качество тестирования в целом, является различный уровень профессионализма педагогов и подготовленности учащихся. Данные проблемы решались путем составления подробных инструкций для пользователей, понятного интерфейса программного обеспечения и проведением мастер-классов для педагогов образовательного учреждения и города Ноябрьска в рамках работы инновационной площадки на базе образовательного учреждения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в компьютерное тестирование, несмотря на все трудности и недостатки, является перспективным в настоящее время и имеет особую значимость для решения проблемы мониторинга качества учебных достижений учащихся.

     

    Глава 2. Технология компьютерного тестирования как средство мониторинга учебных достижений учащихся по иностранному языку

    2.1. Тренажер по аудированию на базе программного комплекса MyTestXPro

            Банк заданий для компьютерного тестирования посредством разработанного нами тренажера подобран на основе открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам  ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Задания охватывают проверяемые элементы содержания в разделе «Аудирование»: «Понимание основного содержания прослушанного текста», «Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации» и «Полное понимание прослушанного текста» и имеют 3 уровня сложности: базовый, повышенный и высокий.

    Разработанные нами с использованием различных режимов и параметров тестирования варианты с заданиями в программном комплексе MyTestXPro позволяют организовать и проводить тестирование как с целью выявления уровня знаний по предмету, так и с обучающими целями. Банк заданий на сегодняшний день содержит 20 вариантов заданий по аудированию всех типов сложностей, что, на наш взгляд достаточно для проведения мониторинга качества учебных достижений учащихся.

    Стартовое окно модуля тестирования, предназначенного для использования учащимися (MyTestStudent) представлено на изображении 1.

    Изображение 1.

    В сформированных нами обучающих вариантах тестов ограничение по времени не установлено. Также нет ограничения в количестве прослушиваний аудиофайлов, что позволяет учащемуся выполнять задания в зависимости от степени своей подготовленности (изображение 2).

    Изображение 2.

    При составлении вариантов тестирования мы использовали типы заданий «установление соответствия» базового уровня сложности и «множественный выбор» повышенного и высокого уровней сложности.

    По окончании выполнения теста установлена функция краткого (изображение 3) и детального отчета о результатах тестирования.

    Изображение 3.

    Детальный отчет сохраняется в виде отдельного файла в базе данных тестирования и содержит подробное описание правильных и неправильных ответов, которые учащийся видит после выполнения всех заданий (изображения 4,5).

    Изображение 4.

    Изображение 5.

    Параметры тестирования, задания, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста, который создан при помощи модуля Редактор тестов (MyTestEditor) (изображение 6). В вариантах с заданиями, имеющими контролирующую функцию, в редакторе тестов в соответствии со спецификацией ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам установлено ограничение по времени выполнения заданий.

    Изображение 6.

    Тренажер по аудированию размещен на сайте МАОУ СОШ № 2 УИИЯ г.Ноябрьска, что позволяет пользователям самостоятельно организовать обучение онлайн. Кроме того, в классе возможна организация сетевого тестирования и тестирования без подключения к сети Интернет (что является очень полезным для школ, имеющих проблемы с качественным Интернет-соединением). При сетевом тестировании результаты учащихся автоматически передаются по сети в модуль Журнал тестирования (MyTestServer), либо могут быть загружены учителем в случае если тестирование проводилось в режиме offline (изображение 7).

    Изображение 7.

    http://mytest.klyaksa.net/wiki/images/1/12/Server_analiztab3.png

    Нами выбрана 4-хбальная система оценивания теста, привычная для учителей и учащихся. В кратком и детальном отчетах также указывается процент выполнения заданий. Анализ результатов тестирования по классу помогает учителю выяснить, какие задания вызывают трудности у учащихся и построить свою работу по коррекции имеющихся пробелов в знаниях.

    Таким образом, наглядная система мониторинга качества учебных достижений учащегося посредством компьютерного тестирования помогает учителю, ученику и родителям зафиксировать как продвижение вперед, так и диагностировать области возникновения трудностей у учащегося.

    2.2. Оценка эффективности программного обеспечения для тренажера по аудированию как средства мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку

    В настоящее время существует множество систем компьютерного тестирования, которые обладают как достоинствами, так и недостатками. На практике учителя сталкиваются с проблемой отсутствия универсальной системы компьютерного тестирования, которая бы была избавлена от недостатков и обладала бы достоинствами своих аналогов. На наш взгляд, если объединить достоинства разных систем тестирования в один программный продукт, который отвечал бы всем предъявляемым к нему требованиям, то получилась бы очень гибкая система с широким набором задач.

    Хотя программный комплекс MyTestXPro имеет широкий спектр возможностей, он удовлетворяет не всем нашим потребностям и имеет существенные недостатки, описанные в разделе 1.2. нашего исследования. Поэтому рабочей группой учителей иностранных языков МАОУ СОШ № 2 УИИЯ г.Ноябрьска принято решение о разработке собственного программного обеспечения для тренажера по аудированию, ориентированного на устранение недостатков используемой версии программного продукта, имеющего возможность работать как online, так и offline, и обладающего статистическими параметрами, необходимыми для решения задач мониторинга качества учебных достижений учащихся и управления учебным процессом, путем привлечения сторонних специалистов для его разработки. В настоящее время ведется работа по формированию технического задания для нового программного обеспечения, которое в дальнейшем могло бы быть использовано не только для создания тестов по аудированию в формате ОГЭ и ЕГЭ, но и по всем видам речевой деятельности на иностранном языке.

    В данном разделе нашего исследования мы постараемся разработать требования к инструменту для оценки эффективности тренажера по аудированию как средства мониторинга учебных достижений учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку.

    По нашему мнению, программный инструментарий для тренажера по аудированию должен отвечать следующим требованиям:

    - разграничение прав доступа к различным функциям и параметрам у разных пользователей (ученик, учитель, администратор), а также введение системы идентификации всех пользователей;

    - высокий уровень защищенности результатов тестирования от несанкционированного доступа, ограничение доступа посторонних к редактированию теста;

    - возможность работать в сетевом (онлайн) режиме и автономном режиме без наличия сети Интернет, а также возможность проведения тестирования одновременно у группы учащихся;

    - возможность создания различных типов заданий в неограниченном количестве и их компоновка по уровням сложности (базовый, повышенный, высокий) в соответствии со спецификацией ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам;

    - стандартизированная форма оценки с минимизированными погрешностями измерения и качественно отработанная измерительная шкала в соответствии со спецификацией ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам; возможность перевода «сырых» баллов в стандартные оценки в соответствии со шкалой перевода баллов ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам;

    - возможность создания виртуальных классов, регистрируемых учителем, и дистанционного проведения тестирования, возможность использования как учителем в классе, так и для самостоятельной работы учащегося дома;

    - реализация гибкой системы категорирования тестов для более удобного поиска нужного теста, контроль времени тестирования, возможность возврата к пропущенным вопросам;

    - возможность создания и ведения базы данных результатов тестирования;         

    - удобная система рейтингования, возможность соотнесения уровня достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем учебных достижений в классе, возможность ранжирования учащихся по их результатам тестирования;

    - органичное включение в общий учебно-образовательный процесс на любом его этапе; возможность использования для различных типов контроля знаний (предварительного, текущего, итогового), для отслеживания прогресса отдельного учащегося, достигнутого в ходе тестирования, для диагностирования затруднений как отдельного ученика, так и класса в целом;

    - удобство и легкость в создании и модификации тестов; подробные и ясные инструкции по использованию программного обеспечения с ориентацией на различную степень подготовленности пользователей;

    - возможность учащегося видеть свои результаты сразу по окончании выполнения теста и организовать самостоятельно свою работу по имеющимся затруднениям, самобоучение и самоконтроль;

    - качественный и детальный анализ результатов тестирования, детализированная информация о пробелах в знаниях учащихся, возможность проведения мониторинга качества учебных достижений учащихся, способствующего оказанию помощи преподавателю при принятии правильного решения о количестве детей, с которыми должна быть проведена индивидуальная работа или групповая консультация, а также об индикации повторного рассмотрения темы по предмету или формулировке утверждения о достигнутой той или иной цели обучения.

    - удобная форма представления результатов в табличном и графическом изображении, максимально доступная и понятная как учителю, так и учащимся.

            


    Заключение

    Таким образом, тестирование учебных достижений считается наиболее мощным, надежным и объективным методом при решении широкого спектра педагогических задач. Компьютерное тестирование позволяет педагогу проводить более глубокий диагностический анализ, и, на наш взгляд, именно оно в состоянии решить множество проблем педагогического диагностирования. Правильно подобранный инструментарий способствует дифференциации обучающихся, закрепляет их установку на самообразование, активизирует саморегуляцию и самоменеджмент обучающегося, способствует позитивным тенденциям в развитии личности, стремлениям улучшить имеющийся результат, уверенности в объективности оценки, что, в свою очередь, влечет за собой мотивацию для получения более высокого результата. Совокупность контролирующей, диагностической, развивающей, мотивационной и организационной функций компьютерного тестирования дает возможность рассматривать компьютерное те тестирование как эффективное средство измерения качества учебных достижений учащихся.

    К сожалению, часто на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, что успешно апробированное в режиме эксперимента программное обеспечение не приносит ожидаемого эффекта. Это может быть связано как с недостаточной подготовленностью педагогических кадров по методическим и технологическим вопросам использования программного обеспечения, так и отсутствием в достаточном количестве необходимого оборудования для реализации поставленных образовательных задач и т.д. Поэтому сегодня, на наш взгляд, требуется качественная перестройка всего образовательного процесса в образовательных учреждениях.

    Список используемой литературы

    1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.-192 с.

    2. Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг организации / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. - 1993. - № 8. - С. 29-35.

    3. Блауберг И.В. Проблемы целостности в марксистской философии. - М.: Высшая школа, 1963. - 98 с.

    4. Болотов, В.А. Как оценивать образовательные достижения школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Журнал руководителя управления образованием. –2014. –No1. –С. 30 –37.

    5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранному языку // Педагогические измерения. 2017. №3. С.95-118.

    6. Головишников К.В.Тестирование учащихся в режиме ON-LINE как вид сетевого сервиса / К.В. Головишников. - Минск: Колдик, 2005. - С. 2340.

    7. Горбатков С.А. Некоторые аспекты мониторинговых исследований / С.А. Горбатков, Е.И. Мухортова // Проблемы качества образования: материалы VIII всероссийской научно-методической конференции. - Уфа- Москва, 1998.-С. 82-85.

    8. Информационные  технологии в формировании внутренней системы оценки качества общего образования Фомина Н.Б., к.п.н.,  доцент кафедры профессионального развития педагогических работников института дополнительного образования московского городского педагогического университета // Материалы II заочной научно-практической конференции "Инновационный потенциал методической работы в муниципальной системе дошкольного образования". 24-28 апреля 2017 г. – URL - http://umckonf.chel-edu.ru/glavnaa/materialy-konferencii.

    9. Корчинская Т.И. Измерение качества учебных достижений учащихся средствами компьютерного тестирования // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Смоленский государственный университет. – 2008 г.

    10. Лебедев, О.Е. Оценивание образовательных достижений учащихся / О.Е. Лебедев // Народное образование. –2012. –No10. –С. 207 –216.

    11. Лебедев, О.Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. –2013. –No1. –С. 31 –39.

    12. Лебедев, О.Е. Управление образовательным процессом: как оценивать образовательные результаты / О.Е. Лебедев // Народное образование. –2014. –No1. –С. 101 –109.

    13. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Изд.-3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.

    14. Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности: тесты учебных достижений учащихся средней школы / А.Н. Майоров // Школьные технологии. -2000. -№ 1.-С. 96-131.

    15. Майоров А.Н. Основы педагогических измерений: учебное пособие / А.Н. Майоров. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

    16. Майоров А.Н. Теория и практика образовательного тестирования: учебное пособие / А.Н. Майоров. – М.: Логос, 2010. – 292 с.

    17. Мачинская С.В. Формирование системы оценки качества образования с использвоанием возможностей автоматизированных информационных систем. // Материалы II заочной научно-практической конференции "Инновационный потенциал методической работы в муниципальной системе дошкольного образования". 24-28 апреля 2017 г. – URL - http://umckonf.chel-edu.ru/glavnaa/materialy-konferencii.

    18. Новое в оценке образовательных результатов: междунар. аспект/[А. Литтл, М. Э. Локхед, В. Чайнапа и др.; пер. М. С. Добряковой]; под ред. А. Литтл, Э. Вулф; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М.: Просвещение, 2007.

    19. Пинская, М.А. Формирующий подход оценивания учебных достижений / М.А. Пинская // Журнал руководителя управления образованием.–2011.–I полугодие.–Ч. III. –С. 47 –56.

    20. Рябинина Л.А. О некоторых подходах к управлению качеством образования в школе на основе результатов мониторинга индивидуального прогресса учащихся. // Управление образованием: теория и практика. – 2013. - №2. – С.64-72.

    21. Фатеева С.И. Формирование муниципальной системы оценки качества образования // Журнал руководителя управления образованием.–2011.–II полугодие. – Ч. III.– С.25 – 40.

    22. Хуторской A.B. Эвристический потенциал дистанционного обучения // Школьные технологии. - 1999. - №5. - С. 236-247.

    23. Assessment for Learning : 10 principles : Research-based principles to guide classroom practice/Assessment Reform Group, 2002. - URL http://www.youblisher.com/p/119546-Assessment-for-Learning-10-Principles.

    24. Bredecamp S., Copple C. Developmentally appropriate practice in early childhood programs. NAEYC. Washington, 1997.

    25. Knowledge and skills for life. First results from PISA-2000. Executive summary. OECD, 2001.


    [1] Использование результатов мониторинга текущих образовательных результатов: от контроля качества к мерам по его обеспечению И.Н. Кондратьева, М.Д. Матюшкина, Д.Д. Рубашкин (Конференция ЕАОКО/CICED, 22.09.2017).

    [2] Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

    [3] О.Е. Лебедев. Управление образовательными системами. Учебно-методический комплект: учеб.пособие / авт.-сост. О.Е. Лебедев. – М.: Логос, 2012.

    [4] Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по иностранным языкам // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений», URL - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

    [5] Майоров А.Н. Основы педагогических измерений: учебное пособие / А.Н. Майоров. – М.: Логос, 2010. – 264 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

            Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

    Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

            Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

    Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

    Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

    Образовательная программа учебного курса подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

    Данная программа поможет правильно спланировать этапы подготовки е итоговой аттестации учащихся в 9 классе...

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИДанная информация помогает учащимся организовать своё время, справиться с волнением....

    Подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по английскому языку

          Рекомендуемое пособие является сборником материалов для подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации учащихся в 9 классе (ОГЭ)....