Языковая компетенция
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Рассмотрены этапы формирования лексических и грамматических навыков, формирующих языковую компеенцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2
Выступление
на ШМО
на тему
" Формирование языковой компетенции на урока английского языка "
выполнил: учитель английского языка
Квасова Е.В.
Методический компонент содержания развития языковой компетенции включает обучение использованию правильных языковых (лексико-грамматических единиц) для определенной коммуникативной ситуации. Рассмотрим работу на лексическим составляющим речи
Для этого используются необходимые разъяснения, памятки, инструкции по использованию печатных словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволят обучающимся работать над профессионально-ориентированной лексикой самостоятельно и независимо от внешних условий.
В научной литературе принято рассматривать лексику как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе свои свойств, входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда).
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Через лексику реализуется принцип необходимости самовыражения личности в процессе коммуникации. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя.
Основные этапы работы над лексическим материалом.
- ознакомление, закрепление (тренировка), и развитие (практика)
Всё перечисленные этапы работы над лексикой представляют собой единое целое, и вычленение каждой из них проводится в чисто методических целях, для того чтобы предусмотреть основные трудности в упражнениях.
1. ознакомление с новой лексикой (усвоение звуко-графико-моторного образа нового слова, семантизация - установление связи между формой слова (слуховым и графическим образом) и его значением);
Семантизация – процесс раскрытия значения слова. Выбор способа семантизации в каждом отдельном случае определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности. В методике существуют беспереводной и переводной способ семантизации. Беспереводной: демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков, и т.д. Раскрытие значений слов на иностранном языке с использованием дефиниции (определения), перечисления, с помощью синонимов или антонимов, на основе контекстуальной догадки, с помощью определения значения слова на основе его внутренней формы Переводной: перевод соответствующим эквивалентом родного языка, перевод-толкование (сведения о совпадении или расхождениях в объеме значения с родным языком).
2. Тренировка при формировании лексических навыков имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение.
Новая лексика сначала предъявляется в окружении знакомой и на усвоенном грамматическом материале.
Здесь могут быть следующие упражнения: на обобщение, сравнение (определите на слух/найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме \синонимическому ряду), на логическое понимание- сгруппируйте слова по указанному преподавателем признаку, смысловая догадка.
Подстановочные упражнения - переход к связным высказываниям
- закончите словосочетание/предложение
- дополните словосочетание/предложение
- скомбинируйте предложение
3. развитие (практика в употреблении лексических навыков и умений в разных формах устного и письменного общения), предполагает большую творческую деятельность обучающихся.
Для формирования лексической компетенции разработан и успешно применяется целый ряд упражнений коммуникативной направленности. Эти упражнения разработаны специально для учебных условий и ориентированы на формирование речевых автоматизмов во владении иностранном языком.
В отечественной методике существует следующая классификация упражнений для развития коммуникативных умений, предложенная Е.И. Пассовым:
имитативные,
подстановочные,
трансформационные
и репродуктивные.
В имитативных упражнениях речевой материал повторяется без изменений.
В подстановочных упражнениях чаще закрепляют какую-либо грамматическую форму с подстановкой лексических единиц.
В трансформационных упражнениях обучающиеся трансформируют реплику собеседника, изменяя порядок слов, форму глагола, число существительного и т.д.
Наиболее сложными являются репродуктивные упражнения, в которых предполагается использование тех грамматических форм и лексических единиц, которые были усвоены в предыдущих упражнениях.
Результатом освоения лексики должно быть мгновенное извлечение их из памяти и правильное воспроизведение в громкой речи с соблюдением всех норм (произносительных, грамматических, сочетательных, орфографических для письменной речи) употребления.
Этапы работы над грамматикой те же, что и над лексикой.
На этапе ознакомления учителю следует продумывать структуру процесса предъявления новой грамматики. Она должна включать:
1)подготовку к восприятию,
2)предполагать наличие микро\текста, на основе которого предъявляется новое грамматическое явление
3) таблицы, схемы, рисунки, отражающие форму явления, а также его функцию и значение
4) комментарий особенностей употребления
В старших классах предлагать вывести правило самим (индукция). Выбор зависит от сложности самого грамматического явления. Когда аналогия в русском отсутствует - дедукция
Упражнения на закрепление новой грамматики должны быть на:
- знакомом лексическом материале
- сопровождаться чёткой установкой учителя
- уводить от механистических приёмов
Методическая последовательность упражнений та же, что и при работе над лексикой:
1. идентификация
2. выбор
3. сравнение
4. соотнесение
5. сортировка\группировка
6. ранжирование
7. комбинирование
8. трансформация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций
Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192840-1359624659.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. ее решение обусловлено ря...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/21/picture-137163-1655825968.jpg)
« Развитие языковой компетенции учащихся на уроках английского языка через проектную методику»
Метод проектов позволяет мотивировать моих учеников на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний. Эту методику я успешно практикую на протяжен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-195950-1365102781.jpg)
Формирование языковой компетенции на уроках английского языка
В статье рассматривается система работы с пособием "Звуковая мозаика" по формированию языковой компетенции на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185919-1358872773.jpg)
Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся
В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-81452-1614185426.jpg)
Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-798846-1473695903.jpg)
Статья "Летние языковые школы как эффективное направление совершенствования языковой компетенции учащихся"
Статья об одном из самых эффективных тутей совершенствования английского языка, позволяющих учащимся совершенствовать языковые навыки и познавать культуры страны изучаемого языка....