«Современные требования к анализу урока (в соответствии с ФГОС)»
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Миннахметова Земфира Мухаррамовна

Выступление на августовской секции учителей иностранных языков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тлякеевская ООШ»

Актанышского муниципального района РТ

Выступление на августовской секции

учителей иностранных языков

на тему:

«Современные требования к анализу урока

(в соответствии с ФГОС)»

                                             Учитель иностранного языка

Миннахметова Земфира Мухаррамовна

с.Тлякеево, 2018г.

        Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. А значит, появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения. Если раньше главной задачей было «напичкать знаниями», теперь необходимо организовать «их добычу». Поэтому на первое место «выходит» системно-деятельностный подход. Усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и со сверстниками. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты.

2. Личностные результаты, такие как:

- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

- социализацию;

- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.

Основное назначение иностранного языка по новым ФГОС это:

- Формирование коммуникативной компетенции, то есть способности  и готовности учащихся осуществлять  иноязычное  межличностное и межкультурное общение с носителем языка;

- Воспитание и развитие личности школьника  средствами языка;

 Обучение ИЯ на современном уроке нацелено на комплексную реализацию личностно-ориентированного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному языку.

Методические принципы урока:

- Субъективизация (ученик является активным участником образовательного процесса);

- Метапредметность (на уроке ин. языка учащиеся используют знания. полученные на других уроках);

- Деятельностный подход (процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом);

- Коммуникативность (коммуникативность –язык – речь  неразрывные понятия);

- Рефлексивность (учащиеся сами анализируют свою деятельность в ходе урока);  

- Импровизированность (учитель должен уметь изменить задание, поменять что-то по ходу урока, что бы достичь поставленных целей, если учащиеся не справляются);

Основные типы уроков (по ФГОС)

- Урок открытия новых знаний – это (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

- Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

- Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

- Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыкам.

Результативность уроков разных типов

- Урок первичного предъявления новых знаний.

Результативность урока. Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

- Урок формирования первоначальных предметных умений.

Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

- Урок применения предметных умений.

Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

- Урок обобщения и систематизации.

Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

- Урок контроля, оценки и коррекции знаний : Результаты контрольной или самостоятельной работы. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок учащимися.

Анализ урока - это основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого-педагогических и методических возможностях учителя,
это средство изучения и обобщения педагогического опыта,часть научно-методического исследования.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:

1.  Особенности темы;

2.  Возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке;

3.  Состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;

4.   Индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы анализа и самоанализа урока:

1)  краткий (оценочный);

2) структурный (поэтапный);

3)  системный;

4)  полный;

5) структурно-временной;

6) комбинированный;

7) психологический;

8) Дидактический;

9)  аспектный;

10)  комплексный.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Особенности анализа некоторых  этапов урока ИЯ:

В обучении чтению рационально решались две задачи: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое (да / нет). Использовались разнообразные приемы задания и упражнения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах (да / нет).

Методически правильно решены задачи каждого этапа работы над текстом (да / нет).

Контроль понимания был осуществлен с помощью рациональных методических приемов (да / нет). Удачно ли использован текст как база для развития устной речи, что целесообразно на данной ступени обучения (да / нет).

В обучении письму используются разнообразные приемы и задания, правильность использования приемов и заданий; в соответствии с целью обучения (письменного пересказа, сочинения, расширения реплик в диалоге, написания письма, аннотации; перевода, составления плана с последующим реферированием, выборки наиболее значимых предложений, составления конспекта в процессе чтения на основе плана, тезисов, ключевых слов и словосочетаний)

В обучении аудированию учитель достиг / не достиг поставленной цели.

Работа с аудиотекстом осуществлялась в соответствии с методически обоснованными этапами (да / нет).

Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста: снял языковые трудности (да / нет), учил языковой догадке (да / нет), поставил целевое задание, стимуирующее интерес к восприятию (да / нет).

Удачно использовалась наглядность и языковые опоры (да / нет).

Учащиеся детально / (в основном) поняли текст (да / нет).

В обучении говорению был умело подобран речевой материал (да / нет): речевые ситуации, диалог-образец, текст (устный, письменный).

Учитель умело организовал помощь учащимся в построении диалогических / монологических высказываний, используя различные виды опор (план, логико-синтаксическую схему, ключевые слова, зачин и концовку и др.) (да / нет). 

Уровни проведения урока:

Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися

Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока

Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

Самоанализ урока:

1.Характеристика класса

2. Место урока в изучаемой теме

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в

дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока

5. Как был построен урок в соответствии с планом

6. Структурный аспект самоанализа урока

7. Функциональный аспект

8. Аспект оценки конечного результата урока

Так что же такое современный урок в рамках ФГОС?

        Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.

Что главное в современном уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.  Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи.

Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа урока (в соответствии с ФГОС ООО)

Примерная схема анализа урока (в соответствии с ФГОС ООО)...

План анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС

Данная разработка предусматривает Ведущие аспекты анализа урока и Содержание наблюдения...

Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС

Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предлагается параметры анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС "Басня как литературный жанр"...

Анализ урока в соответствие с требованиями ФГОС

Анализ урока в соответствие с требованиями ФГОС в 4 В классе (класс коррекции)...