Элективный курс "Диалог культур"
элективный курс по английскому языку на тему

Стефанова Евгения Николаевна

Элективный курс "Диалог культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Курс  « Диалог  двух  культур»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

             Данный курс направлен на

·        развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования;

·        художественно-эстетическое развитие и изучение  английского языка и культуры Великобритании;

·        удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников в освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении.

 

       Курс рассчитан на два года обучения в 8-9 классах. В курсе выделяется 34 страноведческих темы. При работе над каждой из тем учащиеся:

·        выполняют познавательно-поисковые страноведческие задания;

·        слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении;

·        выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с отчетами о результатах работы по ним;

·        оценивают вместе с учителем качество своей работы, сравнивая культуру Великобритании и России.

 

          Данный курс предполагает интенсивное использование англоязычных сайтов сети Интернет по страноведческой тематике.

 Программа  составлена  на  основе  приложения  к  газете  « Первое  сентября».  Серия «Английский  язык», выпуск 31. Москва « Чистые  пруды», 2010г.

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

 

1. Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.

2. Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке, билингвальные умения представлять свою страну в англоязычной среде.

3. Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.

4. Развить умения использовать английский язык как средство   образования и самообразования при изучении других культур.

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 ПО ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО КУРСА.

 

        По окончании элективного курса «Страноведение Великобритании» учащиеся должны продемонстрировать:

 

А. Билингвальную страноведческую осведомленность о Великобритании, ее известных личностях, о политической системе и образовании, о культуре страны,  обычаях и традициях.

 

Б. Бикультурные умения:

·        работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках;

·        собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, аудировании или говорении и письме на английском языке;

·        подготавливать страноведческие файлы, «досье» при сборе и систематизации фактов культуры;

·        готовить устные выступления по страноведческой тематике (как на английском, так и на русском языках);

·        участвовать в обсуждении на английском языке страноведческих аспектов жизни людей в Великобритании и России;

·        выполнять страноведческие проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.

 

В. Социокультурные способности:

·        социокультурную любознательность (при работе с письменными и устными источниками страноведческой информации);

·        социокультурную наблюдательность (при чтении и аудировании иноязычного материала);

·         (при обсуждении различных аспектов жизни в Великобритании, России и других странах на английском и русском языках

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

10класс

I. Страна и люди.

 

1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Географическое положение. Климат.

2. Англия. Лондон. Сити - финансовый и деловой центр города. Достопримечательности Лондона.

3. Шотландия и шотландцы. Национальные особенности и традиции.

4. Уэльс. Северная Ирландия. Сравнительный анализ стран.

 

II. Правительство.

 

1. Британская монархия сегодня. Титулы. Аристократия.

2. Британский парламент. Палата общин. Палата лордов. Кабинет. Люди, которые правят в Британии.

3. Политические партии: консервативная и лейбористская. Газеты. Флит стрит. Телевидение и радио. ВВС.

 

              III. Образование.

 

1. Школьное образование. Виды школ: общественные, грамматические, частные и др.

2. Школьная жизнь. Английская молодежь сегодня. Правила для учащихся. Молодежная субкультура.

3. Колледжи и университеты. Оксфорд – золотое сердце Британии. Кембридж – прошлое и настоящее.

 

11класс.

 

IV. Культура.

 

1. Культурная жизнь Британии. Литература, известные писатели. Картинные галереи, музеи.

2. Достопримечательности. Архитектурные особенности. Памятники культуры и истории.

3. Музыка и музыканты. Классическая и современная музыка.

4. Легенды. Король Артур. Робин Гуд.

 

 

V. Обычаи и традиции.

 

1. Праздники и традиции. Национальные эмблемы. Выходные в Британии.

2. Любимые занятия. Садоводство. Нация любителей животных. Клубы – особенность Британии.

3. Английская кухня. Традиционные блюда. Английский чай. Манеры за столом.

 

 

VI. Спорт и отдых.

 

1. Национальные виды спорта: футбол (профессиональный и любительский), крикет, гольф. Спортсмены.

2. Уимблдон – необычный клуб. Теннис: вчера и сегодня.

3. Гонки. Пробег машин-ветеранов. Соревнования на лодках: традиции и мода.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ

 

10ласс.

Тема 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Цель: Расширение знаний учащихся о стране

Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи.

 

Тема 2. Англия. Лондон. Сити.

Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии                 Великобритании.

 Задачи: Совершенствование умений работать со справочной страноведческой                         литературой на англ. языке.                                                                             

             Оборудование: Видео.

Ход занятия: Просмотр видеофильма. Практика в чтении и аудировании.

 

Тема 3. Шотландия и шотландцы.

Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.

Задачи: Собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую               информацию на английском языке;

             Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». 

             Музыкальные

             записи.      

Ход занятия: Заочная экскурсия в Шотландию.

 

Тема 4. Уэльс. Северная Ирландия.

Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.

             Задачи: Развитие навыков выполнять страноведческие проекты (в том числе с         использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.

Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».

Ход занятия: Поисково – исследовательская работа в группах. Викторина «Знаете ли вы Соединенное Королевство?». Защита проектов.

 

Тема 5. Британская монархия сегодня.

Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.

Задачи: Формирование навыков подготавливать страноведческие файлы.

Оборудование: Вырезки из газет и журналов.

Ход занятия: Лекция. Практика в чтении.

 

Тема 6. Британский парламент.

         Цель: Обогатить школьников знаниями об образе жизни людей в современном британском обществе.

Задачи: Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования.

Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».

Ход занятия: Лекция. Поисково – исследовательская работа в группах.

 

Тема 7. Политические партии. Газеты. ТВ и радио.

Цель: Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке

Задачи: Развитие способностей учащихся а) использовать английский язык как средство образования и самообразования; б) участвовать в обсуждении на английском языке страноведческих аспектов жизни людей в Великобритании

Оборудование: Образцы Британской прессы. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».

Ход занятия: Круглый стол: политические партии Великобритании. Чтение текстов. Защита проектов.

 

Тема 8. Школьное образование.

Цель: Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.

Задачи: Развитие навыков диалогической речи.

Оборудование: Эпизоды школьной жизни из английской литературы.

Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в диалогической речи.

 

Тема 9. Школьная жизнь. Английская молодежь сегодня.

         Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.

Задачи: Собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию на английском языке.

Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Вырезки из газет и журналов.

Ход занятия: Практика в чтении.

 

Тема 10. Колледжи и университеты.

         Цель: Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.

 Задачи: Развитие способностей учащихся собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, письме на английском языке.

Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Видео.

Ход занятия: Практика в чтении и письме. КВН между командами Оксфорда и Кембриджа.

 

 

11класс.

 

Тема 1. Культурная жизнь Британии.

Цель: Художественно-эстетическое развитие при изучении английского языка и культуры Великобритании.

Задачи: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа.

Оборудование: Книги британских авторов. Репродукции картин.

Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи. Защита проектов. Конкурс чтецов английской поэзии.

 

Тема 2. Достопримечательности.

 Цель: Художественно-эстетическое развитие при изучении английского языка и культуры Великобритании.

Задачи: Развитие навыков собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при аудировании и говорении на английском языке.

Оборудование: Видео. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».

Ход занятия: Просмотр видеофильма.

 

Тема 3. Музыка и музыканты.

 Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.

Задачи: Развитие у учащихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.

Оборудование: Музыкальные записи.

Ход занятия: Прослушивание и разучивание английских песен.

 

Тема 4. Легенды.

Цель:  Формирование интереса к культуре Великобритании.

Задачи: Развитие навыков составления страноведческих файлов.

Оборудование: Легенды о Короле Артуре, Робин Гуде, Чудовище Лох Несс.

Ход занятия: Практика в чтении, обсуждение.

 

Тема 5. Праздники и традиции.

Цель: Обогатить школьников знаниями о культурном наследии Великобритании, образе жизни людей в современном британском обществе.

Задачи: Развитие навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.

Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Рисунки.

Ход занятия: Поисково – исследовательская работа в группах. Практика в чтении и устной речи.

 

Тема 6. Любимые занятия.

 Цель: Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.

Задачи: Развитие навыков готовить устные выступления по страноведческой тематике.

Оборудование: Рисунки. Вырезки из газет и журналов.

Ход занятия: Беседа за круглым столом «Любимые занятия».

 

Тема 7.Английская кухня.

 Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.

Задачи: Развитие навыков собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, говорении и письме на английском языке.

Оборудование: Рецепты английской кухни.

Ход занятия: Практика в чтении и переводе. Праздник «Английское чаепитие».

 

Тема 8. Национальные виды спорта.

 Цель: Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования.

Задачи: Развитие навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.

Оборудование: Картинки, вырезки из прессы.

Ход занятия: Знакомство с правилами игры в гольф, крикет. Соревнование по крикету.

 

Тема 9. Уимблдон – необычный клуб.

 Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.

Задачи: Развитие навыков информативного чтения.

Оборудование: Картинки, вырезки из прессы.

Ход занятия: Практика в чтении.

 

Тема 10. Гонки.

Цель: Обогатить представления школьников о спортивной жизни Великобритании.

Задачи: Совершенствование навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.

Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».

Ход занятия: Лекция.

 

  

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин, М. Просвещение, 1999-2002.

2. В.В. Бурлакова «Великобритания. Физическая и экономическая география», М. Просвещение, 1977.

3. «О Британии вкратце». Сост. В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение, 1993.

4. Ф.М. Рожкова «Пояснительные тексты к альбому «По странам изучаемого языка» под ред. Ю.Ф. Гурьевой». М. Просвещение,1989.

5. И.А. Тенсон, Г.А. Войтова «Обычаи и традиции в Великобритании и Соединенных Штатах», М. «Международные отношения», 1978.

6. Сафонова В., Кузьмина Л., Смирнова Е. «Британская литература и культура», М. 1997.

 7.Сафонова В. «Пособие по культуроведению Великобритании» М.Еврошкола, 2004

  

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

http://www.royal.gov.uk.1. Сайт британской монархии –

http://www/center.fio.ru./som/items.asp?id=10001125 (Подборка интервью известных личностей).2. Сайт

http://www.forum.entertainment.iehttp://www.news.bbc.co.uk3. Сайты (Контакт со сверстниками по обсуждению вопросов, которые волнуют молодежь).

http://www.iearn.orghttp://www.kidlink.org4. Сайты (Участие в проектах).

http://www.iecc.orghttp://www.stolaf.edu./network/iecc5. Сайты (Организация переписки).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Элективный курс " Культура Здоровья" 4,5 класс

Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на дете...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Презентация элективный курс " культура здоровья"

Элективный курс « Культура здоровья» Направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на...

Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»

Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов...

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

программа элективного курса "Культура взаимоотношений"

Данный курс может проводиться на классных часах. Был апробирован в течение 2 лет для обучающихся 8 классов.Данная апробация показала, что курс очень актуален для учеников 8-9 класс, и ребята ходили на...