Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по английскому языку 4 класс
рабочая программа по английскому языку на тему

Мурзаханова Татьяна Александровна
Данная адаптированная программа по английскому языку для 4 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования по иностранному языку.
2 Примерная программа начального общего образования по иностранному языку.
3 Рабочие программы. Английский язык. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева,
Н.М.Лапа, Э.Ш. Перегудовой. Москва «Просвещение» 2014 .
Авторы – В.П.Кузовлев и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit.zapiska_4_kl._adapt_rab_progr_ovz_.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

            Атанова И.И.,

        Мурзаханова Т.А.,        

                                                                                                    учителя английского языка

                                                                                         ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево

                                                                                                 e-mail: ir.atanova@yandex.ru

                                                                                                                 zkn743@yandex.ru

Психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся с ОВЗ

на примере пояснительной записки к адаптированной рабочей программе по английскому языку в 4-х классах

Пояснительная записка

Данная адаптированная программа по английскому языку для  4 класса составлена на основе следующих нормативных  документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по иностранному языку.
      2. Примерная программа начального общего образования  по иностранному языку.
      3. Рабочие программы. Английский язык. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа, Э.Ш. Перегудовой. Москва «Просвещение»  2014 .
Авторы – В.П.Кузовлев и др.
       4. Учебный план  ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево на 2016 – 2017 уч. год.

Рабочая учебная программа по английскому языку для детей с ОВЗ адаптирована к обучению младших школьников английскому языку на основе линии   УМК «Мир английского языка» авторов В.П. Кузовлев и др.  Москва  «Просвещение»  2013год.  При обучении детей с ОВЗ английскому языку в 4 классе  отводится  2 часа в неделю, 68 часов за учебный год и ставятся те же задачи, что и в массовой школе.
Курс адаптированной программы обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует самореализации и раскрытию личностного потенциала детей с нарушением интеллекта, готовит обучаемых к реальному общению на иностранном языке на базовом уровне, способствует их социализации в процессе общения.

Адаптированная образовательная программа предназначена для того, чтобы:

•        предоставить возможности обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

•        реализовать цели и задачи образования обучающихся с ОВЗ, независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

•        предоставить возможность социализации в процессе изучения иностранного языка.

В данной программе предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов деятельности обучаемых. Содержание  данной рабочей программы имеет свои особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, возрастными психофизиологическими особенностями обучаемых. На этой ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения, увеличивается объём использования языка и речевых средств, улучшается практическое владение языком, возрастает степень самостоятельности его использования.

 Цель дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

В процессе обучения в 4 классе важно реализовать следующие задачи учебного курса:

 Развить:

речевую компетенцию –  совершенствовать коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковую компетенцию – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурную компетенцию – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка,

 формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторную компетенцию – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательную компетенцию – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;  их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

Внесённые изменения в программу и их обоснование 

В 4-х классах обучаются 2 учащихся с ОВЗ, точнее с задержкой психического развития. Данные учащиеся имеют кратковременную память, рассеянное внимание, незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, трудности  усвоения лексико-грамматических конструкций, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, в вялости, апатичности. Обучаемость у них значительно снижена. Поэтому основной целью ставится  не практическое  овладение языком,  а общее развитие детей. На первое место выходит задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский   язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского  языка учащиеся с ОВЗ испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала,  синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как  степень обученности  иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе».  Учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить программу по английскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе,

сравнении, обобщении, систематизации.

В связи с этим в настоящую программу внесены необходимые изменения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Так как новые элементарные навыки вырабатываются у обучающихся с ОВЗ крайне медленно, для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Поэтому, как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями  проводятся чаще. С этой целью осуществляется применение индивидуальных карточек с заданиями тестового характера с выбором ответов. Работа со сложными конструкциями и клише  проводится в основном с целью ознакомления. Уменьшен объем изучаемой лексики; выбраны   для    предъявления    легко    запоминающиеся конструкции по грамматике; подобраны упрощенные тексты; задания к текстам составляются на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение; объём грамматического материала и письменные работы сокращены.  На чтение и перевод прочитанного отводится больше учебного времени. Особое внимание уделяется переводу, поскольку при этом учащиеся осознают смысл прочитанного, и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом. Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается с работой со словарем; на дом часто даются не новые упражнения, а отработанные на уроке. Объем домашнего чтения значительно сокращен. Оно проходит на посвященных ему уроках, для домашней работы задания даются выборочно.

Оценка выставляется  с позитивным уклоном. Используется дифференцированный подход при оценивании компетенций таких учащихся в соответствии с индивидуальным учебным планом.

Таким образом,  данная рабочая программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся по английскому языку.

Новизна Программы заключается:

  • в логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ОВЗ;
  • выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей;
  • систематизировании занятий для прочного усвоения материала

Значимость данной Программы заключается в углублении лингвистических знаний, овладении  иностранной культурой устной и письменной речи учащихся с ОВЗ на базовом уровне; в формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логического мышления. В программах по общеобразовательным предметам учителю необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями в развитии.

Список используемой литературы:

  1. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 2-4 классы. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Интернет-сайт. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
  3. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс: пособие для общеобразовательных организаций.- Рос. акад. наук. Рос .акад. образования, издательство «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по английскому языку (для интегрированного класса)

Данная программа предназначена для работы с детьми среднего школьного взраста, имеющими особые образовательные потребности....

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 8 класс Кузовлев В.П.

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для индивидуального  обучения составлена на основе примерной программы с учетом федерального компонента государственного образовательного ста...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 2-4 класс

Адаптированная образовательная программа по предмету «Английский язык» составлена на основе:1.  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образ...

адаптированная рабочая программа по английскому языку для 9 класса

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащегося с ОВЗ, обучающегося индивидуально...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку во 2 классе

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения иностранного...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 11 класса

Адаптированная  рабочая программа по английскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программ...