Драматизация на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сушкова Надежда Владимировна

Метод драматизации имеет в своей основе личносто-ориентированный и деятельностный подход к обучению, где преподаватель не просто передает знания, а создает условия, при которых учащиеся самостоятельно ищут способ решения проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dramatizatsiya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Драматизация на уроках английского языка

Н. В. Сушкова,

учитель английского языка

I квалификационной категории

Под коммуникативной компетенцией во ФГОС понимается способность и готовность школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка в устной и письменной формах. Выделяются следующие составляющие коммуникативной компетенции: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная. Но, как читаем в статье Чернышова С.В., "успешность иноязычной коммуникации во многом зависит от готовности и желания коммуниканта пойти на известный риск выразить свои мысли на иностранном языке, а также от его изобретательности в том, как он будет пользоваться своим словарным запасом и известными грамматическими структурами для передачи сообщения"[2]. Как подготовить учащегося к общению, а самое главное - как "породить" в нем желание, мотивацию к общению - такие задачи решает учитель почти на каждом уроке.

Использование приема драматизации помогает достигать ряда предметных результатов. Например, в коммуникативной сфере формируются умения вести и поддерживать диалоги, описывать события, выражать свое отношение к услышанному, воспринимать на слух информацию. На этапе чтения текста художественного произведения, выбранного для постановки, развиваются навыки чтения и переработки текста. Чувство ответственности, возникающее у детей перед выходом на сцену, помогает активизировать работу над адекватным произношением и соблюдением правильного ударения в словах и фразах, а также соблюдением ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов.

Анализ произведений дает представление об особенностях образа жизни, быта, культуры другой страны, что помогает формировать личностные результаты, а именно: уважительное и доброжелательное отношение к другой культуре, освоение социальных норм и правил поведения, формирование мотивации изучения иностранных языков и осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка. В наших постановках принимают участие только желающие выступать дети, уровень владения языком которых разный. Но сцена превращает даже слабого, неуверенного "троечника" в яркого и выразительного героя-победителя.

Метод драматизации имеет в своей основе личносто-ориентированный и деятельностный подход к обучению, где преподаватель не просто передает знания, а создает условия, при которых учащиеся самостоятельно ищут способ решения проблемы. Понятие «театральность» имеет несколько значений: условность сценического языка искусства в системе театральных терминов; взаимопроникновение театра как художественного явления и жизни как явления эстетико-социального в пространстве культуры.  Театральность расширяет границы социально-ролевой функции человека: с одной стороны, предполагает импровизационное существование, с другой стороны, –контроль за своими действиями. Коммуникативная составляющая театральности имеет особую значимость для образования, подготавливающего к взрослой жизни и включению человека в социокультурную реальность.  При выполнении творческих проектов создаются условия для формирования у учащихся    активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления и пространственного воображения.

Таким образом, прием драматизации является эффективным средством обучения иностранному языку, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствует формированию у учащихся навыков социального общения. Совместная работа развивает у детей умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела.

Работа над театральной постановкой состояла из нескольких этапов:

подготовительный этап -отбор материала, его адаптация, написание сценария, изучение оригинального продукта -художественного фильма и бродвейского мюзикла;

основной этап -распределение ролей, создание образов героев, репетиции, создание декораций, музыкального сопровождения, постановка танцев, представление музыкальной постановки;3. этап рефлексии -обсуждение постановки, выявление положительного и отрицательного опыта, совместное нахождение путей исправления ошибок. Следует отметить интерес учащихся к такой форме работы, активную позицию в отборе материала для постановки на следующий учебный год.

С 2014 в нашей школе уже стало традицией ежегодно проводить неделю иностранного языка. Среди всех параллелей проводятся различные интересные мероприятия, включая инсценировки, чтение стихов. В 2017 году мы успешно провели литературную гостиную по творчеству Александра Милна. Зрителям очень понравилось чтение стихов, разыгрывание сцен из жизни писателя. В 20018 году вниманию зрителей была представлена литературная гостиная по творчеству В. Шекспира. В постановке драматизаций ни одно, даже самое совершенное, техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению. Мы с детьми используем и планируем дальше использовать ИКТ в получении и обработке информации, в записи и просмотре учебных спектаклей, создании декораций, презентаций, оттачивании актерского мастерства и т.д. Обучение с использованием ИКТ – эффективное дополнение к уже существующим видам обучения, хороший помощник в решении целого ряда важных дидактических задач. После театрального представления проводим рефлексию, в ходе которой    отмечаем положительные и отрицательные стороны данного вида работы. Сами учащиеся предлагают дальнейший материал для сценической постановки в школьном театре — это современные постановки на основе Голливудских фильмов.

Работа над театральными постановками расширяет культурологический потенциал предмета иностранный язык, способствует раскрытию творческих способностей  учащихся, но при этом требует со стороны педагога много усилий:    при  отборе  материала,  активное  участие  при  создании адаптированной версии и написании сценария, при подготовке декораций и костюмов,  поэтому  создание  и  представление  более  1  театрального представления в течении учебного года не представляется возможным.  

Литература:

1.Белянко, Е.А. Использования приема драматизации при обучении иностранному языку / Е.А. Белянко.-Москва: Иностранные языки в школе, 2010. –С.51-52.

2.Виноградова, Н.А. Внеклассная деятельность учащихся как средство мотивации при изучении английского языка / Н.А. Виноградова. Москва: Иностранные языки в школе, 2011. –С.48-50.

3.Клименко, Е.П. Развитие творческих способностей учащихся. / Е.П. Клименко, общепедагогические технологии -(http://festival.1september.ru/articles/)

4.Болтнева О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры// Иностр. Языки в школе. – 2001. – 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маски животных (драматизация на уроках английского языка)

Маски животных для драматизации и ролевых игр на уроках АЯ...

Метод драматизации в обучении английскому языку

Аннотация В статье рассмотрены вопросы использования разного типа театральных постановок на уроках английского языка. Выделены преимущества метода драматизации для развития коммуникативных навыков у у...

Создание творческой среды на уроках английского языка при помощи элементов драматизации

В данной статье раскрывается такое понятие, как драматизация, а также освещаются цели ее использования на уроках английского языка, тематика уроков с применением драматизации, особенности подготовки к...

Драматизация на уроках английского языка как стимул развития речи

Драматизация является серьезным подспорьем при изучении иностранного языка. Игры, инсценировки, театральные постановки служат стимулом к овладению иностранной речью, помогают создать ситуацию, в котор...

Использование драматизации на уроках английского языка и внеурочной деятельности

В статье рассматривается использование драматизации на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....