Доклад "Игровая деятельность на уроках английского языка"
учебно-методический материал по английскому языку

Серебрякова Юлия Анатольевна

Доклад ШМО учителей английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю развитие способности школьника к межкультурной коммуникации. Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации этой цели, так как на данном этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. Достичь эту цель в начальной школе можно, только решив следующие задачи:

- сформировать у школьников положительное отношение к выполняемой деятельности и интерес к новому языку, к культуре народов, говорящих на этом языке;

- сформировать способности понимать (на слух и при чтении) и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуаций общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;

- осуществлять своё речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка;

- развивать у учащихся психические функции (память, внимание, воображение, произвольность действий), познавательные способности, эмоциональную сферу.

Для реализации этих задач необходимо использовать разнообразные методы, приёмы, чтобы активизировать деятельность ребёнка вообще, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Проанализировав большое разнообразие приёмов организации учебной деятельности, я выбрала игру. На мой взгляд, игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, проявляя свои интеллектуальные способности, как в игре. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой даже более важными, чем знания предмета. Чувства равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности задания- всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости.

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Для меня главное не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на английском языке, а чтобы они хотели это делать. Свою задачу вижу в том, чтобы добиться положительной мотивации при изучении английского языка через развитие интереса к нему. По мнению психологов (А.А. Леонтьев ), мотивация создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, т.к. игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Для ребенка игра – интересное увлекательное взаимодействие с учителем и сверстниками, в котором высказывания определённого типа диктуются внутренними потребностями игры. Разумеется не всякая игра годится для этой цели. Кроме того, игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе - от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор. Исходя из опыта работы, мною сформулированы следующие требования к игре как к приёму обучения.

Требования к игре как к особому виду детской деятельности :

- обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;

- осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;

- возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.

Требования к игре как способу достижения задач обучения :

- необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребёнок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;

- игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного.

Активно используя игры на своих уроках, хотелось бы подчеркнуть следующее: не может быть игры ради игры. Игра ради игры – это потерянное время. Учитель всегда должен четко ставить перед собой дидактическую цель. Её я учащимся не сообщаю, а ставлю перед ними только игровую цель.

Производя отбор игр, я исхожу из цели обучения на каждом возрастном этапе. Во 2 классе – это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения, письма (с преобладанием говорения и аудирования). Отсюда набор игр на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений. Чтобы процесс усвоения английских букв был прочным, осознанным и результативным, я использую приёмы социо-игровой методики, которые позволяют реализовывать одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях полезные для учебы психологические структуры: внимание, воображение, мышление, волю, память; придают учебному времени привлекательные для детей качества интересного и весёлого труда.

Кроме того, за годы работы у меня сложилась своя система знакомства с английским алфавитом с опорой на рифмовки. Так как я учу группы обычных детей, не отобранных по способностям, то что-то подошло им из одной книги, что-то из другой. Например, знакомство с алфавитом с опорой на рифмовки дано в «Книге для учителя» к учебнику М. З. Биболетовой «Enjoy English 1», но многие рифмовки оказались трудными для детей, то есть, чтобы их запомнить, требуется много усилий и времени. Поэтому я отбираю рифмовки по следующим критериям:

  1. рифмовка не должна быть длинной;
  2. содержание рифмовки должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к ней картинку-опору или подобрать игрушку или предмет и обыграть его, потому что в этом возрасте дети лучше запоминают слова, связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями. А яркая, красочная наглядность поможет ребёнку воспринять содержание текста;
  3. хорошо, если рифмовка музыкальная, т.е. или записана на кассете, или к ней есть ноты. Рифмовки-песенки под музыку эмоционально окрашены, поэтому лучше запоминаются, вносят разнообразие в урок, поднимают настроение детям.

Каждая буква английского алфавита должна быть красочно нарисована на отдельном листе. Работу с материалом провожу следующим образом:

Первый этап работы.

  1. На одном уроке берем одну букву и рифмовку или рифмовки к ней.
  2. Прикрепляю лист с буквой на доску, называю её, объясняю, как её произнести, если есть какие-нибудь особенности, дети повторяют букву хором и по одному. Рассказываю про эту букву сказку или историю. Дети рисуют букву. Лучше в альбоме для рисования, так как это не ограничивает пространство и даёт свободу выбора места расположения буквы. Желательно рисовать одну букву на одной странице. В результате получается альбом-алфавит, где на страницах с одной стороны нарисованы буквы алфавита, а с другой - картинки-иллюстрации к рифмовкам. Дети начинают рисовать букву на уроке в классе, а раскрашивают дома.
  3. На листе или на доске крупно написаны слова с данной буквой, и эта буква выделена другим цветом. Показываю слово и произношу его. Затем определяем его значение, показываю картинку, действие или перевожу, если не получается догадка через образы. Тренируем произношение слов по схеме: звук, сочетание звуков, слово целиком. Для чего пишу слова? Чем больше «зацепок» у образов букв останется в сознании ребенка, тем легче он перейдет к чтению целых слов и предложений. Чтение начинается с узнавания образа слов.
  4. Показываю иллюстрацию к рифмовке, разбираем содержание текста по словам, тренируем произношение каждого слова и словосочетания. Затем, проговаривая текст рифмовки, дети её зарисовывают в альбоме на отдельной странице. Кто хочет, рисует свою иллюстрацию к тексту.
  5. Еще раз повторяем всю рифмовку вместе и по одному. Если она музыкальная, то поем под музыку.
  6. Составляем словосочетания и предложения, используя слова из рифмовки в комбинации с ранее изученными словами. Активизируем лексику.

Второй этап работы.

На следующем уроке вспоминаем эту букву и её рифмовку. Разбираем следующую букву и т.д.

Третий этап работы

Все предыдущие буквы и рифмовки превращаются в речевую разминку и вспоминаются в быстром темпе в начале урока. Наматываем «клубок» рифмовок.

Что дает мне такая система работы:

  1. Лексика накапливается не только как набор отдельных слов, но и в словосочетаниях и предложениях.
  2. Тренируется и развивается речевой аппарат ребенка, так как рифмованный текст он старается произнести особенно четко.
  3. Детям интересно рисовать, читать, петь, играть, рассказывать стишки. Урок проходит весело, в непринужденной обстановке. Задействуются все каналы восприятия.
  4. Дети привыкают анализировать состав слова по буквам, а затем и по звукам. Это облегчает дальнейший переход к чтению и письму.

Одна из главных задач третьего года обучения – дальнейшее развитие коммуникативных умений и навыков. Особое внимание обращаю на лексические и сюжетно-ролевые игры. Лексические игры способствуют более скорому и продуктивному запоминанию довольно большого числа новой лексики, а сюжетно-ролевые игры, в свою очередь, призваны научить детей употреблять данную лексику в конкретной ситуации. Лексические игры, используемые мною в 3 классе, вариативны. Для поддержания интереса к ним меняю правила, степень их сложности. При организации и проведении сюжетно-ролевой игры обязательно даю детям возможность выбрать самим себе роли, а при подведении итогов отмечаю даже самые незначительные их успехи.

Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей. И от того, каким будет начало урока, зависит многое. Урок всегда начинается с фонетической зарядки, так как очень важно заставить речевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка, ведь каждому языку присуща своя артикуляция, своя система звуков. Стараюсь провести её в занимательной форме; для этого использую игры с рифмовками или песнями, стихотворения, часто в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения.

Рифмовки использую не только при работе с алфавитом, но и во время фонетических зарядок.

Разучивание рифмовок во время фонетических зарядок осуществляю следующим образом:

Предлагаю учащимся прослушать рифмовку и выполнить следующие задания:

- повторить рифмовку в определённом ритме;

- выявить знакомые и незнакомые слова;

- найти звуки, произнести их, написать транскрипцию;

- повторение и постепенное добавление слов из рифмовки с соответствующим звуком;

- проговорить рифмовку хором и индивидуально, корректируя ошибки в произношении;

- проговорить рифмовку самостоятельно;

- драматизировать или проиллюстрировать рифмовку.

Все дети любят стихи, им нравится их повторять снова и снова. Стихи облегчают запоминание слов, словосочетаний, речевых оборотов, помогают справиться с трудностями английской грамматики.

Алгоритм работы со стихами следующий:

- стихотворение произносится учителем в определенном ритме и сопровождается действиями, иллюстрирующими содержание;

- учитель произносит стихотворение, дети повторяют движения за учителем;

- вычленяются новые слова, звуки, рифмующиеся слова;

- стихотворение повторяется, учащиеся иллюстрируют движения, произнося слова шепотом;

- стихотворение проговаривается хором, рядами, парами, индивидуально;

- учитель иллюстрирует движения, а дети комментируют движения;

- в качестве творческого задания предлагаю нарисовать или драматизировать стихотворение.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном – пении. Песня стала естественным элементом урока и во 2, и в 3, и в 4 классах. Обращаясь к пению на уроке, я решаю несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость. Совместное пение и движение создают атмосферу праздника.

Таким образом, игры с рифмовками, песнями и движениями, стихотворения направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя на урок.

Во время урока я всегда стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Для этого я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Например, зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребенка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное им задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами. Вообще при организации обучения и контроля считаю важным моментом создание у учеников ситуации успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей. Я всегда стараюсь найти возможность создать такую ситуацию, дать такое задание, чтобы ученик даже с низким уровнем активности имел возможность отличиться: важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперед.

Таким образом, примеры игровых приемов и методов: сказочные сюжеты, применяемые при знакомстве алфавита и в обучении чтению, фонетические, лексико-грамматические, сюжетно-ролевые игры помогают мне в обучении детей младшего школьного возраста английскому языку, делая урок эмоциональным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Использование обучающих инновационных технологий, рифмы как основы проективно-образовательной деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

Статья посвящена описанию различных инновационных приемов и традиционных подходов к обучению английскому языку....

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "

    Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...