Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка
статья по английскому языку

Кочева Оксана Николаевна

«Иностранный язык» способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Каждый урок должен не только способствовать формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и стать ресурсом эффективности и благополучия  будущей взрослой жизни у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочева Оксана Николаевна,учитель английского языка, МКОУ "Подойницынская СОШ"

Формирование коммуникативныхУУД на уроках английского языка

Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Актуальность  данной  темы  обусловлена  потребностью  общества  и системы  образования  в  формировании  коммуникативных  УУД  учащихся, являющихся  одной  из  основных  составляющих  умения  учиться,  начиная  с младшего школьного возраста, что является требованием ФГОС.

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира, формирование совокупности "УУД". Понятие "универсальные учебные действия" в широком смысле - это умение учиться, т.е. способность учащегося к самосовершенствованию и саморазвитию  путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

I. личностный;

II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

III. познавательный;

IV. коммуникативный.

На уроках английского языка идет формирование всех видов УУД, но формирование коммуникативных универсальных действий является основной целью обучения иностранного языка. В современном мире, когда расширяются совместные предприятия и требуются специалисты со знанием иностранного языка, когда у школьников появилась возможность участвовать в международных программах, умение общаться на иностранном языке становится необходимым. Весь процесс обучения иностранному языку направлен на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся, которая бы позволила успешно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях общения. Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают умение высказывать свои мысли в связи с коммуникативной задачей, вести беседу и слушать, учитывать  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать  в группе одноклассников и строить продуктивное партнерство и сотрудничество со сверстниками и учителями.

Виды коммуникативных действий:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Развитие коммуникативных универсальных действий будет успешным, если обучение носит деятельностный характер, то есть обучающиеся вовлечены в деятельность, которая может быть разная по сложности, но имеет реальную жизненную основу, и способствует развитию самостоятельности и принятию на себя ответственности за результаты своей деятельности. Формированию умений общения будут способствовать использование подлинно коммуникативных заданий и режимов работы, приближенные к условиям реализации коммуникации (парная, групповая работа, наличие слушателей).

Работа по развитию коммуникативных УУД поможет обучающимся приобрести умения анализировать, составлять свое мнение, приводить доказательства, ясно выражать свои мысли, развивать культуру диалога.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся используются различные технологии обучения, такие, как:

-технология интерактивного обучения;

-информационно - коммуникационная технология обучения;

-технология проблемного обучения;

-метод проектов.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и

оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Формы интерактивного обучения:

обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры);

использование общественных ресурсов;

социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;

ролевые игры;

нестандартные уроки ( урок открытых мыслей, уроки, которые ведут другие ученики, урок-турнир и другие).

Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей.

Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств, видео программы для учащихся.Этот материал можно широко использовать на уроке.

Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

Активные методы проблемного обучения

Учебная тематическая дискуссия

Метод круглого стола

Деловая игра

Интеллектуальный штурм

Анализ конкретных ситуаций.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

Я работаю по УМК М.З. Биболетовой.  Умения целеполагания и постановки учебной задачи развиваются в ходе работ с инструкциями, пошаговыми объяснениями задания, очевидным коммуникативным исходом урока и работ с проектами, которые входят в состав каждого раздела учебника.  Коммуникативные действия в УМК “Enjoy English” развиваются в ходе взаимодействия обучающихся с одноклассниками и с учителем для выполнения учебных задач, знакомством с правилами вежливого общения
Например, работа над проектом в 5 классе "Рождество в англоязычных странах"  имеет своей целью расширить знания учащихся о праздновании Рождества и Нового года в западных странах, сообщить учащимся новую информацию об особенностях зимних праздников в англоязычных странах. В начале проектной деятельности проводится актуализация знаний учащихся по теме проекта через обсуждение вопросов. Можно провести опрос с целью погружения учащихся в проблему.  В ходе обсуждения учащиеся в совместной деятельности  с учителем выходят на проблемный вопрос учебной темы: Каковы традиции празднования Рождества в разных странах? В ходе проекта учащиеся ищут ответ на следующие учебные вопросы:

Каковы символы Рождества в англоязычных странах?  Какие традиционные блюда имеют люди из англоговорящих стран на  Рождество? Как украшают дома на Рождество в англоязычных странах?

Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого школьника, его самореализации и рефлексии.

Как мы видим, сам предмет «иностранный язык» способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Каждый урок должен не только способствовать формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и стать ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Список литературы


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе".- Москва: Просвещение.- 2010.

2. Белякова А.Г., Фролова М.Е. Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка.-М: Просвещение.- 2011.

3.  Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение

       В  данной  статье раскрываются   приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...