Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.
методическая разработка по английскому языку (7 класс)

Желонкина Наталья Евгеньевна

Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и  не просто получение знаний, а главное  -  способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся  самостоятельно добывали знания из материала учебника, обменивались мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, совместно решали поставленные задачи.

В данной ситуации учителю гуманитарного цикла может прийти на помощь технология развития критического мышления, которая  выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием использования проблемного и продуктивного обучения с  эффективными методами и приемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._zhelonkina_n.e._1.doc53.5 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.

                                                

В настоящее время перед учительством стоит два основных вопроса: чему учить и как учить. Если в решении первого нам помогают  государственные стандарты и рабочие учебные программы, то вот со вторым вопросом дело обстоит куда сложнее:  учителя остались с ним один на один. А ведь от умения найти  правильный ответ будет зависеть не только успешность сдачи нашими воспитанниками экзаменов в 9 или 11 классах, но и  результат обучения в целом. Поэтому найти этот ответ предоставляется мне наиважнейшей задачей.

Однако разрешение данной задачи осложняется введением в массовой общеобразовательной школе новых форм контроля знаний – тестов, диагностирующих результат  учебной деятельности, который при нынешнем поколении детей с низкой или отсутствующей учебной мотивацией, практически не читающих, зачастую отсутствует или является крайне низким.    

Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и  не просто получение знаний, а главное  -  способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся  самостоятельно добывали знания из материала учебника, обменивались мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, совместно решали поставленные задачи.

В данной ситуации учителю гуманитарного цикла может прийти на помощь технология развития критического мышления, которая  выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием использования проблемного и продуктивного обучения с  эффективными методами и приемами.

В течение уже нескольких лет мною применяется и, как мне кажется, довольно успешно эта технология. И мне захотелось поделиться моими наработками в этой области на примере учебника SPOTLIGHT для 7 класса (авторы Ю.Е.Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко).

Технология  развития критического  мышления  предполагает  наличие на   уроке  трех  этапов: вызова, осмысления и рефлексии. Но совершенно необязательно  использовать  на одном  уроке  одновременно  все этапы.  Хочу привести  лишь некоторые примеры применения  приемов  этой технологии,  которые  нашли отклик у  меня и моих подопечных.

На стадии вызова мы с моими учениками часто составляем кластеры, что позволяет   сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Алгоритм действий прост: посередине чистого листа  пишется ключевое слово, которое является «ядром»  темы, а затем вокруг  этого слова за определенное время  записываются слова - ассоциации  с ним по типу модели «планета и ее спутники». В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.                                  

Составление кластеров может выполняться как индивидуально каждым учащимся, так  в паре   или  в группе, которые  по окончанию работы сравниваются и дополняют друг друга.

Вот всего лишь несколько примеров составленных моими ребятами кластеров.  

Модуль 1 a A city mouse  or a country mouse?

CITY:  crowded street, a lot of cars, heavy traffic, noise, polluted air, public transport, high building, a lot of places to see, cinemas, theatres, big shops…

COUNTRY: forest, river, fresh air, few cars, nature, gardens, kitchen gardens, domestic animals, low building, vegetables …

Модуль 2 Bookworms

LITERATURE: novels, poems, tales, fairy tales, adventure, science fiction, humorous story, author, writer, characters, classic, plot, poet, dramatist, novelist, mystery, detective stories, literary genres, plays, create, read

Модуль 3 a Lead the way!

HOBBIES: reading, collecting  stamps (coins), sewing, playing chess (football, basketball, volleyball), skating, skiing, boxing, painting, drawing, singing, dancing, knitting, driving, playing computer games …

Однако применение кластеров может использоваться и на других этапах урока.

Что касается 2 стадии - этапа  осмысления, то при работе с разделом Culture Corner можно использовать замечательный прием «З – Х- У».Читая страноведческий текст, ученики заполняют в таблице следующие графы: Знал – Хочу узнать – Узнал. Привожу примеры таких заполненных таблиц.

Модуль 3 d The Yeoman Warders

знаю

хочу узнать

узнал

1.the Tower of  London is one of the famous places of  England;

2.a lot of  tourists  visit this place every year;

1.to know exactly where  the name «Beefeaters» come from;

2. there are 8 black ravens-why?

1. 36 Yeoman Warders are here, they should be in the armed forces for 22 years or more;

2. the Yeoman Warders are called Beefeaters;

3.there are 8 black ravens here;

Модуль 4 d Teenage Magazines

знаю

хочу узнать

узнал

1.they can help teens solve  their  problems;

2.boys and girls read different magazines;

1.read UK magazines for teens;

2.to learn teen language that these magazines contain;

1.many teens buy magazines just for the problem page;

2.these magazines contain a lot of language that only teens use;

Модуль 6 d Theme Parks     

     

знаю

хочу узнать

узнал

1.have heard of LEGO;

2.you can build everything with LEGO bricks;

1.to see Miniland USA;

2.to know about other theme parks in the USA;

1.there is Legoland in California;

2.you can travel to Dino’s island in Legoland in California;

3.you can visit Fun Town;

4.everyone’s favourite is Knights’ Kingdom;

5.20 million LEGO bricks form models of American landmarks;

Этот прием позволяет   логико-смысловому  структурированию материала.  Он также дает  возможность  вовлечь в работу всех учащихся, вызвать интерес  к  материалу  читаемого  текста и мотивирует на  желание узнать больше.  

Хочу сказать и о таком приеме, как синквейн, который  чаще используется на стадии рефлексии  как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность  обобщать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких, но кратких выражениях. Не буду останавливаться на правилах написания синквейна, а  приведу опять примеры составленных моими  учениками таких стихотворений.

Модуль 6 b Teen Camps

Camps

active, spactacular

swim, hike, discuss

I’d like to visit one of them

unforgettable

   

Модуль 7 b DVD frenzy

Films

great, popular

watch, enjoy, discuss

the best way to spend free time

fantastic

Модуль 9 a You’re what you eat

Food

low-fat, healthy

eat, drink, take away

you’re what you eat

deliсious

В заключении хочу сказать, что использование на уроках приемов ТРКМ позволило моим ученикам достичь определенных положительных результатов, предоставив каждому обучающемуся возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить более глубокие знания и успешно их применять на практике в новых ситуациях, пробудить интерес узнать новое, а главное – раскрыть потенциальные возможности каждого ученика.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...