Опыт использования средств арт-технологии на уроках английского
статья по английскому языку

Опыт использования средств арт-технологии на уроках английского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_ispolzovaniya_art_tehnologii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта

учителя английского языка

ГОУ СОШ №230 с углублённым изучением химии и биологии

Фока Стеллы Юрьевны

 

Опыт использование средств арт-технологии
на уроках английского английского языка

Обучение иностранному языку – занятие достаточно ответственное. Современные тенденции таковы, что английский язык является средством общения. Однако практика показывает, что ученики испытывают коммуникативные трудности на уроках английского языка в школе.  Ежегодный мониторинг в школе показывает, что ребята на вопрос какой предмет у них вызывает беспокойство и страх,  указывают английский язык.

 По мнению психологов, это связано с рядом факторов таких, как эмоциональное напряжение, языковой барьер и как следствие страх и сниженный интерес к предмету. В связи с этим, для меня, как для учителя английского языка, важно использовать в процессе обучения такие педагогические технологии, которые снижают отрицательные эмоции. В этом мне помогают различные приемы арт-технологии. Этот термин был заимствован из психологии и означает использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью не только психокоррекции, но и всестороннего развития личности.  Составляющая термина арт подсказывает, что в основе обучения и воспитания учеников – использование различных средств искусства.

К арт-технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности (слайды, картины, фотографии); песни; стихи; сказки, игры; инсценировки, театральные постановки; рисование и живопись; кинематограф; компьютерное творчество.

 Мой практический опыт показывает, что включение средств искусства в процессе обучения английскому языку играет важную роль. Данные технологии помогают мне создать позитивный эмоциональный фон, настроить учащихся на урок, снять стресс, страх у менее успешных учеников; вовлечь в процесс обучения «мягко»; менее успешные ученики получают возможность участвовать в процессе наравне с успешными, быть услышанными и оцененными, что повышает их самооценку, ребята «узнают» себя.  Повышается внимание и интерес к предмету. Материал усваивается легче, когда ребенок заинтересован.

Передо мной, учителем английского языка, стоят задачи:

- организация урока таким образом, чтобы предметом внимания и постоянных творческих поисков являлась, прежде всего, коммуникативная направленность урока;

- знание личности каждого ученика и учет его индивидуальных способностей, уровня развития и обученности являются обязательным условием эффективного обучения.

- способствовать формированию прочных речевых навыков и умений, подчинить структуру урока логике общения.

- выбрать такие приемы и режимы работы, которые обеспечивали бы вовлечение всех учащихся, независимо от уровня их обученности, в речевую деятельность в ситуациях общения;

- создание и использование таких условий на уроке, которые повышали бы интерес школьников к предмету, в которых они занимались бы охотнее и добивались бы лучших результатов в овладении иностранным языком;

Для обучения общению на иностранном языке требуется большое психическое напряжение как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому должна быть создана положительная мотивация, которая будет способствовать успешному выполнению всех задач.

Для решения этих задач я использую разнообразные приемы арт-технологии.

В нашей школе существует устоявшаяся практика; учителя английского языка принимают детей 2-го класса и работают с ними на протяжении всех лет обучения в школе, пока не выпускают в 11 классе. Таким образом, с самого начала я работаю над тем, чтобы создать атмосферу доброжелательности, устранить психологические барьеры, создать положительную мотивацию, и стать для ребят партнером по общению в учебном процессе и режиссером на уроке. В этом мне помогают игры. Игра – это всегда эмоции, а где эмоции, - там активность, там внимание и воображение и значит, работает мышление. Барьеры снимаются, так как для ребенка игра . своего рода психологическое оправдание перехода на новый язык обучения. В этом смысле игра – это языковое упражнение. Учебные задачи маскируются игрой, а в результате ребенок научается: развиваются речевые умения, запоминается речевой материал, формируются и развиваются коммуникативные компетенции.

Работа с детьми 2го класса передо мной стоит задача научить, выучить материал на уроке. Поэтому урок построен из контрастных, быстро сменяющих друг друга игр, рифмовок, песенок, физминуток. Изучение алфавита, фонетических звуков, счета, лексических единиц все учится в игровой форме.

 Физминутки тоже проходят весело. Дети запоминают речевой материал, двигаясь. имитируя и веселясь. Малыши любят проводить физминутку от лица сказочного героя или животного. Достаточно одеть маску, чтобы увлечь ребят. Как правило это команды (swim/ dive …)?

 Такой сложный процесс, как научение чтению я тоже стараюсь представить в игровой форме. На помощь мне приходят компьютерное творчество, которое я отношу к приему арт-технологии -  иллюстративной наглядности. Мною разработана программа для обучения чтению с использованием интерактивной доски МИМИО. Детям нравится, они уверены, что это компьютерная игра. Я использую интерактивную доску и для грамматических упражнений и в начальных классах и в средней школе. Этот тренинг для чтения помогает мне заинтересовать ребят чтением.

Часто применяю на своих уроках в младших классах песни и музыку. Петь на иностранном языке легче, чем говорить на нем. При воспроизведении песни задействована как кратковременная, так и долговременная память; песни содержат повторы, благодаря которым ученики быстро запоминают лексику и потом могут ее использовать. Песни помогают ученикам расслабиться, получить удовольствие и создают благоприятную обстановку для изучения языка. Как правило, с песней мы работаем в несколько этапов. Это чтение текста, работа со словами, разучивание, пение, инсценировка и участие в концерте посвящённом декаде английского языка.  Я всегда пою вместе с детьми и участвую в инсценировке вместе с ними. Таким способом, стараюсь зажечь их эмоционально, раскрепостить тех, кто в этом нуждается и стать партнером для общения.

Открытый урок в начальной школе я превращаю в праздник. Весь процесс обучения маскируется приемами арт-технологии. Примером сказанного является урок во 2 классе «Наряжаем елку к Рождеству». Внимание было уделено даже маленьким деталям: дата урока (24 декабря), украшение кабинета, рождественский шапочки на партах ждали ребят, музыка, елочки, (которые дети выполнили сами на уроках труда) елочное украшение, письмо деду морозу, рождественские носки, появление Снежной Королевы и украшение елки вместе с жителем Нью-Йорка через скайп через скайп.

Ролевая игра – это еще один прием арт-педагогики. Это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Она обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

Ролевая игра предполагает предварительную работу с материалом в тренировочных упражнений. Все диалоги учебного материала мы проигрываем и обязательно используем реквизит. Реквизитом может стать небольшая деталь одежды или атрибут. Это важно, так как создает соответствующую атмосферу и облегчает погружение в роль. Например диалог «Турагентство», 6 класс, кроме деталей одежды клиента, указывающих, что человек собрался в путешествие, на столе еще и красочные буклеты с фотографиями живописных видов стран и пакетом услуг. Вся лексика взята с учебного материала.  Другой пример, в диалоге «Интерьвью» в 10 классе используется один реквизит – микрофон. А в диалоге запись в спортивный клуб используется в качестве реквизита ручка и лист в качестве формуляра, куда администратор вписывает данные клиента..

Очень любят дети ролевую игру «At a Cocktail Party». Ее можно проводить и в средней и в старшей школы. (Учащиеся находят себе собеседника, сопоставив две половинки пригласительной открытки. На некоторых частях написаны британские имена – «роли». Дети знакомятся и расспрашивают в произвольной форме друг друга на вечеринке, записывая вопросы и ответы на карточках. В итоге они рассказывают в монологе, что узнали о своём новом друге.

В начальной школе, чтобы увлечь детей чтением, я использую прием выразительного чтения. В этом случае детям предлагается прочитать текст от лица сказочного героя. Можно и кукольный театр использовать для чтения и проигрывания диалога. Легко увлечь ребят изготовлением кукол под конкретный диалог. Кукол можно изготовить на уроке и дома.

Материал хорошо воспринимается, когда проживается. И использование театра на уроке и во внеклассной работе повышает интерес ребят к предмету. Приём драматизации – одно из эффективных средств раннего обучения иностранному языку.

Игра вызывает эмоции, активность, она требует сосредоточенности и внимания, будит воображение, заставляет работать мышление. Цель игры на уроке иностранного языка – овладение видами речевой деятельности как средством общения. Польза ролевой игры в том, что она помогает воспроизводить человеческие отношения, существующие в жизни. Ребёнок – свободный артист от природы. Драматическая игра как форма деятельности близка и понятна детям, они с удовольствием примеряют на себя «маски» разных персонажей, свободно чувствуют себя в рамках предложенной условной ситуации.

Ролевая игра, лежащая в основе театрального действия, важна «как главный вид упражнений в говорении на начальной ступени». Использование театра и театральных методик в изучении иностранного языка способствует освоению коммуникативной культуры. Опыт двух театральных постановок «Золушка» и «Снежная королева» позволил мне, как классному руководителю решать задачи воспитательного плана и как учителю английского языка – учебные задачи

Кроме театрализованных уроков мною используется уроки связанные с рисованием. Во 2 классе цвета можно проверять на задании с раскрашиванием. Детям раздаются картинки-раскраски, и учитель дает команды, что и каким цветом раскрасить. Главным критерием оценки является правильность выполнение задания. Другой пример, ученик у доски описывает внешность, а другой слушает и рисует. Либо ребята рисуют свое фантастическое животное и потом описывают его.

Это может быть и урок живописи, когда учитель ведет мастер-класс по живописи на английском языке. Задание связанное с живописью является частью интегрированного урока-мастерской четырех предметов: литература, музыка, живопись и английский язык.

Рисуночная техника раскрепощает ребят, помогает выразить себя и выступает катализатором общения.

         Мое компьютерное творчество также служит средством для развития коммуникативных навыков. Так в парной работе или по цепочке ребята спрашивают и выражают свои чувства и эмоции с опорой на иллюстрации. Картинки подбираются такие, чтобы спровоцировать ребят на соответствующие эмоции в такой степени, чтобы им захотелось их выразить на изучаемом языке (слайд 35) или описать внешность (слайд 36)

Использование собственных компьютерных презентаций мотивирует ребят. Ребята с большим желанием и гордостью выступают, когда рассказывают о себе, своей семье, своем питомце или о том, как провели выходные. Можно выбирать очень интересные темы взятые из жизни самих ребят. Например, большой популярностью пользуются такие сообщения как, «Мой друг», «Школа, где я учусь», «Мой будний день» и т.д. Такие темы в наши дни выглядят по новому ярко, если презентацию подготовить, используя свои фотографии.

       В старшем звене я использую на уроках аутентичные видео материалы. Это одно из базовых требований коммуникативного подхода. В этом случае процесс обучения приближается к процессу реальной коммуникации. Интернет ресурсы предоставляют возможность подобрать материал к любой теме. Основная сложность состоит в большой подготовительной работе с материалом, который надо изучить, проанализировать и подготовить систему упражнений в соответствии с правилами и требованиями ФГОС.

Темы урока, которые включают информацию по истории, географии и культуре англоязычных стран становятся насыщенными, яркими и информативными, когда дополняются видео материалом. Приведу пример урока, посвящённого шотландскому национальному празднику в честь Роберта Бернса. Праздник настолько уникальный, что только после просмотра видео сюжета обучающие осмысливают прочитанную информацию. Лица ребят оживают, когда хозяин праздника декламирую поэму поэта, артистично вскрывая ножом национальное шотландское блюдо-хаггис.

    Очень увлекает ребят выполнение заданий после просмотра фильма. Самые элементарные задания включают ответы на вопросы после просмотра отрывка или до просмотра прогнозирование содержания, обсуждение, просмотр и проигрывание сцены перед классом. Эффективно и весело проходит урок когда ребята просматривают отрывок без звука. Самостоятельно прогнозируют диалог, озвучивают голосом за кадром, потом просматривают оригинал.

                   

                                 Обобщая свой опыт работы, я пришла к следующему пониманию. Идея обучения английскому языку с использованием приемов арт-технологий пронизывает все виды моей педагогической деятельности: урок, внеклассную работу по предмету, учебно-исследовательскую деятельность. Подготовка к такому уроку требует много времени, внимания и собственного креативного мышления. Но «каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье» М. Баррес

Знания, полученные обучающимися, становятся личностно значимыми. У ребёнка развивается уверенность в себе, смелость, способность рисковать, признавать самого себя. Складывается ситуация успеха, а следовательно, формируется устойчивое стремление к дальнейшему самообразованию.

Поэтому арт-технологии являются основополагающими в моей педагогической деятельности, а мой предмет в полной мере способствует этому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современ...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

"Использование групповой проектной технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации стандартов ФГОС".

Данная статья посвящена одному из методов достижеия стандартов ФГОС. В статье освещен  краткий экскурс к требованиям новых ФГОС. Также на примере группового проекта представлены все виды УУД на в...

Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения

Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...