Формирование речевой компетенции учащихся посредством методики драматизации в преподавании английского языка
методическая разработка по английскому языку

Карасева Ирина Васильевна

Практика преподавания английского языка в школе показывает, что очень эффективным приемом обучения иностранному языку выступает театрализация. Во время выступления у артистов возникает чувство свободного говорения на английском языке, и это чувство помогает им лучше говорить на уроках английского языка, увереннее формулировать свои мысли. Такие мероприятия способствуют установлению положительных межличностных отношений среди обучающихся и воспитанию уважения к культуре России и англоязычных стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2019.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Обобщение

педагогического опыта

учителя английского языка

Карасевой

 Ирины Васильевны 

Симферополь,   2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ
ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Тема работы:

Формирование речевой компетенции

учащихся посредством

методики драматизации

 в преподавании английского языка.

                                             Карасева Ирина Васильевна

                                                              Учитель Высшей категории,

                                                              « Старший учитель»

Симферополь, 2019

Сценичность я понимаю

совсем не в нагромождении эффектов,

 а в том, чтобы происходящее на сцене

трогало и вызывало сердечное участие зрителей.
Петр Ильич Чайковский

Театр сильнее всего воздействует тогда,

Когда он делает нереальные вещи реальными.

Тогда сцена становится перескопом души,

Позволяющим заглянуть в действительность изнутри.

Франц Кафка

    Почему я выбрала эту тему для своей работы? Как раз в 2020 мои ученики, которых я учу с 5 класса, заканчивают школу. У меня есть возможность проследить в динамике насколько эффективна и результативна методика драматизации в обучении и воспитании человека и гражданина.

    В начале своей работы я привела два высказывания известных и уважаемых людей: П.И.Чайковского и Франца Кафки. Мне очень хочется воспитать своих учеников так, чтобы они могли слышать и чувствовать не только слова, но и душу находящихся рядом людей. Драматизация очень помогает мне в этом, и об этом говорит П.И.Чайков-ский. Когда ученики участвуют в спектаклях, они говорят о таких чертах характера людей, с которыми пока не встречались в жизни, и они им кажутся невероятными (например, «Мальчик Звезда» О.Уайлда). Мы много обсуждаем с ними на уроках и во внеурочной деятельности  «вечные темы». Добро иногда бывает хрупко, но оно побеждает. Зло кажется совершенно непобедимым, но человек меняется, и меняется к лучшему. И сцена, как перископ души, помогает нам разобраться во всех предлагаемых авторами сложностях жизни. Результат такой работы я имею возможность видеть сегодня: ученики действуют как единая команда. Они помогают друг другу на сцене вовремя выйти на сцену, чего-то не забыть, не растеряться и проч.

    Да, постановка, подготовка и проведение таких спектаклей – это сложное дело. Но оно стоит того, чтобы в каждой школе дети могли приобрести этот ценный жизненный опыт, могли ощутить восторг победы и успеха, созданного каждым в отдельности, а в результате выигрывает общее дело.

    Сегодня меняется методика обучения в школе в связи с изменением целей образова-ния, переходом на новые образовательные стандарты, основанные на компетентност-ном подходе, требуется поиск инновационных  форм и методов обучения и воспита-ния. Наиболее остро стоит вопрос  о профессионализме учителя: каждый педагог по-нимает необходимость овладения новыми знаниями, современными технологиями и методиками. Цель методической работы школы заключается в освоении способов пе-дагогической деятельности, направленных на реализацию требований стандарта. Учи-теля стремятся повышать профессиональный уровень для достижения конкурентоспо-собности на рынке образовательных услуг. В учительской среде находятся подвижники, которые могут не только обозначить проблемы, но и сформулировать новые идеи и претворить их в действительность.

     Доминирующей целью обучения иностранному языку  в современной образовательной школе (наряду с образовательной, развивающей и воспитательной целями) является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции уча-щихся. Современная методика обучения иностранному языку исходит из комплексно-го и системного подхода к формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции, в процессе которой происходит воспитание, образование и развитие лич-ности учащегося в целом. Сегодня особое значение в обучении иностранному языку приобретает воспитательная роль языка. Поэтому проблема обучения иностранному языку  как средству общения приобретает особую актуальность в современной методи-ке. В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует  интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося а также активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление.

     Анализ существующих УМК, применяемых для обучения иностранному языку, изучение опыта работы школы показывают, что в практике преподавания недостаточ-ное внимание уделяется аффективной стороне личности учащегося: развитию его чувств, эмоций, развитию учащегося как члена общества, его социализации. В связи с этим обращение к эмоционально-чувственной сфере сознания, наряду с рационально-логической, является актуальным.

     Анализ научной литературы показывает, что одной из эффективных современных технологий обучения иностранному языку является драматизация. В Британской и Американской методических школах ей отводится большое место. Драматизация как методический прием для обучения языку впервые была применена в Англии. П. Слейд (1954) и Б.Уэй (1967) считаются родоначальниками использования данного приема в школе. В отечественной методической школе многие исследователи также обращались к проблеме использования драматизации в учебно-воспитательном процессе: И.Б. Костина (1998), В.В. Самарич (2000), В.М. Букатов (2001), Н.Я. Макарова (2003), О.А. Михалева (2006), Иванова (2007) и др.

     Однако анализ научной литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что применение драматизации очень ограничено. Недостаточно изучены психологические аспекты эмоционально чувственной стороны деятельности в процессе обучения ино-странному языку, не раскрыты в полной мере потенциальные дидактические возмож-ности драматизации, отсутствует разработка поэтапной технологии использования драматизации в обучении иностранному языку. Все это еще раз доказывает актуаль-ность выбранной проблемы исследования.

     Внеклассная работа с детьми – дело очень увлекательное и благодарное. Совмест-ная работа учащихся при подготовке школьных сценических постановок – это пре-красная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую ин-дивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде и , конечно, говорить на английском языке.

     Внеклассная работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, проявляющих интерес к данному предме-ту, а учащимся помогает показать свои таланты, способности. Внеклассная работа способствует реализации практической, воспитательной, развивающей и образовательной цели, а в сочетании с урочной работой может внести весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности, а это является главной задачей современной школы, как было уже сказано выше.

     Сегодня личностно – ориентированное образование никем не оспаривается, и имен-но внеклассная работа позволяет подойти к каждому ученику как к единственному и неповторимому. Свою задачу как учителя в проведении внеклассных мероприятий я вижу в формировании организаторских способностей, деловитости и многих других полезных качеств. Кружки, вечера, концерты, олимпиады, выступления на различных конференциях, участие в школьных спектаклях – это всё возможности практического применения языка, повышения интереса детей к языку, усиления их мотивации.

     Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации просто трудно переоценить.

     Обучение свободному говорению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально – языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социолингвистическое пространство, которое возникает всякий раз, когда в школе проходит Декада иностранных языков, когда артисты и зрители меняются мес-тами и радуют друг друга: сегодня выступаю я, а завтра ты. Более того, в прошлом году  мои десятиклассники сами попросили меня поставить любой спектакль на мое усмотрение, где они могли бы полицедействовать. Это было неожиданно и очень приятно. Я предложила инсценировать  сказку О.Уайлда «Мальчик Звезда». Первое впечатление от произведения  было далеко не восторженное. Они решили, что это слишком грустная история. Но в процессе репетиций  и обсуждения сценария все согласились, что это очень мудрая жизненная история. Спектакль был восхитительный! Я всегда смотрю спектакли вместе со зрителями, т.е. каждый участник полагается только на себя, никаких подсказок. Таким образом, дети учатся рассчитывать на свои силы, и это очень важный урок для их жизни! Они, конечно, волнуются, но действуют как хоро-шая слаженная команда. Сложную роль мальчика Звезды в нашем спектакле играла девочка Малышева Таисия. Это был успех! Я сама была тронута до слез! Все зрители очень тепло приветствовали артистов. После спектакля мы всегда его анализируем: кто был лучшим, что особенно понравилось, кто тебя удивил, а что не очень получилось. Это очень хорошая традиция, а теперь уже просто привычка, которая пригодится в жизни.

     У нас в школе есть еще одна очень хорошая традиция: после каждого мероприятия мы вместе со зрителями обсуждаем увиденное и услышанное. Мы соразмышляем, дети учатся понимать главную мысль, идею, которую автор хотел донести до нас. Учащиеся учатся видеть и ценить позитив даже в мелочах. Мои ученики уже знают, что наша жизнь состоит из множества мелочей, которые делают кого-то счастливым или несчастным. Драматизация – это своеобразная школа жизни, школа чувств. Дети учатся сопереживать, жалеть, давать шанс оступившемуся человеку. Обо всем этом нам замечательно напомнил  О.Уайлд в своей сказке! *(Приложение 1)

     Идея использования приемов театрализации и драматизации отдельно в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Инновация нашей деятельности заключается в следующем:

-она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логическим, динамичным и последовательным продолжением друг друга;

- в основу репертуара положены не абстрактно выбранные драматические произве-дения, а языковой материал, соответствующий требованиям государственного стан-дарта преподавания английского языка;

- участниками спектаклей  являются только те дети, которых мы обучаем на уроках английского языка;

- педагоги являются авторами инсценировок, создаваемых на базе литературных произведений.

     Вся деятельность учителя направлена на достижение основной цели: формирова-ние у учащихся навыков свободного языкового самовыражения. Указанная цель рас-крывается в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, разви-вающего, образовательного.

Воспитательный компонент цели заключается:

- в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу изучаемого языка;

- в воспитании культуры общения;

- в поддержании интереса к обучению и формированию познавательной активности;

- в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуаль-ных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности уче-ниика.

Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

     Такая работа может быть эффективной лишь при соблюдении ряда условий:

- добровольность участия;

- сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителей;

- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных дел;

- эстетическая выразительность, новизна содержания, форм, методов работы;

- наличие перспектив деятельности;

- активность всех участников;

- использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения активности учащихся. Учащиеся получают Грамоты, Сертификаты  участия на общешкольных собраниях, на линейках.

     Так что же такое драматизация в школе? Прежде всего – это, безусловно, творчес-кий коллективный труд большого количества людей: учащихся, учителей, передающий эмоционально – образное отражение жизни, развивающий творческие способ-ности личности.

Каждый наш спектакль - это  явление единственное. И если его повторить, он будет совершенно другим! “В театре нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. На сцене все совершается только в момент спектакля, и когда представление кончается, после него не остается ничего, кроме зрительских впечатлений, иногда сформулированных, чаще непосредственно – эмоциональных. Спектакль живет только тогда, когда отражает в сценических образах и конфликтах движение жизни.”  К. С. Станиславский   Хотя иногда бывает очень жаль, что результат труда столь многих людей представлен зрителям только один раз…

      В нашей школе в драматизациях участвуют все желающие с 5 по 11класс. Безусловно, все роли в спектаклях играют ученики. Создание сценического образа, воспро-изведение какого-то отрезка жизни действующего лица – вот та непосредственная за-дача, которая встает перед актером, получившим роль. Исходным материалом для соз-дания образа служит текст пьесы, обстоятельства, реплики действующих лиц. Мы рас-пределяем роли по желанию детей, учитывая их особенности (дикцию, внешность, умение двигаться, внешнее сходство). И каждый сам придумывает себе свою роль: внешность, костюм, движения, жесты. Как неожиданно раскрываются некоторые ребя-та, находя в себе силы быть заметными, значимыми, а иногда смешными на сцене!

     Для объединения всех актеров, музыкантов, танцоров в спектакле, требуется руководитель – режиссер. Исходя из нашего опыта работы, лучшими “режиссерами” являются учителя иностранного языка.

     Большое внимание в наших постановках уделяется музыкальному оформлению. У каждого спектакля есть своя музыкальная тема, которая выбирается учащимися самостоятельно. В своих выступлениях каждую сцену отделяем музыкальной фразой или отдельным музыкальным выступлением. Музыка, танцы разыгрываемой эпохи, способствуют образному восприятию спектакля, развитию творческих способностей каждого участника.  В 2012 году я со своими учениками поставила  мюзикл «Остров сокровищ» по одноименному роману Р.Л.Стивенсона. Это мероприятие проходило в рамках традиционной недели английского языка. В постановке участвовали учащиеся 8,10, и 11 классов. В спектакле звучало много музыки, песен на английском языке и даже танцев, которые очень ярко передавали эмоции героев спектакля. Спектакль очень понравился зрителям, которые бурно реагировали на все происходящее на сцене. (Приложение 2)

     Для большей зрелищности спектакля мы создаем компьютерную презентацию пьесы, подбираем и показываем видеоряд во время действия спектакля. Эта работа выполняется также учащимися.

     Необходимо сказать несколько слов о декорациях. Костюмы и декорации изготав-ливают сами ученики. Хотелось бы отметить, что и родители наших артистов не оста-ются в стороне, видя их увлеченность, они с удовольствием помогают детям. Во время представления ведется видео и фотосъемка.

     Хочется отметить  важность системности во внеклассной работе учителя. Я обучаю моих учащихся 11 класса  с 5 класса. И уже в 5 классе мы поставили две маленькие ин-сценировки в рамках мероприятия «Мир Диснея». Это были фрагменты мультфильмов «Цветы и деревья» и «Дамбо». Это были первые шаги, но мои маленькие ученики очень старались и учились быть артистами. (Приложение 3)

     В 7 классе мы поставили инсценировку  по роману М.Твена «Приключения Тома  Сойера». Это было очень весело и увлекательно для детей! Учащиеся двух 7 классов ставили 2 разные сценки, а главные герои были  одни и те же: Том Сойер, Гекельберри Финн, тетя Полли.  И у нас было два Тома, два Гека, две тетушки Полли. Они были очень разные и совершенно замечательные! Петренко Кирил играл женскую роль тети Полли и просто блистал в этой роли! После каждого спектакля дети спрашивают: «А что еще мы будем инсценировать и когда?» И это замечательный результат моей работы! Драматизация  - это во всех отношениях очень результативный метод обучения и воспитания учеников в школе. (Приложение 4)

     Практика преподавания английского языка в школе показывает, что очень эффек-тивным приемом обучения иностранному языку выступает театрализация. Хочется привести высказывание Л.Н.Толстого  «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Я считаю, что драматизация – это один из верных способов обучения учащихся, когда совместная работа приносит удовлетворение и учителю, и ученикам. Учащиеся выучивают огромные тексты на английском языке. Во время выступления у артистов возникает чувство свободного говорения на английском языке, и это чувство помогает им лучше говорить на уроках английского языка, увереннее формулировать свои мысли. Такие мероприятия способствуют установлению положительных межличностных отношений среди обучающихся и воспитанию уважения к культуре России и англоязычных стран.

Литература.

  1. И. Л. Любинский “Театр для детей” М. Детская литература. 1965
  2. Е.А. Белянко “Драматизация в обучении английскому языку – Феникс 2013
  3. 6. Ю.А.Пучкова. Игры на уроках английского языка. Методическое пособие. – Москва, “Астрель”, 2003.
  4. Денисова Л.Г. “Использование приема драматизации при обучении устной речи”/ Иностранные языки в школе – 1981 - №4.
  5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова “Театральные постановки в средней школе” - Учитель, 2008
  6. В.Р.Трусова “Школьный театр на английском языке М.: Просвещение, 1993
  7. Л.Г. Денисова “Драматические игры для творческого этапа обучения” / Иностранные языки в школе - № 9, 1990
  8. Е.Л. Ерхова, С.В. Захаркина “Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей”, 2009

Наши инсценировки:

1.A Legend about the Giant. The Northern Ireland and the Giant’s Causeway       2011    

2.Musical  «Treasure Island» by R.L. Stevenson                                                      2012

3.Disney World  «Trees and Flowers», « Dumbo»                                                   2013

4.Love is All We Need                                                                                              2014

             -    Lazy Jack

             -    The gift of Magi

             -    Jane Eyre

             -    Romeo and Juliet

             -    Morozco

5.  Enjoy Adventures with Tom Sawyer                                                                   2015

6.  Oscar Wild  «Star Child»                                                                                     2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование речевой компетентности школьников на уроках английского языка"

Под речевой компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими языка для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на ф...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...

«Использование проектной технологии в преподавании английского языка в формировании общих компетенций»

Проектная технология является несомненным ключом к развитию и самостоятельной деятельности студентов.  Работа студентов в проекте призвана сформировать общие компетенции в понимании сущности и зн...