Статья "Применение здоровьесберегающих технологий"
статья

Тимошина Светлана Павловна

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка как средство повышения качества образования по предмету.

Применение здоровьесберегающих технологий как одно из условий формирования и развития интеллектуальных способностей и познавательной культуры  обучающихся на уроках иностранного языка.

«Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения ия, заключается в том, чтобы человек мог общаться на ия, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи», считает  Егорчикова К.М.. Хочется отметить, что здоровье детей - это та цель, где сходятся интересы семьи и общества. Задача учителя современной школы – развить каждого школьника, не подрывая его здоровья. Преподавание иностранного языка в школе предполагает не только формирование грамотности обучающихся, но и организацию образовательного пространства с позиции здоровьетворения. С состоянием здоровья детей связаны успешность их обучения в школе и качество их жизни в дальнейшем. Основной задачей образовательного учреждения в данной связи является не только дать необходимые знания, но и сохранить в процессе обучения здоровье детей. Считается, что не существует какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Цель здоровьесберегающей технологии, которую я использую на уроке – это обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на весь период обучения в школе.

 Стратегическая задача учителя состоит в том, чтобы включить обучающегося в активную  образовательную деятельность без потерь для здоровья. Для себя я определила основные направления  профессиональной педагогической деятельности по освоению навыков проектирования и отслеживания здоровьетворящего образования.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитание учеников высокоинтеллектуальными, гармонично развитыми, физически крепкими, духовно здоровыми;

- формирование знаний у детей о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состояние здоровья;

- развитие познавательной сферы (память, восприятие, мышление, логическое мышление, воображение);

- формирование культуры общения между детьми, снятие агрессивности.

В чём же кроется эффект оздоровления? Однозначно, в грамотной организации  с позиции здоровья структуре урока, подразумевающей оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по трудности, продолжительности и утомительности, благодаря чему обеспечивается высокая работоспособность, рождается интерес к предмету и потребность к самосовершенствованию. Скука на уроке  - один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. Время «готовых» уроков постепенно уходит в прошлое. Новизна современного российского образования требует от учителя  умения воплощать новые творческие идеи. Значит, учителю нужно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими для повышения работоспособности детей и укрепления их здоровья. У  каждого учителя  есть свои маленькие секреты, как бороться со скукой на уроке. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт возможности для раскрытия личности учащегося. Использую  простые приёмы, направленные на развитие творческих способностей учащихся и активизацию их резервных возможностей.

  1. Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке.

В начале урока желательны со стороны учителя «эмоциональные поглаживания», которые благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии учащихся и создают «ситуацию успеха». Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы. Учителю необходимо постоянно контролировать ситуацию и направлять вовлечённых в игру учащихся в нужное русло, а также вовремя остановить пришедшего в гости персонажа, завершить игру. Ребята отдохнули, разрядились. Можно продолжить серьёзный урок. Я уверена, что смена динамических поз на уроке повышает уровень физического и психического здоровья детей, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в виде диалога и коллективного сотрудничества. Доброжелательный тон учителя создаёт рабочий контакт с учениками, настраивает их на общение. Очень важно не забывать говорить «волшебные слова». Это не «спасибо» и «пожалуйста», как нас учили в детстве, это имена детей, с которыми мы общаемся. Имя человека – это своеобразный код, которому свойственны конкретные вибрации звуков, приводящие в возбуждение определенные участки головного мозга. Мы с детства привыкаем к своему имени, эти звуки, произносимые нежными голосами родителей над колыбелью, навсегда отпечатываются в нашем подсознании, ассоциируясь с положительными эмоциями. Если вы хотите расположить к себе учеников, всегда помните, что для ребёнка звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.

  1. Творческая работа с песнями и стихотворениями. 

Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Школьники с удовольствием разучивают песни и стихи на иностранном языке, Существует интересная традиция – заменять слова хорошо известных текстов. Это может быть оригинальным приёмом для изучения языка и развития творческих способностей учащихся.   На  своих уроках песни чаще всего использую  для фонетической зарядки на начальном этапе урока, для более прочного усвоения лексического и грамматического материала, как стимул для развития речевых умений и навыков, для снятия напряжения и восстановления работоспособности в середине урока. Напевая песни, можно танцевать и выполнять движения, соответствующие их содержанию. Важно, выбирать короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами четким ритмом. Заметила, что исполнение песен хором приносит обучающимся огромное эстетическое удовольствие и вызывает желание совершенствовать свои знания по иностранному языку. Доказано, музыка способна возбудить и успокоить, взбодрить и развеселить. Целесообразно использовать музыкальный фон при  выполнении творческой работы на уроке. Правильно подобранная мелодия может быть полезна для организма ребёнка и более того обладает большой целительной силой. Мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на дыхание и сердечные ритмы. Музыка Шопена и Штрауса рекомендована неуверенным учащимся с повышенным чувством тревоги. Для уменьшения раздражительности и разочарования  можно использовать музыкальные произведения Баха, Бетховена, Прокофьева. Музыка Чайковского обладает тонизирующим эффектом, улучшает пищеварение, стимулирует зрение и нервную систему.

Мои учащиеся с огромным удовольствием разучивают  тексты, предлагаемые в сборнике песен для начальной школы Game Songs (Enjoy English), а также в интерактивном учебнике  Tell me More Kids  (Правильный английский без скучных правил). 

  1. Уроки рисования, создания аппликаций из цветной бумаги  или лепки из пластилина.

Многие учителя из своей практики знают, что тяжело работать в последний учебный день перед каникулами или в праздничные дни. Уроки  нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка. Известно, что цветом можно лечить некоторые формы неврозов, а это значит, что грамотно подобранные цвета могут снять утомление, поднять жизненный тонус. И наоборот, яркие краски могут оказывать возбуждающее действие. Красный цвет позволяет улучшить работу щитовидной железы. Синий цвет полезен для учащихся с ослабленным зрением, т.к. хорошо действует на глазные нервы. Голубой, фиолетовый и зелёный прекрасный стимул для обучающихся с заболеваниями сердечнососудистой системы. Не секрет, что в творческой деятельности ребёнок творит, создаёт что-то своё, уникальное, а значит, выражает себя. Помочь найти себя, свою индивидуальность – задача учителя.

  1. Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками.

Для стимулирования общения на иностранном языке на уроке отлично подходит обсуждение интересных цитат и поговорок. Часто, работая над поговоркой, я отрабатываю фонетику, а затем прошу учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Иногда школьники с удовольствием занимаются оригинальным изменением известных поговорок и высказываний.                                                                                  

  1. Внимание и творческий подход к диалогам.

Один и тот же диалог можно разыграть и представить  по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они привычны к творчеству и фантазированию, они самостоятельно придумают много оригинальных вариантов.

И, конечно же, моя задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить. Опыт показывает, что такие уроки обеспечивают эмоционально здоровую настроенность детей, создают ситуации выбора и успеха, помогают в повышении самооценки  и веры в свои силы.

Необходимо использовать весь существующий арсенал приёмов и методов, направленных на формирование и сохранение здоровой личности ученика. Внедрение здоровьесберегающих технологий не требует больших материально-финансовых затрат. Главное условие – это желание и добрая воля учителя. Не ждите чуда – результат во многом зависит, безусловно, от ваших способностей, терпения, вдохновения и желания добиться поставленной цели.

Как известно, красть мысли у одного человека – плагиат, а у многих – научное исследование. В основу написания этой статья  были положены материалы, накопленные мною за годы работы в школе, а также  опыт педагогического коллектива МБОУ СОШ №3 г. Болхова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...