Главные вкладки

    технология личностно-ориентированного обучения
    учебно-методическое пособие

    выступление на РМО учителей иностранного языка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Таирова Ю.А. Выступление на РМО учителей иностранного языка

    «Технология личностно- ориентированного обучения как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

    Cовременные тенденции обучения английскому языку в свете новых стандартов требуют от учителя давать такой урок, который будет наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Иностранный язык направлен на формирование коммуникативной компетенции, поэтому урок английского языка должен проходить только в условиях личностно — ориентированного и деятельностного подходов.

       Деятельностный подход заключается в том, что обучение иностранному общению должно происходить в ходе практического применения всех видов речевой деятельности. Дети должны слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все перечисленные формы будут способствовать решению конкретных личностно учеником поставленных проблем и задач.

       В современной политике изучения иностранных языков утвердился личностно-ориентированный подход к обучению, который направлен на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всестороннюю подготовку его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

    Основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:

    1. Личностно-ориентированное обучение способствует развитию и саморазвитию личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

    2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.

    3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.

    4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).

    5.Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.

    К технологиям личностно-ориентированного обучения относятся: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «Портфель» ученика.

    Существуют различные методы обучения в сотрудничестве – это обучение в команде, метод «Пила», метод проектов ,«Учимся вместе» , исследовательская работа в группах.

    В современной практике активно используется проектный метод, который включает совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, важной для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    Основными требованиями к методу проектов являются:

    - определение важной в исследовательском, творческом плане проблемы;

    - практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;

    - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

    -структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

    - использование исследовательских методов: выявление проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы .

    Под разноуровневым обучением предполагается такое обучение, при котором каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне но не ниже базового, в зависимости от своих индивидуальных способностей. При оценке работы учитываются его индивидуальные усилия по изучению и освоению нового материалом, с дальнейшим его применением.

    «Портфель ученика» или « Портфолио» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

    Коммуникативную цель обучения английскому языку на своих уроках я реализую через личностно-ориентированное обучение. Чаще всего использую на уроках обучение в сотрудничестве, развиваю у своих воспитанников умения работать в группах с различными партнёрами, общаться вежливо и доброжелательно, чувствовать ответственность как за собственные успехи, так и за успехи участников своей группы, понимать, что совместная работа в группах - это ответственный и нелегкий труд.

    Работу строю следующим образом. Делю класс на группы, в которых дети самостоятельно определяют обязанности каждого при выполнении задания - организатор следит за работой в группе, за культурой общения и взаимопомощи внутри группы; редактор проверяют правильность выполнения; лидеры отвечаю за выполнение задания. Перед началом работы четко фиксирую цель на доске, проговариваю ее детям. Приучаю детей к тому, что после выполнения задания в группах следует коллективное обсуждение, что позволяет сформировать у учащихся навыки восприятия иноязычной речи на слух, развивает умения быть внимательными. Мое главное правило – в группе работают все! Считаю, что в группе должны все получают поощрение. Если группа не заслужила поощрения, то не акцентирую на этом внимание, чтобы не вызвать огорчение у детей. Поощрению подлежат все виды деятельности.

    Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together. Применяя данный метод на уроках, делю класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью единой темы, над которой мы работаем на уроке. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в дискуссии, уточняют детали, предлагают свои идеи , задают вопросы друг другу. Группа оценивается в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы, учитываю уровень знаний членов группы, сложность и объем самого задания. Использование данного метода является более эффективным в средних и старших классах, когда у детей имеется определенный словарный запас, навыки самостоятельной и групповой работы. Метод обучения в сотрудничестве является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у «сильных» то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

    Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

    Применение метода проектов на уроках иностранного языка считаю очень эффективным, так как данный метод повышает интерес к изучению английского языка, позволяет проявлять свои творческие способности и практически применять все приобретенные в процессе работы над темой навыки и умения.

     Итак, личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку должен заключать в себе учет всех уровней структуры личности ученика, уровень развития каждого ребенка, учет его возрастных особенностей, необходимо создание благоприятной, комфортной обучающей среды, которая будет способствовать формированию у ученика внутренней мотивации к изучению иностранного языка.

    Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной творческой активности учащихся, обеспечить условия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в глубоком овладении знаниями, в процессе формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

    Список использованной литературы

    1. Селевко Г.К. Школьные технологии. Профессиональная библиотека учителя. Личностный подход. 1999, № 6.

    2. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 6.

    3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 2.

    4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование. М.: Директор школы, 1997, № 1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

    Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...