Развитие коммуникативной компетенции по средствам обогащения словарного запаса как активного , так и пассивного.
статья по английскому языку (10 класс)

Сергеева Елена Виктровна

Данная статья будет интересна учителям, работающим в старшей школе и готовят своих учеников к итоговому экзамену ЕГЭ. В статье рассматривается способ работы над расширениемсловарного запаса у учащихся по средствам составления таблицы. Данная таблица представляет ознакомление со словообразованием, синонимами  и устойчивыми словосочетаниями. Богатый словарный  запас и возможность его использования как в устной , так и письменной речи дает большие возможности при сдаче экзамена за курс средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Елена Викторовна Сергеева

Учитель английского языка, высшая квалификационная категория,

ГБОУ СОШ № 492, г. Санкт- Петербург

Развитие коммуникативных компетенций по средствам обогащение словарного запаса учащихся, как пассивного, так и активного.

  1. Краткая аннотация работы:

Данная работа будет интересна учителям английского языка, которые преподают иностранный язык в старшей школе и готовят своих учеников к итоговому экзамену ЕГЭ. В статье рассматривается способ работы над расширением  словарного запаса у учащихся по средствам составления таблицы. Данная таблица предполагает ознакомление со словообразованием, синонимами, антонимами и устойчивыми словосочетаниями. Богатый словарный запас и возможность его использования как в устной, так и в письменной речи, дает большое преимущество при сдаче экзамена за курс средней школы.

  1. Содержание
  1. Введение
  2. Постановка целей для преодоления трудностей у учащихся в коммуникации на английском языке
  3. Разработка лексической таблицы
  4. Рекомендации по работе с лексической таблицей
  1. Разнообразие тренировочных упражнений для развития коммуникативных компетенций.
  2. Пример тренировочной таблицы.
  3.  Список использованных источников и литературы.

2. Содержание

     Если сегодня внимательно посмотреть на требования, предъявляемые школе в области изучения иностранного (английского) языка, то мы видим, что изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

     

Основное назначение предмета « Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Поэтому  главными целями обучения иностранному (английскому языку) являются развитие иноязычных коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). А речевая компетенция не может быть выполнена без развития языковой компетенции, которая представляет собой овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; знания о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языке.

2.1 Введение

    Для осуществления поставленных задач был разработан учебный план для 10-11 классов, предусматривающий пять часов в неделю по предмету « Английский язык». Согласно данному плану один час в неделю посвящается проектной деятельности и еще один час я решила наполнить подготовкой к  сдаче единого государственного экзамена за курс средней школы. Ознакомившись с требованиями и заданиями экзамена, было решено посвятить работе с текстами и лексико- грамматическим заданиям повышенной сложности.

2.2 Постановка целей для преодоления трудностей у учащихся в коммуникации на английском языке

   Когда ученикам старшей школы были предложены данные задания, то обнаружилось, что учащиеся испытывают огромную трудность при выполнении заданий. Прежде всего вследствие малого словарного запаса. Для преодоления  очевидных трудностей были поставлены следующие практические цели:

  1. Обогащение лексического запаса учащихся;
  2. Обучение применению в речи идиоматических выражений;
  3. Корректировка их навыков владения лексическими единицами;

2.3 Разработка лексической таблицы

   Для достижения поставленных целей была разработана лексическая таблица, основанная на лексических единицах учебника « Spotlight – 10», которую я использую в 10 классе (см.Приложение). Каждый раздел лексической таблицы соответствует определенному разделу учебника. Лексические единицы даны в той последовательности, в какой они изучаются в учебнике.

слово

Определение слова,  его синонимы, антонимы

Однокоренные слова с данным словом

Примеры:

В первой колонке дается слово на английском языке, указывается его принадлежность к части речи. Во второй колонке дается определение этого слова на английском языке, приводятся синонимы и антонимы, а также слова, которые могут вызвать интерференцию лексической единицы. В третьей колонке указываются однокоренные слова  и устойчивые выражения с данным словом. В четвертой колонке приводятся примеры с данным словом.

  Все компоненты лексического навыка должны учитываться при введении, формировании в процессе работы со словарем, текстом, лексическими упражнениями, при активизации лексики в иноязычной речи.

2.4  Рекомендации по работе с лексической таблицей.

  После работы по учебнику учитель раздает учащимся таблицы и комментирует содержание колонок. Просит учащихся прочитать вслух дефиниции, повторить за учителем трудные в фонетическом отношении лексемы, обратить внимание на употребление предлогов, объясняет различные оттенки значений слов, приводит примеры предложений с данными словами.

   Учащиеся копируют данную таблицу в отдельную тетрадь. Учащимся предлагается самим находить перевод исходных слов, однокоренных слов, устойчивых выражений и фразовых глаголов. Это способствует совершенствованию навыка работы со словарем, лучшему овладению лексемами.

 

3. Разнообразные тренировочные упражнения для отработки лексики:

     На последующих уроках организуется тренировка данной лексики. Для овладения лексикой, представленной в таблице, учитель предлагает дополнительные упражнения для активизации лексики в речи. Например:

  • Написать синоним или антоним для следующего слова;
  • Заполните пропуски, выбирая слова из списка синонимов или антонимов, согласно содержанию;
  • Определите следующее слово;
  • Напишите свое собственное предложение, используя образец;
  • Завершите предложение и используйте его в диалоге;
  • Замените каждое выделенное предложение более подходящим словом;
  • Завершите каждое предложение более подходящим словом из списка;
  • Напишите предложение из следующих слов;
  • Соедините слова и их определения;
  • Послушайте определение и назовите слово;
  • Комментируйте, используя новые слова;
  • Перефразируйте предложение;
  • Используйте новые слова в диалоге;
  • Закончите диалог и используйте следующие слова;
  • Используйте новые слова и расширяйте следующие предложения;
  • Добавьте подходящие идиомы, пословицы и поговорки к следующим предложениям;
  • Перескажите текст, используя новые слова, и добавьте детали или свое собственное мнение.

4.  Пример лексической таблицы:

Unit 4 Lesson 1-2

Word

Definition,

synonyms, antonyms

Family of words, collocations

Examples

content  (adj)

( with sth, to do sth)

Happy, satisfied, syn. Satisfied, pleased, glad( about sth that happened)

Ant. discontented, dissatisfied

Contented ( adj)

Content ( V)

Content (n)

Contentment ( n)

We’ll be content with a respectable result in tomorrow’s match. She sat quietly, content to watch him working.

 I felt warm, cosy and contented.

Be \ get into sth

to like and be interested in sth

Syn. be interested in, be keen on

take sth into account\ consideration

look into

go into ( details)

I first got into jazz when I was at college. We will take your recent illness into consideration when marking your exam.

Competitive

(adj)

Determined or able to be more successful than other people or business .

compete ( v)

competition ( n)

competitor (n)

Competitive sports encourage children to work together as a team.

Last year they sold twice as many computers as their competitors.

grow out of sth ( phr.v)

If a child grows out of a habit, he stops doing it as he gets older

grow ( old, worse, hot)

money doesn’t grow on trees

grown – up ( n)

growth (n)

Mike finally seems to be growing out of his rebelliousness. The sound was growing louder.

Impress (v)

(sb)

to affect sb, especially by making them feel admiration and respect for you.

impress ( adj) by \ with

Impression (n)

get the impression that

ge under the impression that

impressive ( adj)

Steve borrowed his dad’s sports car to impress his girlfriend. We were very impressed by the standard of work.

I get the distinct impression that we are not wanted here.

5. Cписок использованных источников и  литературы

1.  Longman Dictionary of Contemporary English. – Longman, 2005.

2. Pye G. Vocabulary in Practice.- Cambridge University Press, 2009

3. The Oxford Russian Dictionary.- Oxford University Press, 2013

4. Михеева И.В. и др.  УМК « Английский в фокусе» для 10 класса: Москва, « Просвещение», 2014.

5. Longman Dictionary of English Language and Culture. – Longman, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых тру...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словоо...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...