Главные вкладки

    Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.
    методическая разработка по английскому языку

    В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения  их коммуникативных возможностей.

    В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь. В то время как язык это, прежде всего, средство коммуникации и передачи информации одного субъекта другому посредством устного сообщения. Поэтому одна из первостепеннейших задач в преподавании английского языка является развитие произносительных навыков учащихся (на начальном этапе изучения языка), совершенствование умения передавать свои мысли в соответствии с заданной ситуацией (базовый уровень владения языком) и, наконец, обогащение речи, осознание учащимися лексических и грамматических оттенков в значениях слов, словосочетаний, предложений, а также их стилистических особенностей, сфер употребления (продвинутый уровень владения языком).

    Важность этой проблемы определяется тем, что речь школьников состоит в основном из простых конструкций, лексика, применяемая ими для решения множества разнообразных коммуникативных задач, зачастую однообразна, без стилистического окрашивания. Учащиеся с трудом подбирают слова для выражения своего мнения.  Очевидно, что лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности и она занимает первостепенное место на уроке, поэтому формирование лексических навыков должно стать приоритетной задачей в работе  учителя.

    Факт, что по окончании школы ученики должны знать определённое количество слов, предписанных учебной программой. Но необходимо различать термины «знать и употреблять слово».

     

    Знать слово

    Владеть словом

    Ученик узнает иностранное слово, но не понимает его значения, и вспоминает его после раздумий.

    При чтении ученик мгновенно узнает слово, осознает его значение.

    При говорении ученик автоматически находит слово и сочетает его с другими словами.

    Необходимо постоянно помнить, что главной целью является владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так:  ученик должен владеть таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы.

    Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определенных этапов:

    Представление (семантизация) лексических единиц

    Автоматизация лексики

    Совершенствование лексических навыков.   

    При введении (семантизации) лексики учитель может использовать разные методы и приемы, например переводные или беспереводные методы. Выбирая методы работы с лексикой, учитель должен обратить внимание на:

    характер слова;

    уровень обученности детей;

    этап обучения.

    Введение лексики может осуществляться различными способами, которые можно разделить на беспереводные и переводные способы введения.

    К беспереводным способам относятся:

    демонстрация предметов, действий, картинок, рисунков и др.;

    При раскрытии значений слов на иностранном языке, могут использоваться: дефиниция, перечисление, синонимы или антонимы, контекстуальная догадка. Важным и очень ценным средством раскрытия значения слов является дефиниция. Это средство, во-первых, наиболее точно раскрывает значение и, во-вторых, тренирует учащихся в понимании речи со слуха. Однако толкование значений является достаточно сложным для преподавателя и подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков у учащихся.

    К переводным способам относятся:

    замена слова, словосочетаний, соответствующим вариантом родного языка;

    перевод.

    Беспереводные способы используются на начальном и среднем уровне, и помогают сделать урок интересным и мобильным. Такие виды упражнений помогают  развивать догадку, увеличивать практику в языке, создавать опоры для запоминания. Однако, беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания. Переводные способы уместны в старшем звене, когда невозможно объяснить слово.

    Введение слова. Слово может вводиться самостоятельно, а затем в предложении и тексте учащийся видит  употребление слова

    Этапы работы над лексикой:

    а) произношение слова

    б) проверка правильности произношения

    в) коррекция обнаруженных ошибок;

    г) контроль понимания

    д) запись слова

    Закрепление лексики.

    На данном этапе учитель использует различные упражнения, такие как кроссворды, подобрать слова и дефиниции, заполнить пропущенные буквы,  составить словосочетания, подобрать слово в предложение.

    Активизация лексики – это завершающий этап работы над новыми словами. Основным способом активизации лексики является употребление ее в различных упражнениях, таких как диалоги, ролевые игры, письмо и проекты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

    Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

    Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

    Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

    Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

    Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

    Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

    Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

    Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей

    Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...

    Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

    В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...

    Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

    Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...