Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.
методическая разработка по английскому языку

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения  их коммуникативных возможностей.

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь. В то время как язык это, прежде всего, средство коммуникации и передачи информации одного субъекта другому посредством устного сообщения. Поэтому одна из первостепеннейших задач в преподавании английского языка является развитие произносительных навыков учащихся (на начальном этапе изучения языка), совершенствование умения передавать свои мысли в соответствии с заданной ситуацией (базовый уровень владения языком) и, наконец, обогащение речи, осознание учащимися лексических и грамматических оттенков в значениях слов, словосочетаний, предложений, а также их стилистических особенностей, сфер употребления (продвинутый уровень владения языком).

Важность этой проблемы определяется тем, что речь школьников состоит в основном из простых конструкций, лексика, применяемая ими для решения множества разнообразных коммуникативных задач, зачастую однообразна, без стилистического окрашивания. Учащиеся с трудом подбирают слова для выражения своего мнения.  Очевидно, что лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности и она занимает первостепенное место на уроке, поэтому формирование лексических навыков должно стать приоритетной задачей в работе  учителя.

Факт, что по окончании школы ученики должны знать определённое количество слов, предписанных учебной программой. Но необходимо различать термины «знать и употреблять слово».

 

Знать слово

Владеть словом

Ученик узнает иностранное слово, но не понимает его значения, и вспоминает его после раздумий.

При чтении ученик мгновенно узнает слово, осознает его значение.

При говорении ученик автоматически находит слово и сочетает его с другими словами.

Необходимо постоянно помнить, что главной целью является владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так:  ученик должен владеть таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы.

Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определенных этапов:

Представление (семантизация) лексических единиц

Автоматизация лексики

Совершенствование лексических навыков.   

При введении (семантизации) лексики учитель может использовать разные методы и приемы, например переводные или беспереводные методы. Выбирая методы работы с лексикой, учитель должен обратить внимание на:

характер слова;

уровень обученности детей;

этап обучения.

Введение лексики может осуществляться различными способами, которые можно разделить на беспереводные и переводные способы введения.

К беспереводным способам относятся:

демонстрация предметов, действий, картинок, рисунков и др.;

При раскрытии значений слов на иностранном языке, могут использоваться: дефиниция, перечисление, синонимы или антонимы, контекстуальная догадка. Важным и очень ценным средством раскрытия значения слов является дефиниция. Это средство, во-первых, наиболее точно раскрывает значение и, во-вторых, тренирует учащихся в понимании речи со слуха. Однако толкование значений является достаточно сложным для преподавателя и подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков у учащихся.

К переводным способам относятся:

замена слова, словосочетаний, соответствующим вариантом родного языка;

перевод.

Беспереводные способы используются на начальном и среднем уровне, и помогают сделать урок интересным и мобильным. Такие виды упражнений помогают  развивать догадку, увеличивать практику в языке, создавать опоры для запоминания. Однако, беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания. Переводные способы уместны в старшем звене, когда невозможно объяснить слово.

Введение слова. Слово может вводиться самостоятельно, а затем в предложении и тексте учащийся видит  употребление слова

Этапы работы над лексикой:

а) произношение слова

б) проверка правильности произношения

в) коррекция обнаруженных ошибок;

г) контроль понимания

д) запись слова

Закрепление лексики.

На данном этапе учитель использует различные упражнения, такие как кроссворды, подобрать слова и дефиниции, заполнить пропущенные буквы,  составить словосочетания, подобрать слово в предложение.

Активизация лексики – это завершающий этап работы над новыми словами. Основным способом активизации лексики является употребление ее в различных упражнениях, таких как диалоги, ролевые игры, письмо и проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...

Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...