Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей
статья по английскому языку на тему

Cеменченок Елена Владимировна

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь. В то время как язык это прежде всего средство коммуникации и передачи информации одного субъекта другому посредством устного сообщения. Поэтому одна из первостепеннейших задач в преподавании английского языка- это развитие произносительных навыков учащихся (на начальном этапе изучения языка), совершенствование умения передавать свои мысли в соответствии с заданной ситуацией ( базовый уровень владения языком) и, наконец, обогащение речи, осознание учащимися лексических и грамматических оттенков в значениях слов, словосочетаний, предложений, а также их стилистических особенностей, сфер употребления(продвинутый уровень владения языком) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_slovarnogo_zapasa_uchashchikhsya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семенченок Елена Владимировна, учитель английского языка

МБОУ"Гимназия №1" Россия г.Воронеж

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения  их коммуникативных возможностей

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, оставляя без должного внимания такой аспект как устная речь. В то время как язык это прежде всего средство коммуникации и передачи информации одного субъекта другому посредством устного сообщения. Поэтому одна из первостепеннейших задач в преподавании английского языка- это развитие произносительных навыков учащихся (на начальном этапе изучения языка), совершенствование умения передавать свои мысли в соответствии с заданной ситуацией ( базовый уровень владения языком) и, наконец, обогащение речи, осознание учащимися лексических и грамматических оттенков в значениях слов, словосочетаний, предложений, а также их стилистических особенностей, сфер употребления(продвинутый уровень владения языком) .

Важность этой проблемы определяется тем, что речь школьников состоит в основном из простых конструкций, лексика применяемая ими для решения множества разнообразных коммуникативных задач, зачастую однообразна, без стилистического окрашивания. Учащиеся с трудом подбирают слова для выражения своего мнения.  Очевидно что лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности и она занимает первостепенное место на уроке, поэтому формирование лексических навыков должно стать приоритетной задачей в работе  учителя.

Факт, что по окончании школы ученики должны знать определённое количество слов, предписанных учебной программой. Но необходимо различать термины «знать и употреблять слово».

Знать слово

Владеть словом

Ученик узнает иностранное слово, но не понимает его значения, и вспоминает его после раздумий.

  • При чтении ученик мгновенно узнает слово, осознает его значение.
  • При говорении ученик автоматически находит слово и сочетает его с другими словами.

Необходимо постоянно помнить, что главной целью является владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так:  ученик должен владеть таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы.

Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определенных этапов:

  1. Представление (семантизация) лексических единиц
  2. Автоматизация лексики
  3. Совершенствование лексических навыков.   

При введении (семантизации) лексики учитель может использовать разные методы и приемы, например переводные или беспереводные методы. Выбирая методы работы с лексикой, учитель должен обратить внимание на

  • характер слова;
  • уровень обученности детей;
  • этап обучения.

Введение лексики может осуществляться различными способами, которые можно разделить на беспереводные и переводные способы введения.

К беспереводным способам относятся:

  1. демонстрация предметов, действий, картинок, рисунков и др.;
  2. при раскрытии значений слов на иностранном языке, могут использоваться: дефиниция, перечисление, синонимы или антонимы, контекстуальная догадка. Важным и очень ценным средством раскрытия значения слов является дефиниция. Это средство, во-первых, наиболее точно раскрывает значение и, во-вторых, тренирует учащихся в понимании речи со слуха. Однако толкование значений является достаточно сложным для преподавателя и подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков у учащихся.

К переводным способам относятся:

  1. замена слова, словосочетаний, соответствующим вариантом родного языка;
  2. перевод

Беспереводные способы используются на начальном и среднем уровне, и помогают сделать урок интересным и мобильным. Такие виды упражнений помогают  развивать догадку, увеличивать практику в языке, создавать опоры для запоминания. Однако, беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания. Переводные способы уместны в старшем звене, когда невозможно объяснить слово.

Введение слова. Слово может вводиться самостоятельно, а затем в предложении и тексте учащийся видит  употребление слова

Этапы работы над лексикой:

а) произношение слова

б) проверка правильности произношения

в) коррекция обнаруженных ошибок;

г) контроль понимания

д) запись слова

Закрепление лексики.

На данном этапе учитель использует различные упражнения, такие как кроссворды, подобрать слова и дефиниции, заполнить пропущенные буквы,  составить словосочетания, подобрать слово в предложение.

Активизация лексики – это завершающий этап работы над новыми словами. Основным способом активизации лексики является употребление ее в различных упражнениях, таких как диалоги, ролевые игры, письмо и проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словоо...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...