Анализ Национального Исследования Качества Образования в МОУ "Мугунская СОШ" - 2016.
методическая разработка

Никулина Софья Геннадьенна

Анализ НИКО 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ НИКО 20162.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ « Мугунская СОШ» Анализ результатов проведения Национального Исследования Качества О сновного О бщего О бразования в 5 и 8 классах по предмету «Английский язык »

Слайд 2

Цель исследования. С одействие реализации ФГОС в части перехода всех образовательных организаций Российской Федерации на обязательный ЕГЭ по иностранному языку.

Слайд 3

Задачи исследования. разработка концепции исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; формирование организационных и информационных ресурсов для проведения исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; разработка инструментария для проведения исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; консультирование специалистов, участвующих в организации исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; обеспечение необходимыми материалами участников исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; проведение диагностических работ по иностранным языкам; проведение анкетирования в рамках исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; обработка результатов исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах; анализ результатов исследования качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах.

Слайд 4

Результаты исследования учащихся 5 класса в МОУ « Мугунская СОШ» В исследовании по английскому языку приняли участие 12 обучающихся 5 класса. Поскольку исследование проводилось в начале учебного года , в основу кодификатора проверяемых умений и навыков были положены требования ФГОС начальной школы.

Слайд 5

Содержание КИМ: Диагностическая работа НИКО по английскому языку 5 класс содержала 6 заданий. № задания Проверяемые умения и навыки Ma х- ый балл за задания Средний % выполнения 1 Аудирование с пониманием основного содержания прослушанного текста. 5 58 2 Осмысленное чтение текста вслух 2 0 3 Говорение: монологическое высказывание на основе плана и визуальной информации 8 17 4 Чтение с пониманием основного содержания прочитанного текста 5 42 5 Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативно-значимом контексте: грамматические формы 6 0 6 Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативно- значимом контексте: лексические единицы . 4 8

Слайд 6

1 часть - А удирование В заданиях этой части проверялось умение воспринимать на слух основное содержание простейших звучащих текстов и соотносить его с соответствующим изображением (фотографией). Все тексты соответствовали предметному содержанию программы начальной школы и строились на активной лексике, изучаемой на начальном этапе обучения иностранному языку.

Слайд 8

Тексты для аудирования (Звучат 2 раза) Text 1. It is summer. Anna is riding on a horse with her father. They want to get to the forest. The horse is running fast. Text 2. The tiger is walking in the forest. It’s winter. There is a lot of snow. The tiger is beautiful. Text 3. Lucy and her family are sitting on the sofa. They are smiling. Their dog is very nice. Lucy loves her dog. Text 4. It is very hot today. The tiger is sleeping on the grass. The tiger is big. It looks very nice. Text 5. Look at the baby with a kitten. This is Mary. She is playing with her kitten. Mary is smiling. She wants to touch the kitten.

Слайд 9

Трудности: В целом обучающиеся 5 класса МОУ « Мугунская СОШ» справились с данным заданием, 7 обучающихся набрали МАХ балл. Анализ результатов заданий данной части показал, что: у обучающихся сформированы умения понимать основное содержания коротких текстов, построенных на изученном лексико-грамматическом материале; однако у слабых обучающихся понимание строится не на целостном восприятии текста, а на отдельных, выхваченных из текста знакомых словах, что часто приводит к отрицательному результату ;

Слайд 10

Рекомендации - разбирать инструкции к заданиям и просить детей объяснить, что требуется выполнить в каждом конкретном задании ; – разбирать сами задания и трудности, которые могут возникнуть в связи с их выполнением ; – на каждом уроке слушать тексты, при этом давая разные типы заданий на понимание основного содержания текстов с опорой на картинки и без них ; – знакомить обучающихся с разными стратегиями и приемами извлечения основной и запрашиваемой (нужной) информации в звучащем тексте ; – показывать разные виды опор для понимания содержания текста, в первую очередь ключевые слова, цифры и грамматические конструкции, и учить выделять их при прослушивании более длинных текстов письменной фиксацией в виде слов или знаков; – приучить детей прослушивать тексты на уроке и дома не более 2 раз; – просить детей после выполнения задания прокомментировать трудности , с которыми они столкнулись, а после еще одного прослушивания скорректировать свои ответы и объяснить, почему

Слайд 11

2 часть – Чтение текста в слух В заданиях этой линии проверялись навыки осмысленного чтения вслух небольшого простого текста . Максимальный балл за выполнение этого задания – 2. Выполнение задания оценивалось экспертами по следующим критериям. 2 балла Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; в произношении слов допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл (грубые ошибки) 1 балл Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; в произношении слов допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе четыре ошибки, искажающие смысл (грубые ошибки) 0 баллов Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений И/ИЛИ в произношении слов допущено более семи фонетических ошибок, ИЛИ сделано более четырех фонетических ошибок, искажающих смысл (грубые ошибки )

Слайд 13

Трудности З адания этой части у пятиклассников МОУ « Мугунская СОШ» дали низкий проценты выполнения – 0%. Абсолютное большинство обучающихся, не смогли правильно прочитать названия школьных предметов. Проблемы возникали и при чтении названии месяцев, многие учащиеся неправильно читают окончания - ed в словах ‘ cooked ’, ’ packed ’. К типичным ошибкам можно также отнести пропуск целых слов при чтении, а также пропуск строчки, что, с одной стороны, можно объяснить невнимательностью или волнением , а с другой – показывает несформированность навыков чтения вслух.

Слайд 14

Рекомендации И спользовать не только имитационный подход (чтение за диктором, вместе с диктором, после диктора), но и сознательно- имитационный подход (понимание и присвоение правил чтения); Для отработки произношения звуков брать оппозиции фонем, например [ d–t], [i–i:], [θ– ð ] ; Д ля отработки звуков использовать рифмовки, песни, стихи ; Д ля отработки слитности речи и правильного деления на синтагмы (смысловые группы) при чтении использовать прием « фонетическая лестница / снежный ком »; Д ля облегчения восприятия интонации использовать движения рук, показывающие нисходящий или восходящий тон при оформлении коммуникативных типов предложений.

Слайд 15

3 часть - говорение (монологическое высказывание – описание фотографии) В заданиях этой части проверялись умения спонтанного говорения – элементарные умения монологической речи. Обучающимся предлагалось на основе плана описать одну фотографию по своему выбору из трех предложенных. Все фотографии по своей тематике соответствовали предметному содержанию речи начальной школы и давали возможность создать развернутое высказывание.

Слайд 17

Трудности На данной ступени обучения школьникам часто трудно дается начало монолога, поэтому им также была дана первая техническая фраза : “ I’ve chosen picture № …”(« Я выбрал фото №…») – и первые слова собственно описания: “ This is …” Мах балл за выполнение данного задания – 8. Учащиеся 5 класса МОУ « Мугунская СОШ» дали низкий проценты выполнения – 17%: 2 обучающихся набрали мах балл, 2 обучающихся - не приступили к заданию, 2 обучающихся набрали - 1 балл, 6 обучающихся набрали - 0 баллов.

Слайд 18

Анализ результатов выполнения заданий этой части выявил неумение участников описывать картинки и создавать целостное монологическое высказывание. Обучающиеся затруднялись в подборе слов (хотя подбирались такие картинки, для описания которых нужна была активная лексика), допускали большое количество лексико-грамматических и фонетических ошибок. Иногда дети просто не понимали, что они должны сделать. Так некоторые дети просто читали задание, некоторые описывали три, а не одну картинку, некоторые использовали пункты плана как вопросы (при этом не соблюдая грамматические правила) и делали попытки ответить на них.

Слайд 19

Рекомендации - На занятиях больше внимания уделять неподготовленной спонтанной речи обучающихся с опорой на фотографию; - Самому учителю больше говорить на уроке на иностранном языке, чем на русском языке, и вовлекать учащихся в общение: -Ученики должны говорить большую часть урока, при этом необходимо следить , чтобы учебное время справедливо делилось между сильными, слабыми и средними учащимися; -Разбирать инструкции к заданиям и просить детей объяснить, что им требуется выполнить; -Разбирать сами задания и трудности, которые могут возникнуть в связи с их выполнением; -Н аучить работать по плану, четко соблюдая все предложенные пункты в правильном порядке, что помогает выстроить логичное и четкое высказывание; -Научить описывать только то, что изображено на картинке, не выдумывать и не добавлять ничего лишнего; -Н аучить применению простейших средств связи типа and , but , or для логических переходов в монологе ; -Давать задания не только на репродукцию (заучивание наизусть монологов , диалогов), но и на продукцию, составление монологов/диалогов разным опорам: по аналогии с образцом, ключевым словам , плану, речевой ситуации, картинке, проблемным вопросам, первой фразе и т.д .; -Сделать контроль умений говорения регулярным, использовать разные его виды и формы; -З аписывать подготовленную и неподготовленную речь пятиклассников на цифровые носители и обсуждать положительные и отрицательные стороны их монологических и диалогических высказываний , при этом создавать благожелательную, доверительную обстановку, способствующую осознанию важности таких обсуждений.

Слайд 20

4 часть - чтение с пониманием основного содержания В заданиях данной части проверялось умение понять основное содержание текста, построенного в основном на знакомом лексическом материале. Учащимся предлагалось прочитать про себя пять текстов и соотнести их с темами. Было использовано две разновидности заданий: одна – без дистрактора (пять текстов и пять тем); другая – с дистрактором (пять текстов и шесть тем ). За выполнение данного задания

Слайд 21

Без дискриптора

Слайд 22

С дискриптором

Слайд 23

Трудности В целом задания по чтению с пониманием основного содержания дали более хорошие результатами , чем задания по чтению вслух и говорению . Можно считать , что у значительной части учащихся сформированы базовые умения чтения с пониманием основного содержания . Мах балл за выполнение данного задания – 5. Учащиеся 5 класса МОУ « Мугунская СОШ» набрали – 42%: 5 обучающихся набрали мах балл, 4обучающихся – набрали 3 балла, 2 обучающихся набрали - 2 балла, 1 обучающийся набрал - 0 баллов.

Слайд 24

Без дискриптора . Исходя из содержания текстов, предположить , что обучающиеся могут испытывать затруднения при выборе темы для текстов А и D, так как темы «Хобби» и «Спорт» являются близкими. Эта ошибка действительно встречается, но не является типичной. Гораздо большее число участников определили тему текста А как “ Party ” («Праздник», «Вечеринка»), хотя в тексте речь идет об увлечении верховой ездой. Тема 4 “ Party ” однозначно соотносится с текстом Е о праздновании дня рождения . С дискриптором . Конкретно к заданию с дискриптором наиболее сложным был последний текст. Правильный ответ – “ Meals ”. Пятиклассники ошибочно указывали его тему как “ Family ”, “ Drinks ”, “ Kitchen ”. Из предложенных текстов только для первого и последнего учащиеся однозначно определяли их темы (“A living room ”, “A classroom ”), хотя тематика всех представленных в задании текстов является базовой для начальной школы.

Слайд 25

Рекомендации В качестве рекомендации представляется важным отметить следующее. Умения чтения с разной глубиной проникновения в содержания текста являются основой для развития других речевых умений, а также для когнитивного развития учащихся. Уверенное владение умениями чтения является важным условием дальнейшего успешного освоения курса иностранного языка, поэтому на уроках в начальной школе рекомендуется уделять большое внимание выполнению заданий на понимание общего содержания текста. Рекомендуется систематически выполнять задания на определение основной темы текста или выбор подходящей темы из предложенного списка, на придумывание заголовков к текстам и составление плана прочитанного текста. Кроме того, представляется, что в школьном обучении все еще часто используется перевод текста на русский язык как способ проверки его понимания . Это противоречит современным подходам, ориентированным на беспереводное понимание, особенно когда речь идет о чтении с пониманием основного содержания. В школьной практике следует использовать различные способы контроля понимания прочитанного, не полагаясь на перевод.

Слайд 26

5 часть - грамматические навыки В заданиях данной линии проверялись навыки использования грамматических форм в коммуникативно-значимом контексте. Обучающимся предлагался связный текст с пропусками , которые следовало заполнить нужной грамматической формой из выпадающего списка. Тематически тексты соответствовали предметному содержанию речи начальной школы.

Слайд 28

Выберите правильный ответ A 1) was 2) were 3) are 4) is B 1) writing 2) write 3) written 4) wrote C 1) go 2) went 3) going 4) gone D 1) he 2) his 3) him 4) himself E 1) calls 2) will call 3) called 4) call F 1) better 2) best 3) good 4) more good

Слайд 29

Трудности Значительная часть пятиклассников не правильно определили необходимость использования глагольной формы Past Simple Tense , как и необходимость объектного падежа местоимения ( him ). Также учащиеся показали незнание форм глагола to be . Форма глагола не должна вызывать здесь вопросов, так как подлежащее They однозначно требует формы множественного числа, а общее понимание текста , который полностью является повествованием в прошедшем времени, подсказывает выбор прошедшего времени. И тем не менее мы находим ответы в настоящем времени. К сожалению, многие участники не справились и с выбором сравнительной степени прилагательного. И как следствие в этой части обучающиеся 5 класса МОУ « Мугунская СОШ» набрали – 0%.

Слайд 30

Рекомендации При обучении грамматике следует принимать во внимание интегративный характер живого человеческого языка, связь разных видов речевой деятельности. Языковые навыки являются основой речевых умений и должны формироваться в неразрывном единстве. Современные подходы к преподаванию иностранных языков диктуют функциональный принцип и обучение грамматике в коммуникативно- значимом контексте. Можно рекомендовать увеличение доли заданий по грамматике , построенных на связных текстах; обязательный анализ использования изучаемого грамматического явления в связном тексте; переход от репродуктивных к условно-продуктивным и продуктивным заданиям для формирования грамматических навыков.

Слайд 31

6 часть - лексические навыки В заданиях этой части проверялись навыки использования лексических единиц в коммуникативно-значимом контексте. Обучающимся предлагался короткий связный диалог с четырьмя пропусками и список из шести слов, из которых следовало выбрать нужные для заполнения пропусков. Тематически диалоги соответствовали предметному содержанию речи начальной школы. Проверяемая лексика относится к базовому активному словарю начальной школы.

Слайд 33

Трудности Несмотря на очень простой текст диалога и активную, употребительную лексику, предложенную для заполнения пропусков, процент выполнения данного задания у обучающихся 5 класса МОУ « Мугунская СОШ» низок – 8%. О тветы имеют случайный характер что приводит к выводу о недостаточном уровне сформированности лексических навыков у большинства обучающихся 5 классов.

Слайд 34

Рекомендации Рекомендации по формированию лексических навыков близки по своей сути к рекомендациям по формированию грамматических навыков. Бесполезно заучивать грамматические правила без выхода в продуктивные задания, и бесполезно заучивать списки слов без выхода в продукцию. Современные подходы к преподаванию иностранных языков диктуют функциональный принцип и обучение лексике в коммуникативно-значимом контексте. Можно рекомендовать увеличение доли заданий по лексике, построенных на связных текстах; обязательный анализ использования изучаемой лексики в связном тексте; переход от репродуктивных к условно-продуктивным и продуктивным заданиям для формирования лексических навыков.

Слайд 35

Thank you for your attention!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальное исследование качества образования (НИКО) по предмету "Физическая культура" в 6 и 10 классах.

Анализ проведения Национального исследования качества образования по предмету "Физическая культура" в 6 и 10 классов на территории г.о. Химки, апрель 2019 года. Исследование проводится в цел...

Приказ Об участии в национальном исследовании качества образования по предмету "География" в 7-х и 10-х классах в 2018г. от 05.10.2018

Приказ Об участии в национальном исследовании качества образования по предмету "География" в 7-х и 10-х классах в 2018г. от 05.10.2018...

Значимость международных исследований качества образования

Тема спича: значимость международных исследований качества образования...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...