Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку

Даренина Марина Вячеславовна

Ни один урок иностранного языка не обходится без современных образовательных технологий и методов. Мы используем их, чтобы сделать образовательный процесс интереснее, ярче и, конечно же, информационно наполненным и разнообразным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Наиболее продуктивными технологиями, на мой взгляд, являются информационно-коммуникационные, проектный метод, исследовательская деятельность учащихся и др.

Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.

На уроках английского языка и во внеурочное время я использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Также я активно использую стратегии и приемы обучения смысловому чтению в работе с текстом.  Учитывая несомненно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки, на каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные,
  • проектный метод,
  • исследовательскую деятельность учащихся,
  • технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу,
  • здоровьесберегающие технологии.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных  этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point (в том числе и созданные самими обучающимися, после предварительной проверки учителем), учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении — интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению моего предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.

Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях. Мои ученики выходят с исследовательскими работами на школьные научно-практические конференции. Проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа состоит из следующих шагов:

1)Определение темы.  2) Определение конечного результата. 3)Обсуждение и составление плана  проекта. 4) Сбор  информации.  5) Обработка    информации.6)Оформление проекта. 7)Презентация проекта. 8) Оценка проекта.

Проектная деятельность  делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

 Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.  Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке или в речемыслительной задаче.

Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

 Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Портфолио считаю очень важным методом в обучении иностранному языку. Сбор информации для портфолио происходит, как на моих уроках, так и индивидуально каждым учеником. Что мы можем положить в свою папку - дидактические материалы с уроков, материал необходимый при подготовки заданий и мн. др. Наличие портфолио - это возможность вспомнить, что проходилось на уроках, возможность воспользоваться материалами внеурочной деятельности, найти применение портфолио можно спустя годы после его создания.

Применение здоровьесберегающей технологии необходимо на любых уроках, в том числе на уроках иностранного языка. На современном уроке при использовании проекторов, компьютерных презентаций и другого рода видео материала, просто необходимо заботиться о зрении учащихся. Здесь на помощь мне приходят - зарядка для глаз и частая смена деятельности. Постоянное сидение на месте также не несет пользы спинам учащихся и их опорно-двигательному аппарату. В этом случае мои главные помощники - применение активных методик, работа у доски и классическая разминка.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о проблемно-диалогической технологии, которая прежде всего призвана научить детей самостоятельности. Применяя данную технологию я создаю детям ситуацию успеха и возможности выхода из сложных (проблемных ситуаций). Я учу их не зацикливаться на трудностях, например, незнакомых словах в тексте, но искать те слова, которые помогут составить общую картину перевода текста.

Все вышесказанное доказывает, что использование современных образовательных технологий позволяет организовать процесс обучения более продуктивно, эффективно, интересно, а главное, информационно насыщенно. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка

В статье представлены современные педагогические технологии, которые используются для формирования коммуникативной иноязычной компетенции школьника....

Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка

Современный урок иностранного языка требует широкого применения как традиционных, так и современных образовательных технологий.Статья представляет информацию о применении СОТ на уроке иностранного язы...

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка

Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка...

Статья "Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка" июль 2018 г., г. Таганрог

Статья для участия в XXIX Международной научно-практической конференции (31 июля 2018 г.). Опубликована в сборнике г. Москва 2018...

Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и ...

"Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка как средство развития компетенции учащихся"

Выступление на методическом семинаре-практикуме учителей иностранных языков муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск 09.04.2019г....