Евгения Александровна Райцына. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка (технология чтения)
статья по английскому языку

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Евгения Александровна Райцына,

учитель иностранных языков высшей квалификационной категории,

председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

Развитие коммуникативной компетенции

на уроках английского языка

(технология  чтения)

Значимость в современном обществе социальной мобильности, толерантности и коммуникативной компетентности как основных характеристик личности подрастающего человека меняет подходы в системе образования.

В соответствии с новыми образовательными стандартами вопросы и задачи коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком.

Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в практическом  использовании языка. Практическая речевая направленность – не только цель, но и средство для достижения этой цели. Исходя из коммуникативного подхода, учащиеся должны приобрести коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция – это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языкa; это способность изучающего язык его средствами осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках осуществляется через систему упражнений во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо и чтение) в тесной взаимосвязи. Однако именно чтение играет важную роль в системе обучения английскому языку, т.к. оно обеспечивает получение информации из самых разных источников. Поэтому при обучении чтению необходимо обеспечивать мотивацию чтения и обеспечение успешности его протекания.

В нашей гимназии мы работаем по УМК “Starlight” (“Звездный английский”), каждый модуль которого содержит текстовый материал в соответствии с возрастными интересами учащихся и предлагает учащимся задания, при выполнении которых формируются различные умения работы с текстом. Цель чтения – восприятие, понимание и активная переработка письменного текста – может быть достигнута при помощи соответствующих упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raytsyna_e_a.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Евгения Александровна Райцына,

учитель иностранных языков высшей квалификационной категории,

председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Развитие коммуникативной компетенции

на уроках английского языка

(технология  чтения)

Значимость в современном обществе социальной мобильности, толерантности и коммуникативной компетентности как основных характеристик личности подрастающего человека меняет подходы в системе образования.

В соответствии с новыми образовательными стандартами вопросы и задачи коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком.

Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в практическом  использовании языка. Практическая речевая направленность – не только цель, но и средство для достижения этой цели. Исходя из коммуникативного подхода, учащиеся должны приобрести коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция – это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языкa; это способность изучающего язык его средствами осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках осуществляется через систему упражнений во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо и чтение) в тесной взаимосвязи. Однако именно чтение играет важную роль в системе обучения английскому языку, т.к. оно обеспечивает получение информации из самых разных источников. Поэтому при обучении чтению необходимо обеспечивать мотивацию чтения и обеспечение успешности его протекания.

В нашей гимназии мы работаем по УМК “Starlight” (“Звездный английский”), каждый модуль которого содержит текстовый материал в соответствии с возрастными интересами учащихся и предлагает учащимся задания, при выполнении которых формируются различные умения работы с текстом. Цель чтения – восприятие, понимание и активная переработка письменного текста – может быть достигнута при помощи соответствующих упражнений.

Дотекстовый этап (PRE-READING)

Перед чтением текста учащимся предлагаются упражнения,  направленные на создания необходимого уровня мотивации, с одной стороны, и по возможности сокращения языковых и речевых трудностей, с другой стороны.

Так, например, перед чтением текста” Living in a Time Warp” во втором модуле (2Е) учебника для  8 класса учащимся можно предложить  следующие задания:

  • вспомнить и написать как можно больше слов под заголовками ROOMS, FURNITURE, APPLIANCES и сравнить их с примерами одноклассников
  • посмотреть на иллюстрацию, описать ее, используя опорные слова,  и предположить, как она связана с тематикой текста
  • вспомнить о кухне в своей квартире, описать ее и сравнить с иллюстрацией
  • прочитать заголовок и, используя ассоциации, продумать, где и в какое время происходит  действие, к какому жанру принадлежит текст (мозговой штурм)
  • прослушать часть текста и сделать предположения о его тематике, проблематике, продолжении
  • ознакомиться с новой лексикой к этому тексту, перевести слова на русский язык и на основе языковой догадки определить основную идею текста.
  • Ознакомиться с дополнительной информацией к тексту (Background Information), которая не допустит недопонимания  социокультурных  реалий текста
  • попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста

Текстовый этап (WHILE-READING)

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки,  в которых содержатся указания на вид чтения  (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Например, после чтения текста “Matt of the Antarctic” (3а)  учебника для 7 класса учащимся можно предложить следующие задания, которые могут быть выполнены индивидуально или в парах/группах:

  • определить, являются ли данные к тексту предложения верными или нет, обосновать свой выбор текстом
  • соединить части предложений, чтобы получились верные утверждения
  • сформировать словосочетания из данных слов
  • подобрать к выделенным в тексте словам синонимы или антонимы
  • дать дефиницию слов из текста и, наоборот, по дефинициям назвать слова
  • задать к тексту вопросы (специальные или общие)
  • выбрать подходящее слово, использованное в тексте,  в готовое предложение
  • найти в тексте прилагательные и наречия, используемые автором
  • найти в тексте варианты использования будущего времени и объяснить их
  • предложить свой заголовок для данного текста
  • восполнить недостающую информацию
  • предположить, как могут развиваться события в следующей части текста

Послетекстовый этап (POST-READING)

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля  над степенью сформированности умений чтения и возможного использования текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Наиболее часто используемым заданием является пересказ. Смысл пересказа состоит не в запоминании фактов, а в умении выделить главное в потоке информации, понять логику изложения, увидеть причинно-следственные связи, научиться обобщать и конкретизировать.   Я использую разные способы пересказа.

  • озаглавить параграфы текста (групповая работа)
  • пересказ по ключевым фразам
  • пересказ по вопросам
  • визуальные подсказки-комиксы
  • пересказ по литературному переводу
  • пересказ по одному слову
  • пересказ от имени одного из действующих лиц
  • пересказ по незаконченным предложениям
  • пересказ с опорой на таблицу, систематизирующую информацию из текста
  • пересказ по первому или/и последнему предложению в параграфе

Также можно предложить учащимся использовать прочитанный текст для написания собственных творческих работ. Так, после прочтения текста “ How Annoying!” в пятом модуле (5А)  7 класс учащиеся могут написать небольшие рассказы о ситуациях, в которых они чувствовали себя неловко, используя план:

*кто   * когда    *где    *что случилось      *как ты себя чувствовал

В 9 классе материал прочитанного можно использовать в качестве основы для написания письма, с целью подготовки к ОГЭ. После прочтения текста “TRIP TO THE TITANIC” в учебнике 9 класса модуль 9(A) учащиеся могут написать письмо своему другу, взяв за основу ситуацию текста.

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и прие...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка....

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...