Активизация лексики на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку

Способы активизации лексики на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_leksiki_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация лексики на уроках английского языка.

Владение языком, родным или иностранным, предполагает знание определенного количества слов данного языка и умение использовать их в речи. При овладении иностранным языком у учащихся формируется активный и пассивный словарь, причем дифференциация этих двух слоев лексики должна неизбежно произойти независимо от желания и методов преподавания. Однако их взаимоотношение определяется совсем иными факторами, прежде всего целью обучения (устная речь и чтение) и регламентом учебного времени. Временные ограничения побуждают к включению в словарный минимум только наиболее употребительной лексики. Слова, тяготеющие к книжно – письменному стилю речи, естественно, остаются в пассиве. Границы между активным и пассивным словарем в иностранном языке далеко не так подвижны, как в родном, и стихийно происходит только выпадение слова из словаря.

Роль лексики для овладения иностранным языком очень важна. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли.Практически на каждом уроке иностранного языка мы работаем над расширением словарного запаса, над каждым конкретным словом по определенной теме. При работе со словом необходим определенный алгоритм действий не только со стороны учителя, но и со стороны обучающихся. Визуальное восприятие слова (наглядность), звуковое восприятие (повторение за учителем или диктором), письменное восприятие (запись слова в словарь, желательно в словосочетаниях и предложениях). Нахождение слова в тексте, употребление слова в условно-речевом упражнении, употребление слова в коммуникативном общении.

В своей работе я стараюсь добиться того, чтобы каждый из учеников понял, что запоминание слов не должно быть механическим, что каждое слово должно быть понято, правильно произнесено, прочитано и написано. Лишь после того как слово получит в сознании обучающегося четкий смысловой, слуховой и графический образ, можно приступить к работе по его запоминанию и закреплению.

Этому способствует правильный и рациональный отбор приемов работы с лексикой.

1. Существует целый набор приемов введения лексических единиц:

- Введение существительных путем демонстрации обозначаемых предметов или их изображений на картинке.

- Введение глагола с помощью иллюстративных движений или действий, мимики, пантомимики и т.п.

- Введение прилагательных путем показа различных предметов или их изображений, имеющих ярко выраженное качество( цвет, размер, форму, рисунок, узор).

- Введение числительных с использованием картинок с различным числом предметов, а также часов, календаря, таблицы, расписания).

- Введение местоимений с участием обучаемых(личные и притяжательные местоимения), с использованием положения различных предметов в помещении, соответствующих картинок.

- Введение предлогов с использованием соотнесения предметов в классе, специальных рисунков, на которых предметы располагаются по-разному.

- Введение междометий с помощью проигрываемых ситуаций или рисованных комиксов.

- Введение собирательных слов с помощью слов с конкретным значениями (огурцы, помидоры- овощи)

- Введение лингвострановедческих ЛЕ с помощью описания, толкования реалий, использования соответствующих наглядных материалов( фотографий, рисунков)Введение новых слов на основе уже известных( сложные слова) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения.

2.Для более эффективного запоминания лексики необходимо использовать повторительные упражнения.

- Прочтите слова, вставляя недостающие буквы.

- Подставьте слова в кроссворд.

- Подставьте слова в чайнворд

- Вставьте в слова недостающие буквы.

- Проверьте знание слов и словосочетаний друг у друга.

- Прочтите список слов, располагая слова в алфавитном порядке.

- Сгруппируйте новые слова по частям речи.

3. Способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающися подготовительные тренировочные упражнения на базе работы с тексто:.

- Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме.

- Замените один из членов предложения приведенными словами.

- Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные слова)

- Найдите в тексте слова с общем корнем.

- Найдите в тексте сочетание с указанным словом.

- Найдите новые слова в тексте.

- Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю.

- Сгруппируйте слова по аналогии(например, однотипное управление глаголов, образование сложных слов и словосочетаний).

- Выпишите из текста слова с общим корнем.

- Разложите сложное слово на компоненты.

- Сделайте буквенный анализ слова.

4. Подстановочные и конструктивные упражнения очень важны на этапе тренировки и закрепления лексики:

- Заполните пропуски в подписях к рисункам словами из списка.

- Подставьте соответствующие слова или словосочетания вместо рисунков в предложениях.

- Замените русские слова в предложении немецкими.

- Из списка реплик подберите недостающие реплики персонажам.

- Исправьте в подчеркнутых словах «опечатки».

- Составьте диалог, используя набор реплик.

- Составьте как можно больше предложений из набора слов.

5. Для активизации лексики в речи необходимо использовать следующий вид упражнений.

- Прослушайте диалог, составьте аналогичный на эту же тему, используя данную лексику.

- Опишите рисунок, используя ключевые слова.

- Составьте план рассказа.

- Придумай концовку рассказа , употребляя ключевые слова.

- Составьте диалог на основе ключевых слов.

- Прослушайте, опираясь на ключевые слова, аудиотекст, составьте план пересказа и перескажите текст.

6. Тестирование лексики может проводиться на примере следующих упражнений:.

- Вставьте пропущенные (существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, артикли) в предложения, при этом воспользуйтесь ключевыми словами.

- К следующим словам подберите из предлагаемого списка (синонимы, антонимы и т.п.)

- Соотнесите слова с изображениями на картинках.

- Проверьте, правильно ли даны названия к картинкам. Исправьте замеченные ошибки.

- Подберите к картинкам соответствующие по смыслу фразы.

- Исправьте опечатки в следующих предложениях.

- Угадайте слово, обозначающее (например, вид спорта), исходя из количества указанных букв.

- Объедините в пары персонажи, изображенные на картинках, используя слова, данные в списке( продавец- покупатель, учитель- ученик)

- Запишите все предметы, изображенные на картинке, используя набор букв к каждому из них.

Хорошим стимулятором запоминания лексики на уроках английского языка, особенно на уровне начального общего образования, являются различные виды игр. Это могут быть игры на ассоциацию.

  1. Word webs or spider games .

Вообще, наша память устроена по принципу фотоаппарата: картинка, вспышка, фиксация. Слова по ассоциации с чем-либо запоминаются очень хорошо. Например, в седьмом классе обучающиеся никак не могли запомнить глагол «to leave», путая с глаголом «to live». Мы и проговаривали его, употребляли в предложениях. Ну, никак не запоминали. Но как только я стала называть его их «любимым словом», они тут, же его запомнили и даже три формы глагола «leave-left-left».

  1. Category list (список слов, относящихся к определенному классу предметов).

Можно даже начинать с 5 слов, далее увеличиваем количество.

A ring, a doughnut, a wheel - things with holes. Такие списки дети могут составлять сами.

  1. Back to the board (спиной к доске).

Группу делим на две команды. Один ученик из команды выходит к доске и становится к ней спиной. Другой из противоположной команды пишет на доске слова по какой-то теме. Команда, которая должна помочь своему участнику отгадать слова, объясняет мимикой или наводящими словами (we wash our hands in it - a sink). Побеждает команда, которая отгадала больше слов.

Игры со словами

  1. Любимые детьми «перевертыши».
  1. i, р, u, р - pupil
  1. «Воришки слов» (word thieves).

Читаем текст на определенную тему, например, «Времена года». Обучающиеся слушают текст и записывают слова по данной теме. Можно разделить группу на команды и сравнить списки слов, закончить игру можно чтением прослушанного текста.

На этапе закрепления изученного материала я часто использую элементы методики В.К.Дьяченко «Коллективный способ обучения», а в частности, «Работу в парах сменного состава».

Приведу пример такой формы работы.

На начальном этапе обучения тема «Pets». У каждого ребенка своя индивидуальная карточка с вопросами и таблицей для заполнения информации; их задача не только записать ответы, но и написать сообщение. На старшем этапе обучения такие упражнения могут иметь форму организованного диалога. Например, тема «Субкультура». По числу ребят в группе готовятся тексты по заданной тематике с изученным набором лексических и грамматических единиц и вопросы к ним. Каждый обучающийся самостоятельно изучает свой текст, затем прорабатывает его со своим напарником, в ходе обсуждения они меняются текстами, затем первый с текстом второго и наоборот, встречаются с новыми напарниками. Эти упражнения не только носят коммуникативный характер, но и способствуют развитию логического мышления, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, вербальную, моторную; обеспечивают каждому ребенку свой темп работы.

В слабых подгруппах использую методику взаимодиктантов на этапе тренировки и закрепления лексики. Например, готовлю 4 вида карточек: а) содержат отдельные слова, б) словосочетания, в) предложения, г) начало и конец предложений. Этот прием можно использовать для закрепления лексики у детей среднего и старшего возраста. Эта методика отлично помогает при закреплении форм неправильных глаголов. Однако всегда надо помнить, что знания усваиваются в тех связях, в которых они были даны. Мы диктуем: go- went- gone. Для того, чтобы пользоваться этим словом, его надо будет мысленно переводить. А если мы будем диктовать: go-идти, went-пошел, gone-пришедший, то обучающийся будет легко использовать эти слова в речи.

Помочь детям не только запомнить отдельные слова и словосочетания, но и научить их пользоваться этими словами в речи - наша главная задача. И тут конечно, нам поможет ролевое общение. Ролевая игра — это своеобразный учебный прием, при котором обучающийся должен говорить свободно в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Ролевое общение влияет на формирование познавательных интересов обучающихся, способствует осознанному усвоению иностранного языка, повышает мотивацию.

Формы ролевых игр на уроках могут быть различны. На начальном этапе обучения - это сюжетно- ролевая игра сказочного содержания. Для среднего - сюжетно ролевая игра бытового содержания. На старшем и среднем этапе имитационная ролевая игра познавательного содержания или деловая игра.

Младшие школьники с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет.

Например, «Теремок»- обитатели теремка задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают войти. Для разработки сюжетов ролевых игр бытового содержания можно выделить такие сферы речевого общения, как: в школе, на уроке, в библиотеке, в спортзале, у врача, дома, на отдыхе, в театре и т. д. например, ситуация: экскурсия туристов из Англии на Кавказ. Руководитель экскурсионного бюро представляет группу гидов. Их несколько, потому что каждому из них можно дать одну подтему для «экскурсий». И вот, мы «едим» в экскурсионном автобусе, слушаем гидов, «смотрим достопримечательности (картинки и фотографии). Туристы задают гидам вопросы.

Имитационные игры могут быть с познавательным содержанием. Знакомство с персонажами литературных произведений, фактами биографии выдающихся деятелей науки, искусства, реалиями жизни стран изучаемого языка. Деловые игры позволяют имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности. Например, «Job interview».

Большие возможности для работы с лексикой дают нетрадиционные формы уроков: пресс- конференции, «дни рождения», «Путешествие по кругу за пиратскими сокровищами», а так же уроки на основе популярных теле игр. «Счастливый случай». Группа делится на 2 команды, команды садятся по обе стороны от ведущего. Можно проводить игру на различные темы. Например в 7 классе подводим итоги по теме «Спорт».

1.дать название вида спорта по данному определению. Ведущий поочередно задает вопросы каждой команде. Жюри записывает количество очков. Например: - The Queen of sports? - Light athletics Sport for the cleverest? - Chess.

2. «Заморочки из бочки». Представители команд достают бочонки из мешочка. По номеру на бочонке ведущий определяет вопросы. Например, из истории Олимпийских игр. Where did the first Olympic Games take place? Who was the founder of the Modem Olympic Games?

В век современных технологий нельзя забывать о такой форме работы с лексикой, как компьютерное обучение. Начинать такую работу уже можно с 5-го, 6-го класса. При введении и контроля усвоения лексики можно использовать программу «Первая 1000» слов. Компьютерную программу «I go to school» можно использовать на всех этапах обучения. Преимущества данного вида обучения и контроля несомненны: он позволяет оживить процесс обучения, повышает интерес к предмету, способствует развитию логике мышления, решается проблема сотрудничества учителя и ученика.

В своем выступлении я заострила внимание только на некоторых приемах работы с лексикой, которые с моей точки зрения, наиболее эффективно способствуют формированию языковой компетенции.

Подводя итог всему сказанному, хочу сказать, что добиться результативной работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка можно только, развивая память и логическое мышление обучающегося, повышая его мотивацию к изучению предмета через определенные приемы и новизну; работая со словом через принцип функциональности, постоянно обращаясь к слову т.е. не давая обучающимся его забыть.

В изучении иностранного языка в школе одним из важных аспектов является заучивание лексического материала. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается. Усвоение новых слов нередко становится скучным, однообразным, а потому трудным занятием для ученика.

Психологи считают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, общественно-организаторскими делами, игрой.

Для получения устойчивых положительных результатов при изучении лексики, необходимо правильно выбирать учебный материал.

Нужно заинтересовать ребенка, сделать любое сложное задание интересным, а значит, простым. Работа с лексическим материалом должна строиться на нетрадиционных подходах, быть многовариантной и мотивационной.

Каждое задание и учебная задача должны вызывать интерес учащихся и желание выполнить их, а значит иметь мотивацию. Языковой навык требует многократного повторения и проговаривания одних и тех же форм и словосочетаний, что вскоре вызывает у учащихся утомляемость.

Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

В игре проявляются особенно полно способности детей. Игра – это особо организованное занятие, требующее эмоционального и умственного напряжения. Желание решить игровые проблемы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, которая мешает свободно в речи употреблять иностранные слова.

Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. В игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.

Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разнообразить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.

Применение на уроках английского языка игровых технологий повышает у учащихся интерес к изучаемому предмету, то есть помогает положительно мотивировать ученика на изучение английского языка. А мотивация в свою очередь определяет значимость того, что познается и усваивается учениками, их отношение к учебной деятельности, ее результатам. Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в  процессе которой формируются не только знания, но и речевые умения. Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, активизирующей мыслительную деятельность, позволяющей сделать учебный процесс интересным. Игровые формы работы ведут к повышению творческого потенциала учащихся, к их раскрытию как индивидуальностей и личностей на уроках.


Функции игры на уроке

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.

Игровые формы работы на уроках английского языка могут нести на себе ряд функций:

·     Обучающая функция – развитие памяти, внимания, восприятия.

·    Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы урока, превращение урока в увлекательное действо.

·    Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения на уроке.

·    Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема материала.

·    Развивающая функция – развитие личностных качеств.

·   Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личностных качеств в игровых моделях жизненных ситуаций.

·   Коммуникативная функция – сплочение коллектива, установление эмоциональных контактов и вербального общения.

Последняя функция в наибольшей степени отвечает принципам урока английского языка, а именно его коммуникативной направленности.

Для эффективного и успешного проведения игр на уроках нужно:

1.     Чтобы материал был знаком ученикам, т.к. игра опирается на опыт.

2.    Чтобы было заложено преодоление, лишь в этом случае возможна активность действий игроков.

3.     Игры должны быть законченными и правильными.

4.    Необходимо оформление игрового пространства, создание образа игры.

Эффективность использования игры на уроке очевидна, но только если учитель при планировании включения игры/ игрового момента в урок учитывает следующие требования:

·   Игра должна быть направлена на решение определенных учебных задач;

·   Игра должна быть контролируема и управляема и не срывать урок.

·   Игра должна снимать эмоциональное напряжение и стимулировать активность.

·    На первом месте в игре должен быть игровой момент, а учебный эффект на втором.

·    Игра не может считаться эффективной формой, если она не интересна детям.


Игры на закрепление лексики на уроках английского языка

Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у школьника.

Игра помогает учителю создать такие языковые условия, которые способствуют естественному общению учащихся. При выборе игровой ситуации необходимо принимать во внимание возраст детей, их психоэмоциональные особенности, уровень владения языком и, конечно, интересы учащихся. При этом учитель должен чётко представлять себе задачи, которые решает игровой метод обучения, его методическую цель. При таких условиях учебно-речевая игровая ситуация помогает ученикам получать знания, формировать необходимые речевые умения и навыки.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению следующих задач:

- облегчение усвоения лексического и грамматического материала,

- формирование речевых навыков и умений

- обучение сотрудничеству, взаимопомощи

- формирование позитивной мотивации

- создание психологически - комфортной обстановки на уроке.


Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности.

Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

Вот некоторые примеры игр, которые можно использовать на уроках для закрепления лексики.

Упражнение «Эхо». Учащиеся троекратно проговаривают громко и шепотом части фразы, в которой находится изучаемое слово.

Упражнения, проведенные в такой форме, гарантируют многократное повторение лексических единиц и поэтапное включение учащихся в речевую деятельность.

Игра «Зашифрованное послание». Учащимся даётся алфавит, где каждой букве соответствует определённый знак. Учащиеся должны расшифровать фразу, представленную в виде набора знаков.

Игра «Собери квадрат». Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдаётся квадрат, разрезанный на равные квадратики. На каждой грани квадратика даны слова на английском и русском языках. Необходимо как можно быстрее собрать большой квадрат, соединяя маленькие квадратики. Соприкасающиеся грани должны иметь перевод одного и того же слова на русском и на английском языках.

В игре “Чайнворд” принимают участие все учащиеся группы. На доске пишется любое нововведенное слово, затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Слова в цепочке не повторяются. Выбывает тот, кто не смог в отведённое время вспомнить слово или написал его с ошибкой.

Другая игра, в которой принимают участие все учащиеся группы. За определенное время надо написать как можно больше слов, используя только буквы слова, написанного преподавателем на доске.

Пример метода: на одном из уроков во время речевой зарядки был использован следующий игровой элемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами "Let`s play with a ball and answer my questions!" кидает его ученику и задает вопрос, ученик, в свою очередь, отвечая на вопрос, кидает мяч назад учителю.

Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.

Еще одна такая же «многофункциональная игра» - «The Chain of Letters». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлексии. В основном я ее использую во втором классе второй класс – при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классе для актуализации знаний.

Все участники игры встают в круг. Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. В первый остаются стоять 2-3 ученика. К концу четверти из игры выбывают  всего 1-2 ученика. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, и т.п.

Для совершенствования навыков аудирования можно использовать игру «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он садится. Остаются стоять самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы "Множественное число существительных": учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.

Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у учащихся возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Важно на каждом уроке играть с младшими школьниками, так как игра – основной вид деятельности ребенка.


Игра «Who is the most attentive?» Несколько игрушек расположены на, под, рядом со стулом и в несколько – в коробке. Ученики называют предлоги места. Участники конкурса закрывают глаза. Учитель меняет игрушки местами. Задача учеников вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек.

Игра “Бинго”

Ученики заполняют поле буквами/ числами. Учитель произносит любые буквы/ числа в произвольной последовательности, дети слышат и зачеркивают их на своем поле. Выигравший первым вычеркивает все буквы/ цифры и кричит “бинго!”

Игра «Собери портфель»

На столе сложены школьные принадлежности. Учащимся предлагается быстро сложить вещи в портфель, при этом называя их на английском языке.

Также можно предложить учащимся собрать сумку в летний лагерь по теме «Одежда», собрать корзину на пикник по теме «Еда», и т.п.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Учащиеся становятся по кругу, а учитель бросает им по очереди мяч, называя разные слова, как съедобные, так и несъедобные. Если ученик ловит мяч, это означает, что он согласен съесть то, что учитель ему предлагает. Если нет – значит, он отказывается

В эту игру можно играть по любой теме. Учащиеся с удовольствием играют в эту игру. Её можно поводить в середине урока. Это и отработка лексики, и очень хорошая физкультминутка.

Игра «Снежный ком»

Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого и добавляет своё и т. д. Тот, кто не может восстановить в памяти все слова, выбывает из игры.

Игра используется на лексику по разным темам, на словосочетания и на предложения.

Например: “Colours”

1-ый ученик: red

2 –ой : red and blue

3 –ий: red, blue and green, etc.

Игра на отработку ранее изученной лексики – «Золотая лихорадка». Класс делится на две команды, которые выстраиваются в две колонны. В руках учителя пластмассовые монеты - goldies (можно вырезать из картона). Соревнуются по двое участников между собой, затем они возвращаются в хвост колонны. Побеждает та команда, которая наберёт больше «золотых». Задания в такой игре могут быть следующие: переведите слово с русского на английский и наоборот, назовите предмет (учитель показывает карточки, игрушки), угадайте слово через определение, по контексту и т.п.

Игра «Цифры».

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Игра «Числительные».

Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Игра «Цвета».

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Игра «Crossing the river»

На доске схематично изображен ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы.

Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход.

Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей.

Игра «Цвета».

Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.

Игра "Words road"

На ковре раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребёнок идёт по "дорожке", называя все слова.

Игра "Story"

Используются все слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором.

Например: Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc.

Игра “Ball”

Водящий называет букву и кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву.

Возможен вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится каждый играющий.

Игра “What’s missing?”

Разложить на столе не более шести картинок, объединенных по тематике или разрозненных. Попросить детей назвать и запомнить их и по команде «Shut your eyes!» закрыть глаза. Уберите одну картинку и по команде «Open your eyes!» попросите детей открыть глаза и угадать какой картинки не хватает.

Игра “Come up to me”

Сидящим на стульчиках детям раздайте картинки большой и маленькой собаки, большого и маленького зайчика и т.д. объясните им, что по просьбе «Little dog, come up to me!» ребенок, у которого в руке маленькая собачка, должен подойти к вам. По просьбе «Big dog, come up to me!» подбегает тот ребенок, у которого картинка большой собаки, и так далее.

В «Настольной книге преподавателя иностранного языка» [35] коллектива авторов: Е.А Маслыко, П.К. Бабинской, А.Ф. Будько, С.И. Петровой, – приведено 27 вариантов упражнений для активизации лексики в речи: 1. Прослушайте диалог, составьте аналогичный на эту же тему. 2. Прослушайте начало диалога, расширьте и дополните последнюю реплику одного из партнѐров, используя усвоенные новые слова. 24 .3. Перескажите диалог в монологической форме, употребляя ключевые слова и добавляя детали, собственные оценки. 4. Составьте диалог на основе монолога, используя употреблѐнные в нем речевые клише. 5. Передайте в устной или письменной форме содержание прослушанного текста (по вербальной или изобразительным опорам), используя новые слова, а в случае необходимости — русско-иноязычный словарь. 6. Составьте план прослушанного рассказа. 7. Прослушайте текст, дайте развѐрнутые ответы на вопросы к нему, используя новые слова. 8. Поставьте вопросы к просмотренному диафильму и подготовьте ответы на них. 9. Придумайте концовку рассказа, употребляя новые слова. 10. Опишите рисунок (серию рисунков), используя ключевые слова. 11. Составьте диалог на основе ключевых слов. 12. Составьте диалог на основе зачинов реплик разрозненных слов, приводимых в скобках. 13. Составьте монологическое высказывание на основе плана и списка обязательных слов. 14. Разверните тезисы в высказывание по определѐнной теме. 15. Подберите из списка слова и словосочетания к каждому пункту плана монологического высказывания по теме или проблеме и составьте соответствующие фрагменты такого высказывания. 16. Заполните пропуски в разнофункциональных репликах (на основе речевого образца) лексикой в соответствии с конкретной ситуацией и задачами общения. 17. Ассоциируйте каждое новое слово с разными ситуациями и контекстами употребления, приведите примеры высказываний с данными словами и словосочетаниями. 25 18. На основе предложенных ситуаций и списка обязательных для употребления слов подготовьте монологическое высказывание или диалог. 19. Прослушайте, опираясь на предтекстовые вопросы и ключевые слова, аудиотекст, составьте план пересказа и перескажите его. 20. Определите на слух ответы на предтекстовые вопросы к аудиотексту. 21. Определите на слух соответствие или несоответствие содержания аудиотекста утверждениям, содержащимся в ответах на предтекстовые вопросы. 22. Прочтите текст с новыми словами. В процессе чтения выполните предтекстовые задания, ориентированные на новую лексику, воспроизведите контексты употребления новых слов, составьте план содержания с включением этих слов. 23. Ответьте на предлагаемые вопросы в процессе чтения текста. 24. В процессе чтения текста подберите ключевые слова для их употребления при последующем пересказе содержания. 25. Составьте диалог по программе общения с учѐтом общей задачи общения, конкретных целей общающихся, с использованием обязательных речевых действий, опорных сигналов {ключевых слов, отдельных реплик). 26. Составьте монологическое высказывание по определѐнной теме и с определѐнной коммуникативной задачей, обязательно включающее новую лексику. 27. Составьте ряд монологических высказываний по одной и той же теме, с одной и той же новой лексикой, но с разной коммуникативной адресованностью (в расчѐте на разных слушателей с учѐтом их индивидуальных особенностей.

Лучшее запоминание новой лексики и выведение лексики из пассивной в актив обеспечивают приѐмы мнемотехники: метод ассоциаций (многообразие смысловых взаимосвязей), метод связок (структурное объединение новой лексики), метод мест (помещение требуемого к запоминанию в образную картинку).
Активизация – это своеобразный «академический концерт», на котором учащиеся демонстрируют и практикуют в учебных условиях полученные ими лексические знания, умения и навыки, то есть, уже овладев универсальными учебными действиями в отношении лексической стороны, активизируют определѐнный сегмент лексики. Для этого применимы все виды речевой деятельности: и чтение (возможна декламация), и письмо (как вариант – переписка сообщениями или краткий отзыв), и аудирование (прослушивание монологической или другой записанной или живой речи), и говорение (самостоятельное выражение своих мыслей). Проявляется управляемая спонтанность.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, хочу сказать, что добиться результативной работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка можно только, развивая память и логическое мышление обучающегося, повышая его мотивацию к изучению предмета через определенные приемы и новизну; работая со словом через принцип функциональности, постоянно обращаясь к слову т.е. не давая обучающимся его забыть.

Игра является мощным стимулом для детей в овладении иностранным языком.

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка и отвечает его интересам.

Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.

Дидактическая игра может являться не только формой обучения, но и средством, потому что она представляет собой источник получения знаний и формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, разнообразить наглядность материала, сделав его более доступным, а также активизировать самостоятельную работу.

Для того, чтобы привить детям интерес к изучению языку, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на каждом занятии нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга.

Разнообразие форм работы на уроке, неоднократное повторение лексического материала в игровой форме способствуют повышению мотивации говорения, познавательного интереса учащихся.

Богатый резерв игр, стихов, песен, образных сравнений, пословиц, поговорок вводимый на протяжении всего процесса обучения, не позволяют ученикам скучать на уроках английского языка, способствует развитию интереса к изучаемому языку, повышает их самооценку.

Испытав чувство успеха на занятиях по английскому языку, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха внушает ему уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить ситуацию успеха.

Список литературы:

1. Ананьева М.М. Декада иностранного языка. - Иностранные языки в школе. – 2002.

2. Грет К. Давайте поиграем! - Санкт-Петербург: Каро, 2002.

3. Карамышева Т.В., Иванченко. А. И. Уроки английского языка. - Санкт-Петербург: Каро, 2001.

4. Ковалёва Н.А. Создание мотивации интереса изучения английского языка на основе лингвострановедческого аспекта преподавания в старших классах. – М.: Фестиваль «Открытый урок»

5. Марчан Н.Б. О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики. - Иностранные языки в школе. – 2004.

6. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. - Иностранные языки в школе. – 2004.

7. Фрейдлин Е.Г. О работе со сравнительными оборотами на уроках английского языка в старших классах. - Иностранные языки в школе. – 2001.

8. http://clubfr.narod.ru

9.Азимов Э.Г Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999.

10. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. №3 – 1996.

11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003.

12. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004.

13. Ильин М.С. О классификации упражнений в речевой деятельности. Иностранные языки в школе. - 1961. - №5. с.29-34. 3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

14. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997.

15. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994.

16. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007.

17. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1985.

18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

19. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., 1983.

20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

21. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»: учебник. - М.: Высш. Школа, 1982

22. Щукин А.Н «Обучения иностранным языкам»: Теория и практика: - М: Филоматис, 2004

23. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006.

24. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985.

25. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004.

26. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984.

27. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996..

28. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Дополнительные возможности при изучении и активизации лексики на уроках английского языка в начальной школе.

Статья на тему : Дополнительные возможности при изучении и активизации лексики на уроках английского языка в начальной школе...

Мнемотехника как способ активизации лексики на уроках английского языка

В представленном материале рассказывается о применяемых в практике педагога приемах мнемотехники, позволяющей повысить эффективность изучения лексического материала на уроках английского языка....

WORD CLOUD как прием активизации речи на уроке английского языка (из опыта работы)

Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. Применение интернет-сервисов имеет ряд преимуществ: запо...

Обобщение опыта преподавателя английского языка Паншиной О.Н. по теме "Обучение лексике на уроках английского языка"

Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...

Ролевые игры как активизация пассивной лексики на уроках английского языка

Современные требования к образованию в наше время достаточно жесткие. Наша цель – дать макимально возможный объем знаний, необходимый для дальнейшего развития, а главное, для адаптации выпускника школ...

Урок-игра, как одна из интерактивных форм обучения грамматике и лексике на уроках английского языка

Игра - важное организованное занятие, требующеее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает решение, как поступить, что сказать, как выиграть? Игра активизирует стремление дет...