Урок-игра, как одна из интерактивных форм обучения грамматике и лексике на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Игра - важное организованное занятие, требующеее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает решение, как поступить, что сказать, как выиграть? Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем, создает благоприятную атмосферу в классе, разрушает барьер между учителем и учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_kak_odna_iz_interaktivnyh_form_obucheniya.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения грамматике
английского языка

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами. Однако, в методической литературе пока не дано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

•  Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать.

•  Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

•  Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

•  Цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

•  Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо - обучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

•  Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.

Метод «Пять по пять» позволяет:

•  одновременно включить в работу учащихся всей группы;

•  ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала;

•  тренировать память учащихся;

•  развивать устную речь учащихся;

•  дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;

На что следует обратить внимание:

все ли учащиеся в процессе работы слушают друг друга;

•  продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всех глаголов;

•  рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.

Организация игры

•  Все учащиеся делятся на группы (по 3-5 человек).

•  Текст делится на несколько частей.

•  Каждая группа выбирает из определенной части текста глаголы и записывает их на листе.

•  По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом,

•  образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет глаголами из всех частей текста.

•  Учащимся предлагается представить все глаголы в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

•  Проговаривать глаголы могут и «слабые» учащиеся.

Метод «Полина, пицца» Метод позволяет:

•  проговорить имена учащихся;

•  тем самым создать благоприятную атмосферу в классе.

•  Подготовка и проведение:

педагог предлагает каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и задать вопрос. Название блюда должно начинаться на первую букву имени учащегося. Например, «My name is Poly.

I like porridge. Do you like porridge?».

Метод «Карусель / Merry-go-round или Круглый стол / Round Таblе»

•  Каждый ученик на отдельном листе бумаги записывает 3-5 неправильных глаголов на русском языке (во избежание частых повторов глаголов учитель может сам заранее распределить все изученные глаголы на несколько групп);

•  Каждый раз по сигналу учителя (стук карандашом по парте, хлопок, свисток и т. д.) все передают свои листы сидящим рядом ученикам (по часовой стрелке).

•  Получив от соседа лист, ученик заполняет следующую колонку: 2-й ученик - I-ю форму глагола (инфинитив);

•  3-й ученик - 2-ю форму глагола (прошедшее неопределенное время);

•  4-й ученик - 3-ю форму глагола (причастие II)

•  5-й ученик - составляет и записывает предложения с каждым глаголом в Past Simple.

•  6 - й ученик - озвучивает все предложения (остальные учащиеся слушают, если предложение составлено неверно, исправляют его) и ставит в листе знаки «+" или «-» напротив каждого предложения.

•  , Другой вариант: 6-й ученик сам проверяет правильность предложений и выставляет 5-му ученику отметку.

•  Прuмечание: Можно попросить 5-го и 6-го учеников подписать свои имена, чтобы учитель мог собрать листочки с выполненным заданием и выставить некоторым учащимся отметки в журнал.  

•  Таким образом, каждый ученик поочередно будет заполнять все колонки таблицы, а умение составлять предложения можно оценить [контроль без видимого контроля (термин Е. и. Пассова), причем осуществляется взаимоконтроль, когда учащиеся проверяют предложения, составленные соседом справа].

Один из итоговых вариантов таблицы может выглядеть следующим образом:

I-й ученик

2-й

З-Й

4-й

5-й ученик

6-й

или учитель

ученик

ученик

ученик

ученик

слушать

to hear

heard

heard

We heard bad news yesterday.

«+»

начинать

to begin

begun

began

The lesson begиn 5 min. ago.

«-»

писать

to write

wrote

written

They wrote а test last week.

«+»

приносить

to bring

brought

brought

I brought а book from the

«+»

library.

спать

to sleep

slept

slept

Children slept in the garden in

«+»

summer time.

Olga=4

Dasha= 5

(допустила одну ошибку)

увидела

ошибку

Метод соревновательности на уроке включает:

1.  Игры: копить плюсы –перевести на оценку.

2.  Кто быстрее найдёт слово в словоре

3.  Найди ошибку

4.  Прилагательные к предмету

5.  Живая фраза(каждому по слову и выстроить предложение).

6.  Не дай закончить рассказ(It is a ball/- It is a red ball….)

Например : игра: Спрягаем глаголы.

Таблица:

I

You

He\She\It

We

You

They

1+

2+

3+

4+

5+

6+

7-

8-

9-

10-

11-

12-

13?

14?

15?

16?

17?

18?

Местоимения ,помещённые в таблице, должны быть употреблены в роли подлежащих.

Знак (+) обозначает, что играющий должен построить повествовательное утвердительное предложение.

Знак (-) обозначает, что играющий должен построить отрицательное предложение.

Знак (?) обозначает, что играющий должен построить вопросительное предложение.

Ведущий(самый знающий ученик) называет и пишет несложную фразу типа:

-Next year I will go to London.

И обращается по кругу к каждому из участников игры, называет номер клетки в таблице. Например, если назван номер 10,следует сказать отрицательное предложение и соответствующим местоимением.

-Next year we will not (won’t) go to London.

Если номер 18-задать вопрос, с соответствующим местоимением в таблице.

- Will they go to London next year?

Если на протяжении 5 секунд ученик не произносит правильную фразу, он зарабатывает штрафное очко.

Диалоговое обучение: Игра на одну букву.

-На столе лицом вниз разложены карточки с буквами. Исключаются, например x,y,z, …они реже других используются в начале слова. Каждый из участников игры берёт карточку и показывает всем свою букву. Теперь на все вопросы он должен отвечать словом, начинающимся с этой буквы. Вопросы задают все игроки. Условия игры например : можно использовать только специальные вопросы начинающихся со слов: what, where, when, why, who,how.

Например:

-What is your letter?

-S.

- What is your name?

-Simon

-Where are you from?

-From Scotland

-Where are you going?

-To Spain

-What will you be doing there?

-S……..

-What will you study?

-S…….

-How many years will you spend in Spain?

-S…..

-What is your hobby?

-S…..

-……….

-……….

Взаимообучение на уроке в парах или микрогруппах.(презентация)

1)  Тема « Indirect Speech» .Косвенная речь
цель урока : тренировка учащихся в употреблении грамматических структур(преобразование прямой речи в косвенную),что способствует формированию речевых навыков.

l  Вспомнив с учащимися все изменения ,происходящие в результате перевода прямой речи в косвенную, перед выполнением упражнений по тесту или учебнику можно предложить ребятам сыграть в игру «Chatterbox».

l  Вводящий игры( «Chatterbox».) собирает мнения об ученике, который выходит из класса. Когда тот возвращается, вводящий игры рассказывает, что он узнал о нём от товарищей. Ученик старается угадать, кому принадлежит то или иное мнение.

l  Например:

Chatterbox:

One of your friends said that you often played chess with him. Another one said that you would go to Moscow to take part in the contest. Another one said that you had given him a good book to read.

Pupil:

Kolya said that I often played with him.

Masha said that I would go to Moscow.

Nikita said that I had given him a good book to read.

l  Оcтальные ученики, выслушав предположения, должны согласиться или не согласиться с ним.

-Yes, I said…. \ - No, I didn’t say……..

Учитывая особые образовательные потребности учащегося обучение учащегося  предмету имеет свои особенности.

Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. Семантизация новой лексики происходит двумя способами: путем показа (картинки, предмета, действия), путем прямого перевода на родной язык. Изучение предложенных автором тем облегчается за счет введения минимума активной лексики. Обучение грамматическим структурам и явлениям основывается на принципе ознакомления и распознавания в тексте. При обучении выдерживается принцип опоры на опыт учащегося в родном языке,  объяснение  сопровождается грамматическим моделированием основных правил, грамматическими таблицами,  данными моделями и таблицами  учащийся может пользоваться при выполнении самостоятельных заданий.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ШКОЛЕ

 

Урусова  Г. А.
Россия, г. Москва, ГБОУ ЦО № 1447 имени Н. А.Островского

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В нашем обществе роль изучения иностранного языка очень велика. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья стремятся дать им языковое образование. Мы занимаемся с  детьми с синдромом Дауна в нашей школе пять лет. Накоплен определенный опыт, есть методические разработки, интересный дидактический материал. Надо  учитывать, что все начиналось с нуля, было очень не просто, а порой и трудно. Но результат, который мы получаем, радует. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает нашим детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками как в нашей стране, так и за рубежом, куда часто выезжают «особенные» дети со своими родителями. А социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования.

На уроках иностранного языка формируются лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи. Используются  информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком. Создание благоприятного психологического климата, использование здоровьесберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала,  интерактивных элементарных заданий на CD и ситуации успеха просто необходимы на каждом уроке, чтобы  ребенок  с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания. Все это делает учебный процесс более увлекательным и эффективным. У ребенка не должно возникать ощущения того, что его усилия напрасны. На уроках учащегося нужно хвалить, подбадривать, иногда ‒ помочь найти правильный ответ.

При овладении диалогической речью в ситуациях  повседневного общения ребенок учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо. Разнообразие упражнений и игр помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а  это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке. На примере занятия с ребенком с синдромом Дауна можно показать методы и приемы, которые мы применяем, занимаясь по авторской программе Биболетовой М. З. и др., адаптированной с учетом особенностей  психофизического развития и возможностей ребенка с ОВЗ (УМК «Enjoy English» для 2 класса общеобразовательной школы).

Урок английского языка  «Hello, English!»

Первый год обучения

Основные задачи:

1. Формирование лексических умений ‒ знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Школа».

 

2. Развитие речевых умений в говорении  по теме, а именно:

    ‒ учить рассказывать о том, что имеешь, используя речевой образец: «I have got…» с опорой на модели и картинки;

    ‒ учить отдавать распоряжения: «Takeapen, please!»

Ход урока:

1.   Упражнение № 1 «Расскажи, что есть в твоем портфеле!»

Новые слова вводятся понятными  и эффективными способами. Развитие речевой и языковой компетенции подразумевает  соотношение  новых слов с предметами на картинках, а затем распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и даже грамматических явлений. Используя модель «I have got a...», учитель называет школьные принадлежности по-английски, показывает картинки или предметы, а ученик повторяет. Затем можно предложить ребенку показать предметы, которые  называет учитель. Использование моделей предложений очень важно для постепенного развития мышления, внимания, памяти,  восприятия и воображения «особенного» ребенка: 

I have got a bag.

I have got a textbook.

I have got a pen.

I have got a pencil.

2.   Выполнение упражнения № 2.

«Помоги медвежонку Billy собрать портфель в школу».

Скажи, что ему нужно взять собой:

‒ Billy, take a pen, please!

‒ Billy, take a pencil, please!

‒ Billy, take a bag, please!       

‒ Billy, take a textbook, please! 

В этом упражнении ребенок учится высказывать пожелания, отдавать распоряжения или давать совет, закрепляя лексические умения по теме «Школа». Развитие метапредметных умений предполагает  умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении элементарных высказываний. Таким образом, достигается минимально достаточный уровень коммуникативной компетенции, ведь приоритетом на первом этапе изучения иностранного языка является формирование речевых умений в говорении.

3.   Повторяем буквы английского алфавита. На доске – таблица «ABC»

Выполнение упражнения  № 3. Назови буквы  английского алфавита.

При выполнении такого задания идет развитие языковых, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Если ребенку трудно сделать это упражнение, тогда можно поработать с яркими карточками алфавита. Учитель говорит:

‒ «Take the letter «B», please! Show me the letter!»

Так как внимание особенного ребенка не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, для переключения внимания можно использовать  игровые ситуации и  занимательные сюжеты, применив обучающие программы на компьютере, ‒ СD «Алик. Моя первая английская азбука» (издательство «Руссобит», г. Москва), «Алиса: английский в стране чудес» или «Клиффорд учится читать по-английски» (издательство «Новый диск», г. Москва).

Знакомство с английским алфавитом и новыми словами происходит в игровой форме, здесь много красочных картинок и веселых анимаций по каждой букве и слову, отличная  3Д-графика, знакомые персонажи и фантастическая атмосфера, иллюстрированный английский словарь, самая нужная и полезная лексика, голосовые и анимационные подсказки, много мини-игр.

4.    После игры можно еще раз повторить лексику урока по теме «Школа», используя пропись-раскраску «Мои первые английские слова» из серии «Обучение и развитие»  (издательство «Юнипресс», Минск)  или полезную раскраску «Мои первые слова на английском» (издательство «Астрель», Москва).  Это задание нацелено на развитие памяти и моторики мелких мышц особенного ребенка, а также формирует положительные мотивации учащегося, так как «ситуация успеха» присутствует при выполнении уже знакомых ему заданий.

5. В конце урока можно предложить ребенку вспомнить цвета, показывая цветные карандаши или картинки с ними «Соlours».

Ребенок раскрашивает рисунки по теме «School», повторяя при этом цвета и названия  школьных предметов, с которыми он познакомился на уроке.

         Итоги:

Все эти задания для формирования и развития речевых умений в говорении на уроке являются коммуникативными, т. е. в их выполнении есть коммуникативный смысл,  формируется социокультурная компетенция, а значит, впоследствии будет выход в реальное общение и постепенная социализация в иноязычной культуре. И добавим, что в нашей работе с особыми детьми мы используем принцип 3 «с»: соучастие, сопереживание и содействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

Обобщение опыта преподавателя английского языка Паншиной О.Н. по теме "Обучение лексике на уроках английского языка"

Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо(например, компьютером).Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обу...

Статья: "Игровые формы обучения лексике на уроке английского языка".

В данной статье говорится об использовании различных видов игровых технологий на уроках английского языка....

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Доклад  "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год...

Статья "Веб-квест как одна из форм организации проектной деятельности на уроках английского языка"

В статье раскрывается понятие веб-квеста как одной из технологий обучения, рассматриваются его компоненты и этапы  в процессе организации учебно-исследовательской деятельности....