Статья "Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка"
статья по английскому языку (8, 9 класс)

Особенности определения индивидуальных достижений каждого учащегося при помощи формирующего оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка

Воронцова Галина Николаевна

учитель английского языка школы 287

Адмиралтейского района

г. Санкт- Петербург

Согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. То есть для того, чтобы процесс обучения реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию. Формирующее оценивание имеет следующие преимущества:

обеспечение непрерывного контроля качества знаний; прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция; выявление пробелов в образовании и восполнение их с наибольшей эффективностью; изменение межличностных отношений в классном коллективе. Также формирующая оценка: нацелена на определение индивидуальных достижений каждого учащегося; формирует понимание процесса обучения и познания; обеспечивает обратную связь не только для учителя, но и для учеников; удовлетворяет потребности каждого учащегося в личностно- ориентированном обучении; способствует формированию объективной самооценки; формирует чувство ответственности за обучение.

О.Н. Крылова в методическом конструкторе предлагает следующие группы приемов формирующего оценивания предметных и метапредметных результатов:

1. Сочинения. Эссе. Заметки.

2. Высказывания.

3. Матрицы. Алгоритмы. Карты.

4. Таблицы оценивания.

5. Сигналы.

6. Ученик в роли учителя.

7. Перевод информации.

Эссе

При изучении иностранного языка мы развиваем в себе сразу несколько навыков: словарный запас, грамматикучтениефонетику (понимание), произношениеи письмо. Причем навык письма не зря стоит в завершении этого ряда, ведь он объединяет в себе все предыдущие умения. Так что тогда такое эссе на английском? Не что иное, как показательная письменная работа, демонстрирующая весь комплекс знаний и умений ученика по иностранному языку. Когда мы пишем сочинение, мы формулируем мысли, облекаем их в слова, грамматически верно составляем предложения и во время проверки читаем (произносим) этот текст про себя.

Так что можно сказать, что образец эссе по английскому – это ярчайший пример речевых навыков человека, ведь чтобы самостоятельно написать такую работу, нужно в достаточной мере овладеть иностранной речью. При выполнении эссе  на английском языке удобно использовать прием  письменные задания с ошибками. Учитель  просит найти и исправить ошибки и дать объяснения. Для проведения самоконтроля проделанной работы при написании письма или эссе необходимым является «Checklist», который включает вопросы для обучающихся для предварительной проверки, перед сдачей работы учителю. Checklist служит и как критерии оценивания письменной работы.

Кроме обычного эссе очень хорошим приемом оценивания является краткое эссе, так называемое brief essay.

«Brief Essay» прием, который используется по итогам изучения темы, раздела. Он заключается в написании короткого эссе по вопросам «What was the most difficult/important/interesting/easiest information on the lesson? (какая информация на уроке была самой сложной/важной/интересной/легкой)», «Are there any things you didn't understand? (какая информация непонятна)». Таким образом, можно оценить предметные результаты обучения: просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

Проект как форма оценивания учебных достижений

Еще одним из способов оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это прежде всего движущая сила развития личности и эффективный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В процессе реализации проекта, учащиеся совместно с учителем решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность - мотив - задачи - действия - результат. Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность. Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

Взаимооценивание учащихся как форма оценивания учебных достижений учащихся

Оценка одноклассниками друг друга является полноценным обучающим приемом оценивания, так как при таком оценивании повышается ответственность, объективность учащегося, стимулирует учащегося к познанию дисциплины в котором происходит это оценивании, так как у учащегося есть желание быть компетентным в области оценивании.

Взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.

Возможное преимущество взаимооценивания заключается в том, что учащиеся учатся выявлять сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, происходит анализ собственных учебных достижений.

Так, например, техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе и т.д.

Алгоритм оценивания заключается в следующем:

После проведения урока, учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся, комментируя другую работу, не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента, и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена уже в письменной форме.

Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время. Следующую проверку проводит учитель, после которого может выставить отметку.

Взаимооценивание учащихся как форма оценивания учебных достижений учащихся

Оценка одноклассниками друг друга является полноценным обучающим приемом оценивания, так как при таком оценивании повышается ответственность, объективность учащегося, стимулирует учащегося к познанию дисциплины в котором происходит это оценивании, так как у учащегося есть желание быть компетентным в области оценивании.

Взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.

Возможное преимущество взаимооценивания заключается в том, что учащиеся учатся выявлять сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, происходит анализ собственных учебных достижений.

Так, например, техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе и т.д.

Алгоритм оценивания заключается в следующем:

После проведения урока, учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся, комментируя другую работу, не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента, и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена уже в письменной форме.

Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время. Следующую проверку проводит учитель, после которого может выставить отметку.

Прием «Test Creating» - составления тестов. Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по изученной теме. Мотивационная составляющая данной методики в том, способен ученик сам дать ответ на предлагаемый вопрос, или он хочет получить дополнительную информацию по теме. Такой вид работы целесообразно проводить в качестве закрепления изученного материала, или, наоборот, до изучения новой темы, чтобы выяснить, какие аспекты темы интересны ученикам. Ученику интересно то, что интересно учителю. Если ученики поймут, что диагностики, карты понятий, и даже недельные отчёты читаются учителем, имеют обратную связь и демонстрируют ученикам прогресс в учёбе, ими достигнутый, то формирующее оценивание будет оказывать большой мотивационный эффект. Часто используемым приемом формирующего оценивания на уроках английского языка является перевод информации, «Info Transforation». Переводить можно таблицу в текст и наоборот, график в таблицу, диаграмму в текст, график в текст и т.д. Пример («Spotlight 7», Module 3с – The Person I Admire is S.W. Hawking). Обучающиеся работают с текстом и переводят информацию в таблицу. Name/job Date/place of birth Famous for Studied Problems with health Works on/ books The reasons to admire Учитель может оценить таким образом и предметные и метапредметные результаты.

Используя все формы оценивания, можно видеть каждого ученика в учебном процессе. Понимая всю важность и значение оценивания в учебном процессе, необходимо вовлекать учащихся в процесс оценивания самих себя и одноклассников. Самоценивание и взаимная оценка является важным для учащихся в том, что они развивают в себе самостоятельность, умения правильно, адекватно оценивать свои учебные достижения, а также давать оценку достижении своих одноклассников, таким образом, учащиеся могут планировать алгоритм своей академической деятельности с учетом своих способностей и психологических особенностей.

Использование современных технологии оценивании академических достижении учащихся позволяет не только оценивать адекватно, минимизировать субъективность в оценке, но и вовлекать в оценивании самих учащихся, учить их самостоятельности, воспитывать в них чувство уверенности в овладении теми или иными знаниями, в частности иностранным языком. Так как процесс обучения является взаимодействия ученика и учителя, их сотрудничество в учебной и воспитательной деятельности могут дать высокие результаты.

Список литературы

1. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания: методический конструктор: методическое пособие.- М.: ООО «Русское слово- учебник»,2016.- 80 с. 4. Формирующее оценивание - сущность, технологии, - режим доступа: http://sandbox.openclass.ru/node/137655

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644) [электронный ресурс], - режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227 3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках английского языка

Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель,...

Формирующее оценивание на уроках английского языка.

 Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися...

Формирующее оценивание на уроках английского языка

Формирующее оценивание на уроках английского языка...

Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка

Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка...

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

Доклад на тему "Формирующее оценивание на уроках английского языка"

Описание приемов  формирующего оценивания на уроках английского языка...

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....