Форматы учебного диалога на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс)

Никищенкова Светлана Андреевна

Проблеме обучения диалогической речи посвящен ряд работ методистов, в которых отражены различные точки зрения и подходы к этой проблеме. Тем не менее, эта проблема продолжает оставаться острой. Развитие диалогической речи требует поисков более рациональной методики обучения, при которой желаемые практические результаты достигались бы с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы увлекательным для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formaty_uchebnogo_dialoga.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Форматы учебного диалога на уроках английского языка

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь, цель которой научить общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию.

В нашем лицее мы работаем по УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю. Ваулина, О. Подоляко.

Проблеме обучения диалогической речи посвящен ряд работ методистов, в которых отражены различные точки зрения и подходы к этой проблеме. Тем не менее, эта проблема продолжает оставаться острой. Потому что, к сожалению, в нашей жизни существует разрыв между теорией и практикой. Приведу пример. На протяжении последних лет, каждый год в моих группах появляются  новые ученики из разных городов нашей страны  и нашего города, которые не составляли своих собственных диалогов, а учили все один диалог, представленный авторами учебника. Т.е. их учителя игнорировали концепцию обучения диалогической речи авторов учебника, их рекомендации по методике.

В рамках работы нашей гуманитарной кафедры я узнала о 2 типах диалога и функциях учителя. В центро-стремительном типе – учитель находится в коммуникативно-сильной позиции, он все реплики стягивает на себя, он в центре диалогической речи. А в модерирующем типе – дети в коммуникативно-сильной позиции, а учитель организует, корректирует их работу. Меня заинтересовала эта проблема. Как поставить детей в коммуникативно-сильную позицию в работе над диалогом?

 Результатом моего микроисследования стал открытый урок-обобщение по теме «Описание внешности» в 5классе, разыгрывался диалог-расспрос: запрос и сообщение информации о третьем лице, где я показала, что диалогическая речь может быть помощником на разных этапах урока.

Хотелось бы остановиться на этапе, когда учащиеся разыгрывают свои собственные диалоги на уроке.  

На практике часто, разыграв диалог и получив отметку, с чувством выполненного долга, ответившие ребята не всегда внимательно дальше слушают остальных, таким образом, выпадая из процесса погружения в диалогическую речь. Поэтому, перед тем как учащиеся начинают разыгрывать диалог, остальным даю задание - внимательно слушать и делать пометки.                                                                                                                                        После окончания диалога, слушатели сами задают друг другу вопросы по содержанию и отвечают на них. Таким образом, учащиеся переходят из позиции активного слушателя в позицию активного спрашивающего и отвечающего.

 Такой способ работы, когда учащиеся сами задают вопросы, позволяет поставить их в коммуникативно-сильную позицию.

Это предоставляет учащимся возможность больше говорить на уроке, доводить до автоматизма употребление лексико-грамматических структур, которые могут пригодиться в жизненных ситуациях и свести к минимуму время, когда говорит учитель. Считаю, что урок должен быть спланирован для обучения школьников, а не для практики учителя.

В следующем модуле, при изучении темы «У ветеринара», снова апробировала этот способ работы.

 Вот какую оценку дали учащиеся этому в рефлексии после урока «нет времени отвлекаться, постоянно приходится быть внимательными, это труднее, но и интереснее…»

Конечно, не все было легко. Некоторые дети допускают ошибки.  Другие – не очень активны, предпочитают отсидеться. Учителю тоже нужно перестроиться, больше дать самостоятельности детям.  Есть над чем работать.   С моей стороны – обеспечить положительный эмоциональный настрой, чтобы не боялись говорить, даже если с ошибками. Результативность я рассматриваю в 3 аспектах, как требует ФГОС.

          1.Личностные результаты

повышение мотивации к изучению английского языка

2.Предметные результаты

Развитие умений диалогической речи, употребления общих, специальных вопросов

3.Метапредметные результаты

коммуникативные УУД – приобретают умения речевого взаимодействия, сотрудничества с учителем и сверстниками

познавательные УУД    - активизация слушания, поиск необходимой информации

регулятивные    УУД     - развиваются умения ставить задачу, рефлексивные умения

Этот способ работы я перенесла на работу с презентацией по теме «Знаменитые люди». На открытом уроке учащиеся рассказывали о знаменитом человеке, а слушающие делали пометки в подготовленных анкетах. После окончания презентации и небольшого обсуждения в парах, ребята задавали вопросы друг другу и отвечали на них, они опять были в коммуникативно-сильной позиции. Не секрет, что иногда на практике, работа над презентацией сводится просто к формальному прослушиванию информации по предмету.

После проведения открытого урока, одна из коллег сообщила, что тоже апробировала этот прием на своих учащихся, отметив сложность этого приема, т.к. при постановке вопросов дети делают много ошибок. Это понятно, задавать вопросы труднее, чем отвечать.

 Диалог приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка. 

Говоря о развитии диалогической речи, нам всем бы хотелось, чтобы   желаемые практические результаты достигались с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для учащихся.

Поэтому я стараюсь, чтобы диалогическая речь присутствовала на каждом уроке, давая учащимся больше времени на практику устной речи, вовлекая их в тему урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Работа с диалогом на уроках английского языка

В своеём материале я показала поэтапную работу с диалогом для достижения реальных результатов....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Технология проблемного обучения. Дискуссия и сочинение в формате «за»\ «против» на уроках английского языка

Развитие логических умений на уроках английского языка играет большую роль. Одно из основных умений – это умение аргументировано доказывать свою точку зрения. Задания на развитие умения доказывать сос...

«Формирование умения диалога на уроках английского языка»

Работа на методическую тему " Формирование умения диалога на уроках английского языка" будет полезна для учителей английского языка и студентов для использования ее как темы выступлений на п...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....